Император николай и александра федоровна. О личной и частной жизни Николая I

Александра Фёдоровна,
урождённая принцесса Фридерика Шарлотта Вильгельмина,
известная также как Шарлотта Прусская, нем. Charlotte von Preußen;
13 июля 1798 года, Потсдам - 2 июля 1860 года, Царское Село -
супруга российского императора Николая I, императрица российская.

Она была сестрой прусских королей Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I, впоследствии первого германского императора.Старшая дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма Третьего и королевы Луизы родилась в 1798 году. Ее нарекли Шарлоттой, – отчасти потому что это было популярное имя в семье прусских королей, отчасти потому что так звали возлюбленную Гетева Вертера.

В 1816 году была сыграна пышная свадьба, и принцесса Шарлотта Прусская стала именоваться великой княгиней Александрой Федоровной. Брак преследовал в первую очередь политические цели: укрепление политического союза России и Пруссии, - однако оказался счастливым и многодетным.

В отличие от супруги царя Александра Первого бывшая «Лоттхен» сразу пришлась русскому Двору «ко двору». Свекровь полюбила ее все с той же немецкой сентиментальностью, – экс-Лоттхен отвечала ей тем же. Не слишком образованная, любезная, очень «понятная» и «своя», веселая, счастливая, красивая, умопомрачительно грациозная, Александра Федоровна стала украшением русского Двора. Замужество предполагало переход невесты в православное исповедание и наречение нового имени, имеющегося в православных святцах.

в 1818 году Александра Федоровна родила своего первенца, и рожать свекровь погнала ее в Москву, – а это уже был знак того, что ожидается появление на свет не просто члена царской семьи, но возможного будущего государя. С немецкой аккуратностью Александра Федоровна «не подкачала» и родила сына Александра. Правда, роды были непростыми, а главное, Александра Федоровна вдруг испытала огромную тревогу за будущее младенца. Вещее сердце матери: ведь родился будущий Александр Второй!.. Это ощущение тревоги ей запомнилось навсегда.

Царь Александр любил именно с ней открывать балы. Юный Пушкин пленился ею и оставался шутливым почитателем А.Ф. всю жизнь. Она тоже платила ему большой приязненностью. Пушкин отмечал в ней легкость духа и человечность счастливого существа. А уж ее красота и изящество… При Дворе молодую прозвали Лалла-Рук в честь героини романтической поэмы Т. Мура. Такой и запечатлел ее Пушкин в «Евгении Онегине»:

…в умолкший тесный круг,
Подобно лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук,
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою
И тихо вьется и скользит
Звезда-харита средь харит.

Настоящая дружба связала Александру Федоровну с ее учителем русского языка – В.А. Жуковским. Вероятно, это была единственная в 19 веке русская государыня, которая даже при помощи Жуковского не смогла «превозмочь» русский язык, зато человеческие качества Василия Андреевича она оценила сполна и именно ему поручила воспитание своего первенца. А в «тесном кругу» семьи и придворных она прекрасно обходилась родным немецким и общеупотребимым французским…
После восшествия супруга на престол в 1825 Александра Фёдоровна становится российской императрицей. 14 декабря 1825 года этот день был самым страшным в жизни Николая и Александры: оба понимали, что не только корона, но и сама их жизнь висит на волоске. С того дня Александра Федоровна стала страдать нервным тиком, а Николай сделался упрямым и жестоким, что пугало ее.

На робкие просьбы жены помиловать декабристов Николай гневно вскричал: «Как ты можешь говорить мне об этом, – ты, ты! Ведь они хотели убить твоих детей!..» Это был, конечно же, «аргумент»: Александра отступила. Но волнения тех дней еще скажутся. Вскоре Александра Федоровна родит третью дочь, которую назовут в ее честь. Александра-младшая будет разительно отличаться от упрямых и бойких старших своих сестер Марии и Ольги тихим нравом, задумчивостью, мягкостью. Она станет любимицей матери и всей семьи, и угаснет в 18 лет, – это будет второй страшный удар для Александры Федоровны.Летом 1828 года Николай и Александра делают визит в Берлин. Здесь, при Дворе отца, русская императрица отпразднует свое 30-летие. Праздник этот войдет в историю немецкой культуры. Еще бы: лучшие поэты воспоют выдержанный в духе средневековых турниров праздник Белой Розы, – так поэтически называют саму Александру Федоровну.

Правда, на торжестве не будет любимого мужа: он срочно уедет в Россию «по делам». Среди этих «дел» – подготовка главного подарка для супруги.
Вскоре после возращения в Питер Александра Федоровна стала хозяйкой еще одного дворца. Шотландец А. Менелас воздвиг в Петергофе здание в духе английских загородных коттеджей, – так его и прозвали: Коттедж. Конечно, герои Диккенсовых хеппи-эндов сочли бы эти апартаменты чересчур пышными, но с точки зрения русской царицы, здесь все было так, как любила она: «маленькое, уютное, удобное и милое». Дворец был отделан в псевдоготическом стиле, его гербом стала белая роза, – любимый цветок А.Ф. и эмблема знаменитого праздника в ее честь в Берлине. Воздвигая этот дворец, Николай как бы говорил жене: молодость позади, начались семейные будни зрелости, – пускай же они будут безмятежными!..

Александра Федоровна любила танцевать буквально «до упаду»: в результате, частые роды (4 сына, 3 дочери и 2 выкидыша на «почве» балов) подточили ее здоровье. В 1832 году врачи категорически запретили ей вести интимную жизнь… «Ради жены» Николай смирился с необходимостью воздержания.После кончины Николая I в 1855 г. она носит титул вдовствующей императрицы.

Александра Федоровна окружена почетом, – сын, новый император, любит ее, да и характером он, кажется, больше в мать. Но силы с каждым годом уходят из когда-то прекрасной женщины. Теперь она многие месяцы проводит на немецких курортах. Однако в начале июля каждого года возвращается в «гнилой» Петергоф, где по-прежнему царит на главном празднике России, – своем дне рождения. Она все так же любезна, мила, грациозна, она сама заваривает чай гостям.
Последний раз императрица-мать делает это в июле 1860 года. Осенью Александра Федоровна слегла окончательно. На призыв священника простить всем обидчикам она возразила: «Да, я прощаю всем, кроме императора Австрии!..» Предательства им Николая она не смогла забыть и на смертном одре.
20 октября 1860 года этой, такой «обыкновенной» и все-таки по-своему замечательной женщины не стало. Последними словами ее были: «Ник, я иду к тебе…»

Александру Фёдоровну связывали дружеские отношения с Пушкиным, который тепло отзывался о ней в своём дневнике.
Александра Федоровна мало интересовалась государственными делами, с 1828 года стала попечительницей благотворительных учреждений, перешедших в ее ведение после смерти свекрови – жены Павла I императрицы Марии Федоровны. Государыня была также покровительницей Императорского женского патриотического общества и Елизаветинского института.
Вела разнообразную светскую жизнь. Николай I окружал свою супругу вниманием, заботой и любовью, создав подлинный культ «белой дамы», ибо символом Александры Федоровны была белая роза.

Для нее возведен дворцово-парковый ансамбль Александрия в Петергофе. Ее именем назван Александринский театр в Санкт-Петербурге.

http://tuba.org.ru/AIII/images/44.jpg

Ей посвящена строка В.А. Жуковского: «гений чистой красоты», повторенная впоследствии А.С. Пушкиным в другом контексте.
Похоронена в Петропавловском соборе.

Александра Фёдоровна с детьми

Дети

Александр Николаевич, будущий император Александр II (1818-1881), женат в первом браке на Марии Гессенской и во втором, морганатическом браке, на княжне Екатерине Долгорукой.
Мария Николаевна (1819-1876), замужем в первом браке за Максимилианом де Богарне (потомство от данного брака сохраняло право престолонаследия), герцогом Лейхтебергским и во втором за графом Григорием Строгановым.
Ольга Николаевна (1822-1892), замужем за вюртембергским королем Карлом I, умерла бездетной.
Александра Николаевна (1825-1844), замужем за ландграфом Фридрихом Гессен-Кассельским, скончалась при родах через год после замужества.
Великий Князь Константин Николаевич (1827-1892), женат на принцессе Александре Саксен-Альтенбургской, оставил потомство.
Великий Князь Николай Николаевич Старший (1831-1891), женат на принцессе Александре Ольденбургской, оставил потомство.
Великий Князь Михаил Николаевич (1832-1909), женат на Цецилии Баденской (Великая Княгиня Ольга Федоровна), оставил потомство.

Распорядок дня и рабочие кабинеты российских монархов

Летом 1828 года Николай и Александра делают визит в Берлин. Здесь, при дворе отца, русская императрица отпразднует свое 30-летие. Праздник этот войдет в историю немецкой культуры: лучшие поэты воспоют выдержанный в духе средневековых турниров праздник Белой Розы, - так поэтически называют саму Александру Федоровну. Правда, на торжестве не будет любимого мужа: он срочно уедет в Россию "по делам". Среди этих "дел" - подготовка главного подарка для супруги.

Замок Шарлоттенбург

Праздник "Волшебство Белой Розы",художник Адольф фон Менцель

Император Николай I и прусский принц Вильгельм (I) у Новой караульни в Берлине. 1835

Вскоре после возвращения в Петербург Александра Федоровна стала хозяйкой нового дворца. Шотландец А.Менелас воздвиг в Петергофе здание в духе английских загородных коттеджей, - так его и прозвали: Коттедж. Конечно, герои диккенсовских произведений сочли бы эти апартаменты чересчур пышными, но с точки зрения русской царицы, здесь все было так, как любила она: "маленькое, уютное, удобное и милое ". Дворец был отделан в псевдоготическом стиле, его гербом стала белая роза, - любимый цветок Александры Федоровны. Воздвигая этот дворец, Николай как бы говорил жене: молодость позади, начались семейные будни зрелости, - пускай же они будут безмятежными!.. После создания для нее дворцово-паркового ансамбля Александрия в Петергофе, императрица стала называть себя "петергофской помещицей ". По традиции именно сюда, а не в Большой Петергофский Дворец все венценосное семейство вместе с детьми выезжало на лето. Александра Федоровна как-то признавалась маркизу де Кюстину: "Жизнь в Петергофском дворце для меня была невыносима. Чтобы отдохнуть от его тяжеловесной позолоты, я выпросила у государя эту обитель. Никогда я не была так счастлива, как здесь ". Речь в письме шла о парке Александрия.

Император Николай I и

Императрица Александра Федоровна с дочерью великой княжной Марией Николаевной,

Карл Павлович Брюллов

Дворец -коттедж

Гостиная во дворце «Коттедж» (Петергоф) ,Эдуард Петрович Гау

Э.П. Гау. Кабинет Николая I в Коттедже. Бумага, акварель. 1855.

Со временем быт высших слоев и Двора демократизировался. Появились публичные маскарады, где высшие сословия могли смешиваться с прилично одетыми "простолюдинами", затевать там интрижки, непринужденно общаться. Публичные маскарады - "хит" петербургских бальных сезонов в 1830-е годы. Это нашло отражение, как минимум, в двух крупных произведениях М.Ю. Лермонтова - в драме "Маскарад" и в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен …" Между тем, мало кто знает, что расцвет маскарадов был связан с определенной очень существенной переменой в интимной жизни августейшей четы. Александра Федоровна любила танцевать буквально "до упаду": в результате, частые роды (4 сына, 3 дочери и два выкидыша на "почве" балов) подточили ее здоровье. В 1832 году врачи категорически запретили ей вести интимную жизнь… "Ради жены " Николай смирился с необходимостью воздержания. Некоторое время супруги развлекались его рассказами о том, как та или иная светская красавица пытается соблазнить царя. Как бы демонстрируя незыблемость своих супружеских уз, Александра намеренно окружает себя прелестными фрейлинами. Кроме того, она искренне любит все прекрасное и изящное. Отсюда и ее настойчивое желание познакомиться и ввести в придворный круг Н.Н. Пушкину.

Портрет семьи Николая Первого в средневековых костюмах

Император Николай I и императрица Александра Федоровна, Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1799-1855)

Костюмированный бал в Зимнем дворце при Николае I, неизвестный художник

Император Николай I на маскараде. А. Ладюрнер

Царская чета постоянно участвует в маскарадах Энгельгардта. Но затем на этих же маскарадах царь заводит одну интрижку, другую, третью, - и уже не рассказывает об этом жене. Зато, как всякий деспот и собственник, он ревниво следит за своей супругой. К ней приставлена графиня Софья Бобринская. Правда, она становится лучшей подругой царицы, - именно Бобринская иногда сопровождает и ее на маскарад. Впрочем, в отличие от мужа и рано повзрослевших дочек императрица может позволить себе разве что легкий флирт, "мазурочную болтовню ", - не больше.

Императрица Александра Федоровна, А.П.Брюллов

Портрет императрицы Александры Федоровны,П.Ф.Соколов

Императрица Александра Федоровна, 1840-1841 гг.,Кристина Робертсон

Императрица Александра Федоровна в 1841 г. ,Кристина Робертсон

На официальных балах царь сам утверждает список тех, с кем будет танцевать его жена, причем чаще раза в два года ни одна фамилия в списке не повторяется… Самое большее, на что смогла отважиться "А.Ф.", было ее увлечение князем А.Трубецким, которого она в переписке с Бобринской называет Бархатом. И хотя Лалла-Рук и Бархат - лишь партнеры по редким танцам, конспирация не излишня: царь в конце концов отсылает Трубецкого за границу. Ходили слухи, что со временем царь "осчастливил " всех более или менее хорошеньких дам и девиц во дворце. Одна придворная дама объяснила путешественнику маркизу де Кюстину, что если б она отказала царю, то первым бы осудил ее за это собственный муж…

Императрица в придворном «русском» платье

Императрица Александра Федоровна в придворном «русском» платье

Графиня Софья Александровна Бобринская, урожд. графиня Самойлова, П.Ф.Соколов

Теперь становится ясным, как задевали, как бесили царя - завзятого лицемера всякие упоминания о "разврате " в высших сферах, которые столь часты у Лермонтова! Отсюда и неожиданно злобная эпитафия Николая I поэту: "Собаке собачья смерть ". А между тем, Николай не на шутку влюбился, да так, что уже не стал скрывать этого. Ее звали Варварой и она была родной племянницей фаворитки его отца знаменитой Нелидовой. Варенька Нелидова была фрейлиной Александры Федоровны. И тут царица вдруг потеряла самообладание, почувствовав, что грянуло не очередное увлечение мужа, а большое чувство. Императрица устроила форменный бунт. Она собралась в Италию и забрала с собой Вареньку. Две недели шли приготовления к поездке. Две недели Николай не говорил жене ни слова, - это единственная, но какая размолвка в их долгой совместной жизни!.. Через несколько дней после отъезда жены царь сорвался с места и полетел вослед путешественницам. В Неаполе они соединились. О чем говорили все трое, знают только они. Но в Петербург троица возвращается вроде бы примиренной.

Императрица Александра Федоровна

Franz Ludwig Catel Spaziergang in Palermo

Салон императрицы Александры Федоровны в Палермо

Нужно отдать должное Вареньке: она - сама деликатность, никогда не афишировала свои особые отношения с царем. Николай также соблюдал абсолютную корректность к жене, и, кажется, еще больше баловал ее, строя для нее прелестные дворцы и даря массу "милых маленьких " (и весьма дорогих) вещей. В московском Кремле по проекту К.А. Тона возводится главный дворец империи, где самые роскошные помещения (несравнимые с его собственными) - апартаменты императрицы. Главный праздник страны - по-прежнему ее день рождения в Петергофе.

Будуар А.Ф. в Кремле

Художник Александр Брюллов

Императрица Александра Федоровна

Императрица Александра Федоровна в кабинете Коттеджа

Современники отмечают, между тем, болезненный вид Александры Федоровны и в то же время то, что она одевается, "как молодая". А в интерьерах романтический антураж молодости сменяется тяжеловесной роскошью нового, буржуазного века. В 1854 году эта новая буржуазная Европа продемонстрирует свою мощь "жандарму " Европы Николаю: разразится война. Из окон Коттеджа можно будет видеть английские военные корабли. Падет Севастополь, вовсю обсуждается возможность высадки англо-французского десанта в окрестностях Петербурга. Бывшие союзники Николая Пруссия и Австрия предают его. В отчаянии царь ищет смерти: на парадах он в одном мундире стоит на пронизывающем зимнем ветру. Наконец, успех достигнут: царь простужается и быстро сгорает в огне болезни. У постели умирающего - Александра Федоровна. В коридоре бродит совершенно обезумевшая от горя Варенька. Царица просит мужа проститься с Нелидовой, - но верный долгу и приличиям, Николай не допускает любовницу к своему одру. Испуганному заплаканному сыну Александру он хрипит: "Держи все !" и сжимает кулак. Это были последние слова Николая.

Император Николай благословляет сына своего Александра Николаевича на царство, 18 февраля 1855 г.

Для России начинается новая эпоха. Новая эпоха начинается и для обеих женщин - вдовствующей императрицы и экс-фаворитки. Нелидова отдает все деньги, которые ей завещал царь (200 тысяч), на благотворительные нужды, оставшись не только без средств к существованию, но и без крова, - ведь до этого, как большинство фрейлин, она жила во дворце. И тут происходит удивительное: на следующий день после смерти Николая его вдова предоставляет сопернице придворную должность! Больше того: теперь обе женщины не расстанутся до смерти Александры Федоровны. Память о любимом человеке сделает их лучшими подругами!

Александра Федоровна,Franz Krüger

Императрица Александра Федоровна, Кристина Робертсон

Петергоф, парк Александрия, Готическая капелла После смерти мужа Александра Федоровна унаследовала Аничков дворец и Александрию, владела также мызами Ропша, Кипень, Дудергофка и Знаменка. Она носит титул вдовствующей императрицы, окружена прежним почетом, - сын, новый император, любит ее, да и характером он, кажется, больше в мать. Но силы с каждым годом уходят из когда-то прекрасной женщины. Теперь она многие месяцы проводит на немецких и французских курортах. Но она по-прежнему олицетворяет блеск и роскошь императорского двора. Если сам император Николай I был непритязателен в быту и мог спать, накрывшись старой шинелью, то Александра Федоровна окружала себя изысканными вещами работы лучших мастеров и жила в роскоши как в России так и за границей. В июле 1857 года в статье "Августейшие путешественники. Вдовствующая императрица ", опубликованной в "Колоколе", Герцен резко порицал ее за "зрелище истинно азиатского бросанья денег, истинно варварской роскоши... Каждый переезд августейшей больной и каждый отдых ее - равняется для России неурожаю, разливу рек и двум-трем пожарам ".

Зичи Михаил Александрович. «Портрет императрицы Марии Александровны, вдовствующей императрицы Александры Федоровны и великой княгини Александры Иосифовны»

Однако в начале июля каждого года она возвращается в "гнилой" Петергоф, где по-прежнему царит на главном празднике России, - своем дне рождения. Она все так же любезна, мила, грациозна, она сама заваривает чай гостям. Последний раз императрица-мать делает это в июле 1860 года. Осенью Александра Федоровна слегла окончательно. На призыв священника простить всем обидчикам она возразила: "Да, я прощаю всем, кроме императора Австрии !.." Предательства им Николая она не смогла забыть и на смертном одре.

Вдовствующая императрица Александра Фёдоровна. Портрет кисти Винтерхальтера. 1856

19 октября 1860 года в Александровском дворце в Царском Селе, эта такая "обыкновенная" и все-таки по-своему замечательная женщина умерла. Последними словами ее были: "Ник, я иду к тебе …" Похороны императрицы состоялись в Петропавловском соборе рядом с мужем, Николаем I.

Варенька Нелидова пережила и ее сына, и ее внука, и увидела коронацию последнего русского императора Николая Второго - правнука своей августейшей подруги. Нелидова ушла из жизни в 1897 году.

Одна из самых красивых женщин первой половины XIX века, немецкая принцесса Шарлотта, ставшая русской императрицей Александрой Федоровной, была творческой натурой. Она замечательно рисовала, писала портреты, занималась резьбой по камню, чеканкой и пр. А когда она умерла, в "Полярной звезде" были опубликованы стихи без подписи:

Умерла императрица...

Что же вышло из того?

Будет горько плакать Ницца,

А Россия - ничего.

Учитывая, что браки царственных особ - прежде всего дело политики, сердечные предпочтения государей обычно во внимание не принимались. Но тем не менее брачный союз Николая I и Александры Федоровны можно считать одним из наиболее удачных. Трудно поверить, что романтичная и сентиментальная принцесса была полностью счастлива с Николаем, вошедшим в историю под прозвищем "жандарма Европы". Наблюдавшим их семейную жизнь, было трудно определить, где дань условностям, а где начинается искренняя привязанность - Александра Федоровна стремилась усердно блюсти весь этикет дворцовой жизни. Некоторым она казалась даже чопорной и строгой. Однако это не было врожденными ее чертами, а диктовалось лишь трогательной преданностью государю и тем самым "уважением святыни семейной жизни", о котором говорил В.А. Жуковский.

13 июля 1798 - 20 октября 1860

супруга российского императора Николая I, императрица российская

Биография

Фредерика Шарлотта Вильгельмина родилась 13 июля 1798 г. и была третьим ребёнком прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги, королевы Луизы. Она была сестрой прусских королей Фридриха Вильгельма IV и Вильгельма I, впоследствии первого германского императора.

13 июля 1817 года вышла замуж за Великого Князя Николая Павловича , брата российского императора Александра I . Замужество предполагало переход невесты в православное исповедание и наречение нового имени, имеющегося в православных святцах. Брак преследовал в первую очередь политические цели: укрепление политического союза России и Пруссии, - однако оказался счастливым и многодетным. После восшествия супруга на престол в 1825 Александра Фёдоровна становится российской императрицей. После кончины Николая I в 1855 году она носила титул вдовствующей императрицы.

Александра Фёдоровна упоминается в строфе «Евгения Онегина», которая не вошла в окончательную редакцию романа, под именем Лаллы-рук. Таково было придворное прозвище императрицы (nom de soci?t?).

Дочь поэта Тютчева Анна Федоровна , фрейлина цесаревны Марии Александровны , в своих воспоминаниях писала об императрице: «Император Николай I питал к своей жене, этому хрупкому, безответственному и изящному созданию, страстное и деспотическое обожание сильной натуры к существу слабому, единственным властителем и законодателем которого он себя чувствует. Для него эта была прелестная птичка, которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, которую он кормил нектаром и амброзией, убаюкивал мелодиями и ароматами, но крылья которой он без сожаления обрезал бы, если бы она захотела вырваться из золоченых решеток своей клетки».

Скончалась 20 октября 1860 года в Царском Селе. Отпевание состоялось 5 ноября; похоронена в Петропавловском соборе.

Дети

  • Александр Николаевич, будущий император Александр II (1818-1881), женат в первом браке на Марии Гессенской и во втором, морганатическом браке, на княжне Екатерине Долгоруковой.
  • Мария Николаевна (1819-1876), замужем в первом браке за Максимилианом де Богарне (потомство от данного брака сохраняло право престолонаследия), герцогом Лейхтебергским и во втором за графом Григорием Строгановым.
  • Ольга Николаевна (1822-1892), замужем за вюртембергским королем Карлом I, умерла бездетной.

Супругу царя Николая I боготворил не только он один. В невестку была влюблена мать императора, ей посвящали стихи лучшие поэты. Жуковский назвал Александру Федоровну "гением чистой красоты", а Пушкин воспользовался ее придворным прозвищем Лалла-Рук, чтобы упомянуть в "Евгении Онегине".

"Битва народов" под Лейпцигом имела не только историческое значение для народов и государств, но и для отдельной семьи. Учитывая, что такой семьей был царствующий дом Романовых, то и опосредовано эта битва опять-таки имела историческое значение. Вскоре после этого сражения, которое состоялось 16-19 октября 1813 года, прусский король Фридрих Вильгельм III (Friedrich Wilhelm III. von Preußen ) принял решение выдать свою дочь за второго брата российского императора, тогда 17-летнего великого князя Николая Павловича.

Впрочем, его старшая дочь Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина (Friederike Luise Charlotte Wilhelmine ) относительно своего будущего некоторое время пребывала в неведении. В начале следующего года, 1814 года, армии союзников вступили в пределы Франции. Вскоре в Берлин въехала карета с императрицей Елизаветой Алексеевной, там она увидела свою будущую невестку и не была разочарована ни внешностью, ни манерами невесты своего сына.

В начале февраля 1814 года визит прусской королевской семье нанесли великие князья Николай и Михаил, следовавшие в штаб-квартиру русской армии и путешествовавшие под именем графов Романовых. Принцессе Шарлотте сразу же приглянулся старший из братьев — красивый и статный Николай. Статс-дама принцессы Шарлотты была категорична в своем выводе о великом князе: "О, какое очаровательное создание! Он дьявольски красив! Это будет самый красивый мужчина Европы!"

"Провидением назначено было решиться счастию всей моей будущности, — писал впоследствии Николай Павлович, — здесь увидел я в первый раз ту, которая по собственному моему выбору с первого раза возбудила во мне желание принадлежать ей на всю жизнь…"

По свидетельству современников Шарлотта очень походила на свою мать, принцессу Мекленбург-Стрелицкую Луизу, признанную красавицу, которая скончалась, когда девочке едва исполнилось 12 лет. Фрейлина русской императрицы отметила "милую наружность и детскую доброту" девушки, а поэт Василий Жуковский впоследствии посвятил Шарлотте такие строки:

Ах! не с нами обитает

Гений чистой красоты;

Лишь порой он навещает

Нас с небесной высоты…

Тем временем великим князьям предстояло ехать дальше, в действующую армию. А дальше было взятие Парижа, низложение Наполеона, Венский конгресс, словом, большая политика. К досаде молодых свадьбу пришлось отложить, но парадоксальным образом этот брак оказался гораздо счастливее, по сравнению с другими сыновьями императора Павла I и Марии Федоровны.

Остается догадываться, было ли это связано с относительно более поздним заключением брака или с личностями брачующихся. Дневники и "Записки" жены Николая Павловича, в отличие, скажем, от писем жены Александра Павловича, где кроме бытовых подробностей есть рассуждения о серьезных вещах, не содержат ничего кроме описаний нарядов, развлечений да никчемных светских сплетен.

Свое 16-летие принцесса Шарлотта справляла среди ликований по поводу разгрома Наполеона и взятия Парижа. Но прошло еще два месяца, прежде чем графиня Фосс поставила Шарлотту в известность, что король собирается выдать ее за великого князя Николая Павловича. Это произошло в середине сентября 1814 года.

, императрица российская .

Фридерика Шарлотта Вильгельмина родилась 13 июля 1798 года и была третьим ребёнком и первой дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы . Она приходилась сестрой прусским королям Фридриху Вильгельму IV и Вильгельму I , первому германскому императору. Потеряла мать в 12 лет.

В молодости Александра Фёдоровна была изрядной кокеткой, сорила деньгами на лучших курортах Европы, почти каждый год ездила с мужем в Германию. Она упомянута в блестящей строфе «Евгения Онегина », которая не вошла в окончательную редакцию романа, под именем Лаллы-Рук . Таково было придворное прозвище императрицы (nom de société ). В эпоху романтизма , когда все поэты и художники воспевали красоты Италии, императрице страстно хотелось побывать в этой стране. Чтобы утолить эту жажду, Николай велел построить для неё в Петергофе павильон в «помпеянском» стиле . В Москве же её имя получил Александрийский дворец .

Согласно воспоминаниям современников, «когда Николай I прочел пасквиль Т.Шевченко на императрицу, то пришел в великий гнев, и вот его собственные слова: „“» После вступления супруга на российский престол получила титул императрицы. Коронация Николая I и Александры Фёдоровны состоялась 22 августа 1826 года в Успенском соборе Кремля . Во время коронации на императрицу были возложен орден Андрея Первозванного .

Положим, он имел причины быть мною недовольным и ненавидеть меня, но её-то за что? Император Николай I питал к своей жене, этому хрупкому, безответственному и изящному созданию, страстное и деспотическое обожание сильной натуры к существу слабому, единственным властителем и законодателем которого он себя чувствует. Для него эта была прелестная птичка, которую он держал взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке, которую он кормил нектаром и амброзией, убаюкивал мелодиями и ароматами, но крылья которой он без сожаления обрезал бы, если бы она захотела вырваться из золоченых решеток своей клетки.

В 1854 году Александра Фёдоровна была как никогда близка к смерти. Через год, после кончины Николая I, она затворилась в Александровском дворце и на протяжении пяти лет носила титул вдовствующей императрицы. Она была окружена избранным кругом любимых фрейлин, читавших ей на ночь Шиллера и Гёте; среди них была и Варвара Нелидова. В эти годы императрица всё чаще болела, лечилась в Швейцарии, Ницце и Риме, а вернувшись из заграничной поездки в июле 1860 года уже не переставала хворать. Александра Фёдоровна скончалась 20 октября 1860 года в Царском Селе, ей было шестьдесят два года.