Рассчитать сумму налога на транспортное средство

Повышающий коэффициент транспортного налога 2017 года, как ожидается, будет применяться к более широкому перечню транспортных средств. Пока этот перечень не опубликован. О причинах расширения списка и порядке применения повышающего коэффициента расскажем в настоящей статье.

Повышающий коэффициент транспортного налога — что это такое?

Повышающий коэффициент транспортного налога (ТН) был введен в НК РФ в 2014 году. Он применяется в отношении некоторых категорий транспортных средств (ТС) и зависит от средней стоимости авто и его возраста.

Так, п. 2 ст. 362 НК РФ предусмотрены следующие коэффициенты:

  • 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 2 до 3 лет;
  • 1,3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло от 1 года до 2 лет;
  • 1,5 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 1 года;
  • 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 до 10 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
  • 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 до 15 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, а также легковых автомобилей средней стоимостью более 15 млн руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.

Порядок расчета средней стоимости определяет Минпромторг России. Он же размещает на своем сайте в Интернете перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., налог по которым нужно считать с повышающим коэффициентом.

Перечни можно найти на сайте Минпромторга (раздел «Документы»):

  • на 2016 год — в информации от 26.02.2016;
  • на 2015 год — в информации от 27.02.2015;
  • на 2014 год — в информации от 28.02.2014 (см. письма Минфина России от 01.06.2015 № 03-05-04-04/31532, ФНС России от 11.06.2015 № БС-4-11/10285).

Возраст автомобиля определяется с учетом года его выпуска (письмо Минфина России от 23.01.2015 № 03-05-05-04/1817).

Заметим, что размер повышающего коэффициента принципиально знать только плательщикам ТН — организациям, т. к. они рассчитывают налог самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ). За «физика» коэффициент применит инспекция.

О том, как заполнить декларацию и в какие сроки она сдается в ИФНС, читайте в материале .

Повышающий коэффициент транспортного налога в 2017 году

Для 2017 года данные о повышающем коэффициенте на сайте Минпромторга пока не опубликованы. Однако ожидается, что в сравнении с 2016 годом он традиционно вырастет. Связано это с продолжающимся ростом инфляции и с соответствующим ей увеличением цены на автомобили. Поэтому к уплате налога в повышенном размере за 2017 год надо готовиться большему числу владельцев автотранспорта.

Список дорогостоящих авто, который будет применяться с 2017 года (п. 2 ст. 362 НК РФ), должен появиться на сайте Минпромторга не позднее 01 марта.

Повышающий коэффициент по транспортному налогу следует учитывать при расчете не только суммы налога за год, но и авансов по нему (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

О процедуре расчета налога на транспорт подробнее читайте в статье .

Коэффициент Кв транспортного налога за 2016-2017 годы — когда использовать?

Коэффициент Кв — это так называемый коэффициент владения транспортным средством. Он применяется при расчете налога по ТС, в том числе по автомобилям, которыми плательщик владел неполный год, то есть по купленным или проданным в течение года.

Данный коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). Полным считается тот неполный месяц, в котором транспорт приобретен до 15 числа или выбыл после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Плательщики-организации указывают значение применяемого коэффициента в декларации по транспортному налогу — в строке 130 раздела 2. Оно приводится в виде десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей (п. 5.12 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом ФНС России от 20.02.2012 № ММВ-7-11/99@).

Физлица могут видеть этот коэффициент в уведомлении на уплату имущественных налогов. Здесь он выглядит как простая дробь, в числителе которой стоит число месяцев владения автомобилем, а в знаменателе число 12, т. е. количество месяцев в году.

Расчет налога на транспорт производится с учетом коэффициента Кв. О том, что это такое, и как он определяется, вы можете прочитать в данной статье.

Коэффициент Кв транспортного налога в 2016-2017 году – юридическим лицам

Коэффициенты, повышающие налоговое бремя, были установлены еще в 2014 году. Они действуют по настоящее время. Коэффициенты для расчета транспортного налога такие:

  • 1,1 – применяется к авто, стоящим от 3х до 5и миллионов рублей, выпущены от двух до трех лет назад;
  • 1,3 – по отношению к авто, средняя цена которых от 3х до 5и миллионов рублей, которые выпущены один или два года назад;
  • 1,5 – в отношении авто, стоимостью от 3х до 5и миллионов рублей, выпущены менее года назад;
  • 2 – используется для автомобилей, стоящих от 5и до 10и миллионов рублей, со времени их выпуска прошло менее пяти лет;
  • 3 – для авто, средняя стоимость которых от 5и до 10и миллионов рублей, были выпущены не более десяти лет назад;
  • 3 – для авто с ценой более 15и миллионов рублей, которые были выпущены менее, чем двадцать лет назад.

Возраст машины

По налоговому законодательству число лет, которое прошло с момента выпуска машины, определяется в календарных годах, которые прошли с года выпуска, и по состоянию на начало января текущего года. При этом, в соответствии с одним из писем Министерства Финансов, отсчет возраста авто необходимо начинать с начала января того года, который идет за годом выпуска. Год, за который происходила уплата налога в последний раз, также включается в возраст.

Стоимость машины

Список машин, стоимость которых превышает три миллиона рублей, размещен на веб-сайте Минпромторга. Он обновляется ежегодно первого марта. В настоящее время в нем находится сто девяносто одна модель различных марок.

Понижающий коэффициент

Существуют не только повышающие, но и понижающие. Понижающие коэффициенты применяют в следующих случаях:

  • Владелец машины владеет ей меньше, чем один год, являющийся отчетным периодом;
  • Машину угнали в отчетном периоде.

Чтобы воспользоваться коэффициентом при угоне авто нужно сообщить о произошедшем в полицию. В прокуратуре обязательно должно завестись уголовное дело.

Для получения права на использование коэффициента нужно предоставить в налоговую инспекцию соответствующие справки из полиции. Также, нужно подать заявление с просьбой уменьшить налоговое бремя. Документы можно подать только лично, и только после идентификации личности.

Понижающие коэффициенты также могут применять льготники. Льготник может воспользоваться данным коэффициентом, если лично обратиться в налоговую службу и предоставит ей заявление, а также документы, подтверждающие его право на получение льготы.

Льготы могут получить многодетные семьи, инвалиды, пенсионеры и другие. В каждом регионе список льготников различный.

Коэффициент владения

Существует еще такой коэффициент, как коэффициент владения. Для его определения необходимо разделить количество месяцев, которое владелец пользуется своим автомобилем, на количество месяцев в налоговом периоде (12). Месяц продажи или приобретения машины учитывается как полный.

В случае, когда авто было зарегистрировано и снято с учета в одном и том же месяце, коэффициент владения будет равным 0,8 (1/12).

Кто устанавливает эти коэффициенты

Все коэффициенты, как повышающие, так и понижающие, устанавливает государство. Региональное законодательство не может их изменить или ввести свои.

Начиная с 2014 года, при уплате транспортного налога на территории Российской Федерации на некоторые автомобили введён повышающий коэффициент. В статье расскажем про повышающий коэффициент транспортного налога, поможем автовладельцам без ошибок определить размер уплаты.

Повышающий коэффициент транспортного налога в 2017 году

Размер повышающего коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля и года выпуска. Определение средней стоимости автомобиля регулирует приказ Минпромторга России от 28.02.2014 г. № 316 «Об утверждении Порядка расчёта средней стоимости легковых автомобилей в целях главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации».

Таблица повышающих коэффициентов

Сумма транспортного налога на дорогостоящие легковые автомобили исчисляется с учётом повышающего коэффициента (п.2 ст.362 НК РФ):

Размер повышающего коэффициента Средняя стоимость автомобиля Возраст автомобиля
1,1 3 000 000 – 5 000 000 рублей 2-3 года
1,3 3 000 000 – 5 000 000 рублей 1 — 2 года
1,5 3 000 000 – 5 000 000 рублей до 1 года
2 5 000 000 – 10 000 000 рублей до 5 лет
3 10 000 000 – 15 000 000 рублей до 10 лет
3 от 15 000 000 рублей до 20 лет

В соответствие с п.2 ст.362 НК РФ возраст автомобиля исчисляется с года выпуска, а не с момента покупки автомобиля в автосалоне.

Пример 1. Расчёт транспортного налога на легковой автомобиль Audi Q7 quatro дизель с объёмом двигателя 2967 куб.см. будет производиться с учётом повышающего коэффициента:

  • с момента покупки до 1 года – 1,5;
  • 1-2 года – 1,3;
  • 2-3 года – 1,1.

Повышающий коэффициент в разных регионах

Повышающий коэффициент для всех регионов Российской Федерации одинаков, но транспортный налог может отличаться от региона к региону. Связано это с тем, что транспортный налог является региональным налогом, регулируемый органами власти местного самоуправления. Учитывая различие между регионами в части транспортного налога, итоговый размер транспортного налога с учётом повышающего коэффициента так же будет несколько отличаться.

В связи с этим, прежде, чем начать производить расчёт транспортного налога на дорогостоящий легковой автомобиль – необходимо обратиться к местным налоговым органам с целью уточнения налоговой ставки, региональных льгот. Если физическим лицам ФНС произведёт расчёт и уведомит об уплате, то юридическим лицами необходимо производить самостоятельное исчисление транспортного налога с целью уплаты авансовых платежей и налога по окончании налогового периода.

Расчёт средней стоимости автомобиля

Для получения информации о том, какой же повышающий коэффициент применить к легковому автомобилю и, как следствие, безошибочного исчисления транспортного налога – необходимо произвести расчёт средней стоимости автомобиля. Регулирует расчёт средней стоимости приказ Минпромторга России от 28.02.2014 г. № 316. На основании данного документа предоставляется возможность производить расчёт средней стоимости автомобилей:

  • произведённых на территории РФ (или на территории РФ присутствует уполномоченное лицо производителя);
  • не произведённых на территории РФ (уполномоченное лицо производителя не присутствует на территории РФ).
Автомобиль произведён на территории РФ Автомобиль не произведён на территории РФ

средняя стоимость автомобиля

коэффициент приведения каталожной цены автомобиля в рублёвом эквиваленте

сумма утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины за подобный автомобиль

Исчисление транспортного налога с учётом повышающего коэффициента

После того, как будет произведён расчёт средней стоимости автомобиля, установлен повышающий коэффициент – можно приступать к исчислению транспортного налога. С этой целью необходимо прибегнуть к следующей формуле:

Необходимо уяснить, что в соответствие с п.3 ст.362 НК РФ есть некоторые особенности при определении количества месяцев владения автомобилем:

  • если автомобиль зарегистрирован в ГИБДД после 15 числа или снят с учёта до 15 числа – данный месяц при расчёте транспортного налога не учитывается;
  • если автомобиль зарегистрирован в ГИБДД до 15 числа или снят с учёта после 15 числа – данный месяц будет учитываться при расчёте транспортного налога.

Пример 2. Крылов В.В. зарегистрировал свой автомобиль 18 марта 2016 года – при расчёте транспортного налога за 2016 год март в расчёт не берётся. Воробьёв В.В. снял с регистрационного учёта автомобиль 17 сентября 2016 года – при расчёте транспортного налога за 2016 год сентябрь будет учитываться.

Пример расчета транспортного налога с повышающим коэффициентом

На балансе ООО «АБВ» находится легковой автомобиль Audi Q7 quatro 2015 г.в., дизель, объём двигателя 2967 куб.см., мощность 233 л.с. Транспортный налог будет рассчитан за 2016 год. Данный автомобиль был приобретён у официального дилера в Российской Федерации, в связи с чем возможно расчёт средней стоимости производится следующим образом:

  • 3050000 + 3250000 = 3150000 рублей
  • Повышающий коэффициент составит 1,3
  • Налоговая ставка 7,5
  • Размер транспортного налога составит 233 * 7,5 * 1,3 * 12 = 27261 рубль

ООО «АБВ» будет производить уплату транспортного налога путём перечисления авансовых платежей по окончании отчётных периодов: 27261 / 4 = 6815,25 рублей

Когда и где используется повышающий коэффициент

Ошибки в использовании повышающего коэффициента

Если исчислением транспортного налога для физических лиц занимаются налоговые органы, то юридические лица выполняют данную процедуру самостоятельно. При этом очень важно в этом случае не допустить ошибок, чтобы не оказаться среди должников по неуплаченному транспортному налогу, т.к. даже если налог уплачен частично – всё равно обязательство налогоплательщика в данном случае будет рассматриваться неисполненным.

Среди распространенных ошибок встречаются следующие:

Ошибки Пояснение
Неверно определён возраст автомобиля

В соответствие с п.2 ст.362 НК РФ и письмом ФНС России от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@ срок исчисления количества лет начинается с года выпуска автомобиля.

Например: автомобиль стоимостью 4 000 000 рублей выпущен в 2013 году. В 2016 году повышающий коэффициент к транспортному налогу в отношении данного автомобиля не применяется, т.к. количество лет, прошедших с момента выпуска автомобиля, составляет 4 года.

Автомобиль не обнаружен в Перечне автомобилей Минпромторга, по которым введён повышающий коэффициент, поэтому повышающий коэффициент на начислили В случае, если в Перечне Минпромторга автомобиль не обнаружен, но по возрасту и стоимости должен подлежать начислению повышающего коэффициента – не применить коэффициент будет считаться ошибкой, повлекшей недоуплату транспортного налога. Минпромторгом разработана методика расчёта средней стоимости автомобиля, используя которую возможно произвести расчёты как для автомобиля, дилер которого находится на территории РФ, так и для автомобиля, дилер которого на территории РФ не присутствует. В случае отсутствия дилера на территории РФ данные о рекомендованной розничной стоимости возможно получить в таких каталогах, как «Audatex», «DAT», «Kelley Blue Book», «Mitchel», «Motor», «Canadien Black Book», «Schwacke».
Повышающий коэффициент не применяется к авансовым платежам по уплате транспортного налога В соответствие с п. 2.1 ст. 362 НК РФ и Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» исчисление сумм авансовых платежей налогоплательщиками-организациями необходимо производить с учётом повышающего коэффициента.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Я приобрёл автомобиль Audi Q7 quatro 2015 г.в., дизель, объём двигателя 2967 куб.см., мощностью 233 л.с. в феврале 2016 года за 1 500 000 рублей. Будет ли применяться повышающий коэффициент к моему автомобилю, если стоимость не превышает 3 000 000 рублей? В договоре купли-продажи стоимость автомобиля указана.

На момент исчисления налога возраст Вашего автомобиля составит 2 года. Автомобиль данной марки и модели указан в Перечне Минпромторга. Среднюю стоимость автомобиля возможно рассчитать, получив необходимую информацию у дилера Audi, находящегося на территории Российской Федерации. По имеющейся информации от дилера стоимость Вашего автомобиля будет превышать 3 000 000 рублей, в связи с чем повышающий коэффициент к транспортному налогу будет применяться. Данные, указанные в договоре купли-продажи, при исчислении транспортного налога не учитываются. Регулирует данный вопрос ст.362 НК РФ.

Вопрос №2. В п.2 ст.262 НК РФ говорится о налогоплательщиках-организациях. Распространяется ли повышающий коэффициент на дорогостоящие автомобили, находящиеся в собственности физических лиц?

Все владельцы дорогостоящих легковых автомобилей обязаны производить уплату транспортного налога с применением повышающего коэффициента. Разница лишь в том, что физические лица производят уплату транспортного налога, рассчитанный налоговыми органами, а юридические лица производят самостоятельный расчет. Уплата физическими лицами производится один раз в год после получения уведомления, а юридические лица производят авансовые платежи и уплату налога после подачи декларации.

Вопрос №3. Я приобрёл легковой автомобиль Audi Q7 quatro 2015 г.в., дизель, объём двигателя 2967 куб.см. в 2017 году. Означает ли это, что я буду оплачивать повышающий коэффициент за 2017 год как за автомобиль до 1 года?

Срок исчисления количества лет автомобиля, начинается не с момента продажи, а с года выпуска автомобиля. Таким образом, транспортный налог за 2017 год необходимо исчислять, учитывая возраст автомобиля, а именно 3 года. Начиная с 2018 года, повышающий коэффициент на транспортный налог по отношению к Вашему автомобилю применяться не будет.

Вопрос о введении налога на роскошь поднимался еще с 2003 г. В Госдуму не единожды поступали законопроекты, предусматривающие введение дифференцированной ставки НДФЛ с целью снижения уровня социального неравенства, однако ни один из них не нашел поддержки парламентариев. А в 2012 г. Президент страны Владимир Путин, обращаясь с ежегодным посланием к Федеральному Собранию РФ, заявил, что нельзя отказываться от "плоской" шкалы НДФЛ, поскольку прогрессивное налогообложение граждан не обеспечит социальной справедливости. По его мнению, введение прогрессивного налогообложения станет бременем для миллионов людей со средними доходами. "Если вы начнете считать, к чему это приведет, вы убедитесь, что так оно и будет. Будет уход от налогов и недополучение в бюджет, в казну соответствующих объемов денег от этого налога. А значит - у нас возникнут дефициты по поводу финансирования армии, пенсий, бюджетной сферы. Поэтому действовать в этой сфере нужно крайне аккуратно", - говорил тогда Путин. В то же время он выступил за введение в стране "налога на роскошь", подчеркнув, что Правительству РФ необходимо в первой половине 2013 г. реализовать принятые принципиальные решения по "налогу на роскошь", включая элитную недвижимость и дорогие автомобили.

Изначально предполагалось, что объектом обложения "налогом на роскошь" будут элитная недвижимость и дорогие автомобили. Однако в итоге было принято решение взимать налог в повышенном размере пока только с владельцев ТС, стоимость которых превышает 3 млн руб. Соответствующий Закон от 23 июля 2013 г. N 214-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 г.

Повышающие коэффициенты

Итак, в соответствии с п. 2 ст. 362 Налогового кодекса в редакции Закона N 214-ФЗ теперь владельцы легковых автомобилей, стоимость которых более 3 млн руб., будут с учетом повышающих коэффициентов.

Стоимость, млн руб.

Коэффициент в зависимости от количества лет с года выпуска ТС

от 1 до 2 лет

от 2 до 3 лет

Как видим, для того, чтобы определить, какой, собственно, коэффициент нужно применять, необходимо знать "возраст" автомобиля и его стоимость. Причем в данном случае речь идет вовсе не о стоимости, по которой "люксовая" легковушка была приобретена. Но обо всем по порядку.

"Возраст" автомобиля

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 361 Налогового кодекса для расчета транспортного налога количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется в календарных годах, прошедших с года выпуска транспортного средства, и по состоянию на 1 января текущего года. При этом, как разъяснил Минфин России в Письме от 29 марта 2010 г. N 03-05-05-04/08, отсчет лет начинается с 1 января года, следующего за годом выпуска транспортного средства, и включает в себя год, за который уплачивается налог.

Таким образом, если автомобиль, к примеру, выпущен в 2013 г. (вне зависимости от месяца выпуска - в январе или в декабре), то для целей исчисления транспортного налога на 1 января 2014 г. ему "исполняется" один год. Соответственно, в случае, когда ТС выпущено в 2012 г., то на 1 января 2014 г. ему уже "стукнет" два года.

Средняя стоимость ТС

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. согласно п. 2 ст. 362 Кодекса должен ежегодно не позднее 1 марта размещаться на официальном интернет-сайте Минпромторга. Во исполнение данной нормы 28 февраля 2014 г. на сайте указанного министерства появился соответствующий Перечень. Всего в нем поименована 191 модель легковых автомобилей таких марок, как Aston Martin, Audi, Bentley, BMW, Bugatti, Cadillac, Ferrari, Hyundai, Infiniti, Jaguar, Jeep, Lamborghini, Land Rover, Lexus, Maserati, Mercedes-Benz, Nissan, Porsche, Rolls-Royce, Toyota и Volkswagen. В Минпромторге отмечают, что при формировании указанного Перечня учитывались статистические данные, данные таможенной статистики и информация о сделках с соответствующими моделями.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей также определяется Минпромторгом. Соответствующий Приказ ведомства от 28 февраля 2014 г. N 316 прошел регистрацию в Минюсте 2 апреля 2014 г. (документ вступает в силу 20 апреля 2014 г.). В нем представлены две формулы.

Первая формула применяется в случаях, когда производитель или его уполномоченное лицо представлены на территории РФ. Эта формула выглядит следующим образом:

Спр = (Р1 + Р2) / 2

Спр - средняя стоимость автомобиля;

При этом показатели Р1 и Р2 Минпромторг будет запрашивать у автопроизводителей или их уполномоченных лиц.

Вторая формула несколько сложнее. Она применяется в случае, если автопроизводитель или его уполномоченное лицо не представлены на территории РФ или когда сведения о рекомендованной розничной цене ТС не поступили в Минпромторг. По ней же определяется средняя стоимость автомобиля, с момента выпуска которого прошло более 5 лет. Эта формула выглядит так:

Ck - средняя стоимость автомобиля;

Pcr max - максимальная цена продажи автомобиля на территории РФ данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным каталогов;

Pcr min - минимальная цена продажи автомобиля на территории РФ данной марки, модели, базовой версии автомобиля и года выпуска по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода по данным каталогов;

Kt - коэффициент, равный сумме утилизационного сбора и ввозной таможенной пошлины, уплачиваемых за подобный автомобиль;

Kc - коэффициент приведения каталожной цены автомобиля в цены в рублевом эквиваленте согласно валютному курсу года выпуска автомобиля. Таковой, в свою очередь, определяется по формуле:

Q1 - курс инвалюты к валюте Российской Федерации, установленный Банком России на 1 января года выпуска автомобиля;

Q2 - курс инвалюты к валюте Российской Федерации, установленный Банком России на 31 декабря года выпуска автомобиля.

Ну а если данные о ценах автомобилей берутся из российских каталогов, то расчеты производятся при коэффициентах Kc = 1 и Kt = 0.

С одной стороны, конечно же, если бы в расчетах использовалась покупная стоимость автомобиля, было бы значительно проще. С другой - понятно, почему законодатели пошли иным путем. Ведь в целях снижения налогового бремени, думается, в договорах купли-продажи ТС стороны по договоренности указывали бы минимальные цены.

Расчет налога: от общего...

Совершенно очевидно, что средняя стоимость автомобиля в целях применения коэффициентов на дорогие автомобили по "методике", утвержденной Минпромторгом, будет определена не ранее декабря текущего налогового периода. Получается, что только тогда у организаций появится возможность точно определить, какой именно повышающий коэффициент следует применять при расчете транспортного налога. Тогда возникает вопрос: а как же тогда по транспортному налогу?

Напомним, что транспортный налог является региональным. Устанавливается он законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК). Субъекты РФ определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.

Объектом обложения транспортным налогом признаются ТС, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (ст. 358 НК). Налоговым периодом по транспортному налогу в соответствии со ст. 360 Кодекса признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II и III кварталы. При этом региональным властям дано право не устанавливать отчетные периоды.

Сумму налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода, рассчитывают путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку (п. 2 ст. 362 НК). Причем если субъекты РФ не отменили отчетные периоды по данному налогу, то по итогам года нужно заплатить разницу между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих перечислению по окончании отчетных периодов. В свою очередь авансы составляют 1/4 от произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК).

... к дорогим автомобилям

В том случае, если региональные власти при введении транспортного налога воспользовались своим правом и не установили отчетные периоды по данному налогу, повышающий коэффициент без каких-либо вариантов применяется единожды - при расчете налога за год. К тому моменту все данные, включая среднюю стоимость ТС, уже должны быть известны. Ведь согласно п. 1 ст. 363 Кодекса срок уплаты транспортного налога не может быть ранее 1 февраля, следующего за отчетным годом.

Вопрос может возникнуть при расчете авансовых платежей по транспортному налогу, если законом субъекта РФ отчетные периоды по налогу все же установлены. Однако, как следует из Письма ФНС России от 24 марта 2014 г. N БС-4-11/5316, волноваться в данной части также не стоит. Чиновники особо подчеркнули, что повышающий коэффициент необходимо применять к сумме налога при уплате транспортного налога за налоговый период.

Порядок расчета транспортного налога на дорогие авто продемонстрируем на примерах.

Пример 1 . Предположим, организация, расположенная в г. Москве, приобрела и зарегистрировала в органах ГИБДД автомобиль Hyundai Equus 5.0 V8 GDI 2013 г. выпуска за 2 млн руб. Мощность двигателя 430 л. с. Законом г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 "О транспортном налоге" налоговая ставка для легкового автомобиля, мощность двигателя которого превышает 250 л. с., составляет 150 руб. за "лошадь". Отчетные периоды по налогу не установлены. Автомобиль Hyundai Equus 5.0 V8 GDI поименован в Перечне автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб., который размещен на сайте Минпромторга. Соответственно, при расчете транспортного налога в отношении данного ТС следует применять повышающий коэффициент вне зависимости от того, что фактически он обошелся компании менее чем в 3 млн руб.
Если бы речь шла об обычном ТС с точно такими же характеристиками, то транспортный налог подлежал бы уплате в размере 64 500 руб. (430 л. с. x 150 руб.). Однако поскольку мы имеем дело с дорогим автомобилем, то следует использовать повышающий коэффициент.
Допустим, что по данным Минпромторга, полученным от автопроизводителей, рекомендованная розничная указанного автомобиля на 1 июля 2014 г. составит 3,3 млн руб., на 1 декабря 2014 г. - 3,5 млн руб. Тогда средняя стоимость нашего ТС составит 3,4 млн.
Таким образом, автомобиль попадает в стоимостную категорию от 3 до 5 млн руб. и в "возрастную" - от 1 года до 2 лет. Соответственно, в отношении данного ТС применяется повышающий коэффициент, который равен 1,3. А значит, налог к уплате составит 83 850 руб. (64 500 руб. x 1,3).

Пример 2 . Допустим, что автомобиль, описанный в примере 1, приобрела и зарегистрировала на себя компания в регионе, где законом субъекта РФ установлены отчетные периоды по транспортному налогу. Для наглядности предположим, что региональным законом для легковых автомобилей мощностью 430 л. с. также установлена налоговая ставка 150 руб. за "лошадь". Тогда расчеты с бюджетом должны производиться в следующем порядке:

  1. По окончании I, II и III кварталов необходимо уплатить авансовые платежи по транспортному налогу в размере 16 125 руб. (64 500 руб. : 4).
  2. По итогам года уплачиваем налог в размере 35 475 руб. (83 850 руб. - 16 125 руб. x 3).

На заметку

При исчислении транспортного налога в отношении дорогих легковых автомобилей также применяются и положения п. 3 ст. 362 Кодекса. Данная норма позволяет скорректировать обязательства по налогу в том случае, если ТС было зарегистрировано на организацию не весь налоговый период. В подобных ситуациях применяется теперь уже понижающий спецкоэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых автомобиль зарегистрирован на компанию, к числу календарных месяцев в году. При этом месяц регистрации ТС, а также месяц снятия транспортного средства с учета принимается за полные месяцы.

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Облагать или не облагать – вопросов больше нет!

Не редкость, когда бухгалтер, выплачивая ту или иную сумму работнику, задается вопросом: а облагается ли эта выплата НДФЛ и страховыми взносами? А учитывается ли она для целей налогообложения?

Налоговики против изменения порядка уплаты НДФЛ работодателями

В последние годы неоднократно появлялась информация о разработке законопроектов, авторы которых хотели заставить работодателей платить НДФЛ с доходов своих работников не по месту постановки на учет работодателя-налогового агента, а по месту жительства каждого сотрудника. Недавно ФНС высказалась резко против подобных идей.

Один и тот же счет-фактура может быть одновременно и бумажным, и электронным

Налоговая служба разрешила продавцам, выставившим покупателю счет-фактуру на бумаге, не распечатывать второй экземпляр документа, оставляемый у себя, а хранить его в электронном виде. Но при этом он обязательно должен быть подписан усиленной квалифицированной ЭП руководителя/главного бухгалтера/уполномоченных лиц.

Счет-фактура: строку «идентификатор госконтракта» можно не заполнять

С 01.07.2017 года в счетах-фактурах появилась новая строка 8 «Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)». Естественно, заполнять этот реквизит нужно лишь при его наличии. В противном случае эту строку можно просто оставить пустой.

На основании какого документа выдавать деньги под отчет

Выдача подотчетных сумм может производиться либо на основании письменного заявления подотчетного лица, либо по распорядительному документу самого юрлица.

Транспортный налог: повышающий коэффициент

Начнем с того, что транспортный налог платят все лица, на которые зарегистрированы транспортные средства. Как физические лица, так и юридические. И действие повышающего коэффициента при расчете транспортного налога распространяется на автомобили как принадлежащие гражданам, так и зарегистрированные на юридических лиц.

Компании рассчитывают налог самостоятельно

Но самостоятельно транспортный налог рассчитывают только юридические лица. Остановимся на самостоятельном расчете юридическими лицами суммы транспортного налога. Ведь физические лица платят транспортный налог на основании налогового уведомления. В отношении транспорта, принадлежащего гражданину, налог рассчитывает налоговый орган.

В 2016 году при наличии дорогостоящего автомобиля юридические лица должны рассчитать транспортный налог с применением повышающего коэффициента Кп. Сумма налога рассчитывается отдельно по каждому автомобилю. По общему правилу сумма транспортного налога определяется как произведение:

  • налоговой базы (мощность двигателя автомобиля, выраженная в лошадиных силах),
  • налоговой ставки,
  • доли в праве на автомобиль,
  • коэффициента Кв (отношение месяцев владения транспортным средством в отчетном году к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12)),
  • повышающего коэффициента Кп.

Дорого-богато? Плати налог больше!

Повышающий коэффициент Кп используется при расчете транспортного налога юридическими лицами начиная с 2014 года. Применяется повышающий коэффициент Кп не во всех случаях расчета транспортного налога, а только в случаях, когда компания владеет дорогостоящим автомобилем. Таким образом, законодатель вводит повышенное налогообложение предметов роскоши.

Что же парламентарии понимают под роскошным автомобилем? В 2016 году к дорогостоящим отнесены автомобили стоимостью более 3 миллионов рублей. Кроме стоимости учитывается и срок, прошедший с момента спуска автомобиля с конвейера. Отметим, что вполне вероятно, что в будущем планка для транспорта повысится и дорогостоящими будут признаваться автомобили, цена которых превышает 5 млн рублей (проект Федерального закона).

Применять повышающий коэффициент Кп при расчете транспортного налога в 2016 году нужно, если выполняются одновременно два условия:

  • стоимость автомобиля превышает 3 млн рублей;
  • срок использования автомобиля не превышает срок, установленный НК РФ в целях применения коэффициента.

Как же определить эту стоимость автомобиля? Для начала нужно проверить, есть ли машина в Перечне легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2016 года. Указанный документ утвержден Минпромторгом России 26.02.2016 и размещен на сайте этого ведомства. Перечень автомобилей, по которым введен повышающий коэффициент по транспортному налогу, обновляется ежегодно. В 2016 году в перечень попали свыше 700 моделей (модификаций) автомобилей.

Что считать днем рождения автомобиля

Обратите внимание, что в Перечне содержится указание на количество лет, прошедших с года выпуска (последняя, 6 графа таблицы). По истечении этого срока автомобиль автоматически попадает в категорию «бюджетных». И повышающий коэффициент в таком случае при расчете суммы транспортного налога не используется.

Как же определить срок использования машины? Для определения коэффициента Кп срок, прошедший с момента спуска машины с конвейера, начинает течь с года выпуска автомобиля (включительно). Ведь при определении повышающего коэффициента не используется порядок подсчета срока, который закреплен для целей применения дифференцированных налоговых ставок в п. 3 ст. 361 НК РФ . Для целей применения дифференцированных ставок срок начинает течь с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Например, при расчете транспортного налога за 2016 год по автомобилю стоимостью от 3 до 5 млн рублей, выпущенному в 2013 году, для целей применения повышающего коэффициента срок, истекший с года выпуска, составит 4 года. Поэтому начиная с 2016 года повышающий коэффициент в отношении указанного автомобиля применяться не будет.

Итак, при подсчете срока, истекшего с года выпуска, необходимо начинать с года спуска автомобиля конвейера и заканчивать годом, за который уплачивается налог. Последние разъяснения чиновников основаны именно на таком толковании норм НК РФ (письмо ФНС России от 02.03.2015 N БС-4-11/3274@ ).

Что делать, если вы не нашли автомобиль в Перечене автомобилей, по которым введен повышающий коэффициент по транспортному налогу? В таком случае будьте готовы, что придется рассчитывать среднюю стоимость автомобиля самостоятельно. Для этих целей Минпромторг России разработал Методику расчета средней стоимости легковых автомобилей. Расчет средней стоимости автомобиля в случае отсутствия машины в Перечне Минпромторга России осуществляется по одной из двух формул в зависимости от того, находится ли производитель или дилер на территории России или за рубежом. В первом случае для расчета стоимости автомобиля берется информация от дилеров о рекомендованных розничных ценах. Во втором случае для расчета используются данные автокаталогов ("Audatex", "DAT", "Kelley Blue Book", "Mitchel", "Motor", "Canadien Black Book", "Schwacke").

Предмет роскоши: сумма налога утроится

Итак, ваш транспорт есть в Перечне автомобилей, оценивается в более чем 3 млн рублей и срок его использования превышает установленный НК РФ и Перечнем Минпромторга России в целях применения коэффициента. Значит, сумму налога придется откорректировать на коэффициент. Всего предусмотрено пять видов повышающих коэффициентов в зависимости от года выпуска автомобиля и его стоимости. Информация о повышающих коэффициентах представлена в Таблице 1 (Информация ФНС России «Об исчислении транспортного налога для владельцев дорогостоящих автомобилей»). Минимально сумма налога увеличится всего на 10 процентов. Максимально предусмотрено утроение суммы налога к уплате.

Таблица 1

Считаем ежеквартально

Налог рассчитывается компанией ежеквартально. И так же ежеквартально применяется корректирующий коэффициент.

Обратите внимание, что в 2014 году корректирующий коэффициент применялся только к ежегодной сумме налога. Ежеквартальные платежи рассчитывались без учета корректирующего коэффициента. Корректировка на корректирующий коэффициент производилась только по итогам года (Информация ФНС России «О разъяснении порядка исчисления авансовых платежей по транспортному налогу для дорогостоящих автомобилей»). Но начиная уже с налогового периода 2015 года при исчислении авансовых платежей также применяется повышающий коэффициент (п. 2.1 ст. 362 НК РФ в редакции Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Поэтому в 2016 году и ежегодный, и авансовый платежи по транспортному налогу рассчитываются с учетом коэффициента Кп.

При заполнении налоговой декларации по транспортному налогу повышающий коэффициент (Кп) нужно указать в строке с кодом 150 Раздела 2 декларации по транспортному налогу. В строке 150 налоговой декларации по транспортному налогу за 2016 год надо отразить коэффициент Кп, взяв его из Таблицы 1.