Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: Непобедимое оружие христиан — новый взгляд на жизнь.

Архиепископ Горловский и Славянский УПЦ Митрофан

Что будет происходить в Горловке, в Славянске, во всем Донбассе через неделю, через месяц, через полгода? Война там будет или мир? Приемлемая, хотя и сложная жизнь или продолжение кошмара? Будут ли дети учиться в школах, будут ли врачи лечить больных, а шахтеры добывать уголь? Получат ли люди еду, воду, свет, тепло? А храмы, в которых служат сегодня Владыка Митрофан и священники Горловской епархии,- будут ли они стоять или рухнут под снарядами и сгорят?

Мы этого не знаем, да и вряд ли кто-то сейчас предугадает судьбу Донбасса. Зато мы уже сейчас знаем другое.

Мы знаем, что у Русской Церкви есть такие архипастыри, как Владыка Митрофан, и есть настоящие, не бросающие паству в беде пастыри. Знаем, что сегодняшние православные христиане способны собраться на Литургию, невзирая на риск попадания снаряда в наполненный людьми храм. Убеждаемся, что война не может отнять у людей радости соединения со Христом в Святом Причащении; что она не погасит Фаворского света и не отменит Рождества Богородицы.

Чем бы ни обернулась, чем бы ни продолжилась эта новейшая история, мы будем знать, что среди огня, крови и ненависти Горловская и Славянская епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата стояла за Христа, и стояла за Него действительно насмерть, это не пафос, это истина.

Достаточно зайти на сайт Горловской и Славянской епархии, чтобы убедиться: церковная жизнь, духовная жизнь на окормляемой Вами территории продолжается, невзирая на войну. Все идет своим чередом! А здесь, в мирных пока еще, невоюющих краях многие этому удивляются: «Надо же, они еще и служат! У них еще и праздник! Им еще и проповеди батюшки говорят!». Просим Вас ответить удивляющимся, сказать: это естественно - продолжать совершать Литургию среди взрывов и рушащихся домов - или это сверхъестественно, удивительно? Почему Вы не сворачиваете своей архипастырской деятельности в условиях войны, а, скорее, напротив, усиливаете ее?

Сайт Горловской и Славянской епархии - это в первую очередь информационный ресурс, это некоторая летопись епархиальной жизни. В мирное время это строительство и освящение храмов, события, конференции. В то время, в которое мы сегодня живем, к сожалению, это еще и свидетельство о тех трагедиях, которые происходят на территории епархии. Информация подается без оценки, для того чтобы каждый мог сам увидеть и понять, что происходит на самом деле.

Что касается служения Божественной литургии в таких обстоятельствах - я бы не стал об этом говорить в категориях подвига или чего-то сверхъестественного. Есть такие простые понятия, которые вообще никто не отменял. Есть присяга, которую священник дает перед рукоположением в священный сан. Есть обычное понятие долга. Это долг, обязанность священнослужителя - совершать Литургию и в хорошие времена, и особенно, наверно, во времена трудные. Потому что в трудные времена, как никогда, люди во время служения Литургии черпают для себя силы, необходимые для того, чтобы переносить эти трудности. Но говорить об этом как о каком-то подвиге, наверное, чрезмерно. Потому что в первую очередь это наша обязанность как священнослужителей - совершать богослужение, окормлять паству. И если нам приходится это делать в таких вот необычных условиях… это зависит не от нас, это зависит от времени, в котором мы живем. Мы его не выбирали и условия эти самые для себя не придумывали. А исполняя свой долг, считать, что ты при этом делаешь что-то сверхъестественное или особенное, или чувствовать себя при этом каким-то героем - наверное, это будет только мешать.

Беда всегда проверяет людей: когда-то обнажает то скверное и злое, что было в них до поры скрыто, а когда-то, напротив, раскрывает «душ золотые россыпи». Какой Вы увидели свою паству в эти страшные месяцы, какими - священников? Чего было больше: разочарований, горечи или наоборот?

Да всякое было. И паству видел всякой, и растерянной, и напуганной, и недоуменной, и плачущей… Целая буря разных эмоций, в основном негативных. И среди людей, и среди священников все это присутствует в равной мере. Конечно, роль священника в этих условиях переоценить трудно. Там, где священнослужитель остался на приходе, со своей паствой, где он помогает людям не унывать, не отчаяться, помогает им решать самые простые бытовые вопросы, которые в период, когда нет самого необходимого, выходят на первый план - даже раньше, может быть, каких-то вопросов духовных,- там это служит большой поддержкой, помощью для паствы. А там, где священник сбежал с прихода,- там, конечно, это соблазн для людей, это повод для еще большего уныния. Но, к моей большой радости, тех, кто сбежал, меньше, чем тех, кто остался.

Что касается людей… Есть две стороны. Есть люди, которые проявили и мужество, и терпение, и заботу о ближнем. Кто-то побежал помогать в больницы, кто-то начал заботиться о своих соседях, которых раньше, может быть, знал только по имени, а теперь интересуется, есть ли у них самое необходимое. Люди, которые раньше друг друга не знали, сейчас ключи друг другу отдают от своих квартир на всякий случай, чтобы или животных покормить, или зайти проведать, живой там человек или не живой, мало ли что. Люди вместе готовят еду на кострах возле подъезда, вместе кушают, вместе в подвалах и бомбоубежищах пережидают бомбардировки, которые иногда длятся не один час, а целыми сутками. И все это делает людей ближе друг к другу. Но естественно, что такие вот экстремальные условия становятся для людей испытанием. Проявляются и хорошие качества, и плохие. Что-то, наверно, похожее происходит с нами в дни Великого поста. Когда мы начинаем усердно поститься, то что-то в нашей жизни проявляется хорошее, но что-то проявляется и плохое, что сидело глубоко внутри нас и в обычные дни не проявлялось. И хорошее, и плохое сегодня становится заметным, поэтому картина разная, я не знаю даже, нужно ли что-то выделять.

[Освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно в этот день, на летнюю Казанскую, город начали обстреливать] - Призвание Церкви в эпоху распри, междоусобицы - не вставать на одну из сторон, а способствовать миру - блаженны миротворцы, говорит Спаситель (Мф. 5, 9). Но насколько это реально - способствовать миру? Что возможно противопоставить ненависти, ожесточению сердец?

Конечно это так. Когда идет война, тем более такая, как у нас,- непонятная, братоубийственная, когда и с той и с другой стороны находятся члены нашей Церкви - Украинской Православной Церкви Московского Патриархата,- поделить людей на своих и чужих, на первый и второй сорт, как это сделали политики, Церковь не имеет права. Наоборот, Церковь должна чувствовать пастырскую ответственность за всех своих чад, которые находятся на обеих сторонах конфликта.

Насколько я понял, вопрос в том, способна ли сегодня Церковь с помощью слова примирить враждующие стороны, встать между ними, чтобы они перестали совершать кровопролитие, убивать друг друга? Тут, мне кажется, нужно разделить две вещи: одно дело - можем мы это сделать или не можем, а другое дело - должны мы это делать или не должны. Я не уверен, что все, что мы говорим, доходит и до ушей, и до сердец тех, к кому мы обращаемся ежедневно и в посланиях, и в обращениях, и в проповедях, начиная от Предстоятеля, Священного Синода, епархиальных архиереев и заканчивая духовенством на приходах. Но в то же время я уверен, что призывать к миру необходимо. Даже если мы знаем, что, скорее всего, наши слова не принесут никаких результатов. Слова должны показывать ориентир, дорогу, хотя бы ту точку, куда мы можем вернуться и с которой мы сможем опять начать диалог. Ну а самое главное, что может Церковь делать и делает сегодня,- это молиться. Совместная молитва, молитвенная поддержка всех членов Церкви - это то, что ощущается даже на расстоянии и что дает силы. Человек осознает, что он не один в трудных обстоятельствах, есть люди, которые за него молятся, за него переживают, желают ему добра,- это очень много. И конечно, Церковь это обязана делать. И как бы ни был велик соблазн уйти из сегодняшней ситуации, все равно нужно угождать не людям, а Богу. В этом и состоит задача Церкви.

Я очень хорошо понимаю, что нужно сказать для того, чтобы тебе аплодировала та или другая сторона конфликта. Но имеем ли мы право в такое сложное время угождать человеческим эмоциям? Наша задача - следовать за Христом, за Евангелием и свидетельствовать о том, о чем Церковь свидетельствует уже 2000 лет.

На сайте вашей епархии - слова святителя Игнатия (Брянчанинова) о том, что человек, в сердце которого «живет неприятное расположение» к одному хотя бы человеку, не может любить Бога... Значит, что же - никто нынче Бога не любит?.. Или эта любовь - только до поры до времени, пока не случилось ничего? Как это объяснить - то, что православные христиане воюют друг с другом?

Легче всего любые обстоятельства понять на личном, собственном примере. Называться христианином и быть христианином по сути - разные вещи, это не требует объяснений. Это всем понятно, это сказано уже тысячу раз. Когда человек начинает к своему званию христианскому относиться серьезно и серьезно пытается что-то исправить в своей собственной жизни - в своих собственных словах, делах, поступках,- он понимает, насколько это непростая задача. Приходится повторять одно и то же по много-много-много раз, хотя вроде бы все нам понятно, всё мы знаем. Есть корень зла и греха в нашей человеческой природе, корень, с которым мы самостоятельно, без Бога, справиться не можем.

[Деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Горловке - еще цел] Другое дело, когда люди христианскую мораль, христианские заповеди используют не для того, чтобы что-то менять в своей собственной жизни, а для того, чтобы ловить других людей, как бабочек ловят сачком, и говорить: «А вот ты здесь заповедь нарушил!». Исправлять других всегда легко, и мы все без исключения любим этим заниматься: указывать на то, что сделали не так, что сказали не так другие люди. А попробуй исправить что-нибудь в самом себе. Если бы люди исправляли самих себя в первую очередь, то, конечно, никаких бы войн не было. А так как люди больше всего любят исправлять других и при этом не замечать свои собственные недостатки, то мы имеем то, что мы имеем: люди исправляют друг друга с помощью оружия, с помощью насилия, способами, которые применяются сегодня у нас.

Одно дело - видеть чужие недостатки, другое - свои собственные. Если между двумя людьми есть ссора, распря, то, на мой взгляд, начинать нужно не с ошибок другого человека, а со своих собственных: «Что я сделал не так? В чем я провинился перед этим человеком, в чем я ошибся, в чем я согрешил?». Вот это путь к миру, это путь к взаимному примирению. Если же обвинять во всем только противоположную сторону (а противоположная сторона обязательно найдет в чем обвинить тебя, потому что мы не безгрешны), то конфликт остается неразрешенным и может затянуться, а может перерасти в братоубийство.

Страшное количество погибших, в том числе и очень молодых людей и детей,- поток человеческого горя. Разрушенные, сгоревшие дома - люди, оставшиеся без крова. Слово Церкви, слово утешения и поддержки - оно действенно, люди его слышат, отзываются на него? Вам удается поддержать людей духовно, помочь им не забыть о Боге, не извериться и не отчаяться?

А у людей в этой ситуации больше ничего нет, кроме слова утешения Церкви. Вы себя представьте на месте человека, у которого нет больше ни семьи, ни родных, ни близких, ни дома. Какая буря чувств! Ты примерно представляешь, кто в этом виноват. Ты ничего этому человеку плохого не сделал. Хочется мстить: взять в руки оружие, найти обидчика и воздать ему сполна. И многие так и делают! И в результате с двух сторон умножается количество убитых, умножается, соответственно, и ненависть. А Церковь продолжает говорить то, что она говорила: что нужно примириться, нужно простить друг друга, нужно искать друг в друге что-то хорошее, а не плохое. Мы знаем, что кроме этой временной жизни есть жизнь вечная. И если в вечность перейти с ненавистью, то с этой ненавистью придется существовать всю вечность. И конечно, лучше было бы с нею расстаться еще здесь, во время земной жизни. Церковь нас этому учит и помогает нам это сделать. Я вообще не знаю, как это можно сделать где-нибудь в другом месте, вне Церкви, потому что Церковь - это и молитва, и слово поддержки, участия, и надежда на вечность… Вообще Церковь - это же не человеческий организм. Нам не надо много брать на себя, думать, что мы что-то можем. Мы можем с человеком встать вместе помолиться. А Господь может то, что мы не можем. Когда благодать Божия касается человеческого сердца, людям реально становится легче, и они сами об этом свидетельствуют. А сделать это возможно только через Церковь.

Вообще, как человек сохраняет веру при таких обстоятельствах? Кто возрастает в ней, а кто ее теряет? Или, может быть, так: кто имел, тот не потеряет, а кто «потерял», тот на самом деле и не имел никогда?

Если Господь человеку веру дает, если человек ее уже обрел в своей жизни - я не знаю, как ее можно потерять. Я слышал такое выражение: «потерять веру», видел людей, которые высказывали разочарование: мы, дескать, потеряли веру. Но для меня вера - это то, о чем сказано в Евангелии: купец нашел драгоценную жемчужину, которую искал всю свою жизнь, и от радости, что он ее нашел, продал все, что у него есть, для того чтобы эту жемчужину купить (см.: Мф. 13, 45-46). Может ли он опять эту жемчужину потерять?

Трудности, которые в нашей жизни присутствуют,- это своего рода испытание нашей веры. Именно так к ним и нужно относиться - как к испытанию, для того, чтобы мы веру свою проявляли не только в хороших обстоятельствах, но и в трудных. Я не один раз повторял: мы ведь не выбираем времена, в которые нам жить. И если мы оглянемся на прошедшую историю, в которой есть и мученики, и преподобные, и святители (а история нашего народа вообще очень непростая), то можем ли мы так сказать: «Вот, пусть все трудные времена и останутся там, в прошлом, или достанутся нашим потомкам, в будущем. А мы будем жить только во времена хорошие»? Господь посылает нам и хорошие, и тяжелые времена. Совсем недавно мы жили во времена, когда строились храмы, монастыри, умножалось число верующих, открывались духовные учебные заведения, сотни детей приходили на службу,- но разве это была наша заслуга? Господь дал нам определенное время, чтобы мы могли потрудиться, и чтобы все это было так. А теперь, когда все происходит наоборот,- отказаться от веры, от Бога?.. Если в наше время у человека еще и веру в Бога забрать, то он вообще останется ни с чем, полетит в пропасть, пропадет.

Вера становится еще сильнее, когда ты понимаешь, что это единственное, на что можно опереться в этой жизни.

[Благовещенский храм в огне] - Лично Вы - были готовы к тому, что произошло и происходит в Донбассе? Можно ли вообще говорить о готовности человека - пастыря, архипастыря, христианина - к таким испытаниям? Если да, то что нужно человеку, чтоб оказаться готовым к ним? В чем может заключаться готовность?

И готов не был, и подумать об этом не мог, и представить себе это было немыслимо. И до сих пор иногда думаю: может, это какой-то сон - то, что происходит? Но глаза видят, что это не сон, что это так и есть на самом деле. Хотя когда все это только начиналось, и в ноябре, и в феврале были мысли, что если это не остановится в Киеве, то продолжится здесь. Что, к сожалению, и наблюдаем мы сегодня. Но никаких предчувствий и ощущений, что в наш край придет война, не было.

Мы все живые люди, мы все немощны и подвержены страху. Страху за собственную жизнь, за жизнь и здоровье близких, просто страху завтрашнего дня. Нетрудно догадаться, что жизнь в зоне боевых действий - это многомесячная пытка страхом. Можно ли с ним справиться? Что надлежит ему противопоставить?

Со страхом за себя вообще все понятно. Мы говорили о том, что наша жизнь в руках Божиих находится, и это надо не только словами декларировать: нужно, произнося слова молитвы Господней «да будет воля Твоя», понимать, что без воли Божией в моей жизни ничего произойти не может. Плюс очень важно: если ты закрылся в своей комнате и без конца думаешь только о том, прилетит снаряд сегодня в твой дом или не прилетит, то можно сойти с ума. А если выйти из дома и посмотреть: может, кто-то нуждается в моей помощи? Может, к кому-то этот снаряд прилетел, и я сейчас могу этому человеку помочь? Вот тут уже бояться некогда.

Надеяться на Бога - это самое первое. Жизнь в руках Божиих. Умереть можно не только во время войны, но и в мирное время, в любых обстоятельствах. Жизнь и смерть не от нас зависят. Мы в этот мир приходим по воле Божией и уйдем тогда, когда Господь благословит.

Что касается наших близких: женщины и дети не должны находиться там, где идут боевые действия. Если есть возможность эвакуировать семью, близких, то нужно это сделать. Тем, кто не смог эвакуироваться - таких людей достаточно много, - нужно помогать, нужно о них заботиться, чтобы они чувствовали, что они не одни, что с ними есть рядом кто-то, кто им поможет. Нужно молиться за этих людей. А сидеть у себя в комнате и переживать - это не выход из положения.

Вы говорили уже в одном из своих интервью, что меньшинство священников, небольшая часть предпочла покинуть места служения, а большинство осталось. Понятно, что осуждать мы не должны, но все же - каково Ваше отношение к уехавшим? Как Вы их встретите, если вернутся?

Сложный вопрос. На сегодняшний день тех, которые уже ушли,- 19 человек. Для нашей епархии это большое число. И есть определенное количество священнослужителей, которые, так сказать, уже на лыжах. Я и об этом тоже знаю. Часть священнослужителей бросили приходы без предупреждения: просто оставили и уехали. Самое интересное, что они уехали в тот период, когда никаких боевых действий на этой территории не было. Боевые действия были за сотни километров от приходов, с которых эти священнослужители уехали. На мой взгляд, это дисциплинарный проступок - самовольное оставление прихода. И это влечет за собой указ о запрещении в священнослужении. Я не жду обратно таких священнослужителей. Я не знаю, что они будут здесь делать. Дело не во мне: как они будут смотреть в глаза людям, которых они бросили?

Есть священнослужители, которые уехали непосредственно из зоны боевых действий. Здесь разные аргументы: кто-то ссылался на свою семью, на заботу о своих детях… У меня нет однозначного ответа: правильно они сделали или нет. Наверно, понять их я могу, но принять этот поступок - нет. Объясню почему. Потому что служение священника - это не работа по найму, с восьми до пяти, с отпусками или социальными гарантиями. Я понимаю, что все мы люди. Но священник перед рукоположением приносит присягу перед крестом и Евангелием. Мы ведь не можем себе такое представить: чтобы военные жили в военных городках только в мирное время, а когда начинается война, разбегались. Они идут на поле боя и воюют под страхом смерти потому, что они приносили присягу. То же самое и со священником: если ты беспокоишься за свою семью - пожалуйста, вывези семью, вывези детей из зоны боевых действий, а сам вернись к своей пастве.

Как я уже сказал, 19 человек уехали; это десяток приходов, которые остались без настоятеля, без священника, которые сегодня кто-то должен окормлять, то есть на кого-то ложится двойная нагрузка. Кому-то приходится перемещаться по той же самой зоне боевых действий и с теми же самыми трудностями… То есть кто-то должен вместо меня это делать, а я поеду спасать свою семью. Понять могу: семья дороже, чем Церковь, оказалась. Принять не могу: где сокровище ваше, там и сердце ваше (Лк. 12, 34).

Те, которые самовольно оставили приходы, запрещены в служении, те, которые объяснились, отпущены с соответствующим указом без всяких претензий, но горечь от их проступков все равно осталась.

Есть два случая (я не буду называть имена), к которым я отнесся с полным пониманием. Я очень сожалею, что эти священники вынуждены были уехать, но они действительно были вынуждены. И тут точка, и никаких больше объяснений.

Есть еще и такой момент: проблема со второй половиной - с супругой, со спутницей жизни. Бывает, что батюшка готов остаться, но матушка выдвигает перед ним определенные требования: горячая вода, санузел, возможность культурно отдохнуть в свободное от богослужения время. Если такой возможности нет, то она, естественно, ставит супругу ультиматум: или я и семья, или твой приход. И он не знает, как ему поступить. Поэтому я бы будущим священникам советовал очень внимательно подходить к выбору супруги, ведь можно оказаться в такой ситуации, когда она поставит тебя перед выбором: или служишь, остаешься в Церкви, или я от тебя уйду. Такие случаи у нас тоже есть.

И, как бы там ни было, уход священника с прихода, особенно в такое трудное, непростое время,- это соблазн для паствы. Нужно думать о тех людях, которые остаются. Когда батюшка на приходе, для людей это очень важно. Когда священника на приходе нет, люди приезжают и говорят: «Мы хотим помолиться, а у нас нет священника. Дайте его нам». А кого мне дать, если те, которые остались, не могут бросить свои приходы? А чтобы туда, откуда священник уехал, добраться, нужно подвергать себя опасности.

Но мы как-то выходим из этого положения. Оставшиеся священники не бросают ни приходы, ни паству. Они ездят туда, где священников нет. Достойных священнослужителей - большинство, и они верны присяге, не боятся ничего и за людей душу свою полагают. Но есть и печальные случаи.

К сожалению, в результате боевых действий мы стали регионом с непонятным будущим. У людей возникают вопросы: как дальше здесь жить после того, как война закончится? Разрушены дороги, мосты, инфраструктура, здания, школы - что делать с детьми? Это вопросы очень непростые. Конечно, раньше в этом регионе служить было престижно. А сегодня - совсем не то. Ну, наверно, всегда так не будет, поэтому нужно потерпеть. И слава Богу, что большинство священников все-таки остаются на месте, несмотря ни на какие трудности.

[Разрушенный снарядом храм во имя святого праведного Иоанна Кронштадсткого в Кировском 2] - Большинство беженцев (мы здесь, в Саратове, общаясь с ними, это заметили) не хотят возвращаться домой - в принципе не хотят, даже если будет надежный мир. «А что там делать, там все разбито, нас там никто не ждет» - вот их обычный ответ... Вас такая позиция огорчает? Ведь как бы ни было, чем бы ни обернулась большая политика - кто отстроит и приведет в нормальное состояние эту землю, если не тот, кто родился и вырос на ней, кто ее любит?

После Великой Отечественной войны, после разрухи, которую здесь оставили немцы, Донбасс восстанавливал весь Советский Союз, а не только жители Донецкой области. И благодаря этому мы сегодня Донбасс знаем таким, каким мы его знаем. Безусловно, для того, чтобы восстановить все, что сегодня разрушено, трудов только одних жителей области, тех, кто здесь остался, будет недостаточно. Нужно будет искать какую-то постороннюю помощь, привлекать каких-то людей. Наверное, этим должна заниматься и Церковь. Поскольку я сам остаюсь жить в этом регионе и никуда не собираюсь отсюда уезжать - я бы, конечно, хотел, чтобы все, кто отсюда уехал, вернулись. Но решать должен сам человек. Я не могу здесь каким-либо образом влиять на людей, давить на них. Я просто знаю, что без помощи со стороны Донбасс не справится с той разрухой, которая сегодня здесь есть.

Редакция благодарит руководителя пресс-службы Горловской и Славянской епархии Светлану Охрименко за помощь в подготовке материала.

*** Архиепископ Горловский и Славянский Митрофан (в миру Никитин Андрей Викторович) родился 31 октября 1976 года в Ворошиловграде (ныне Луганск) в семье рабочих. С 1990 г. нес послушание иподиакона при Свято-Петропавловском кафедральном соборе г. Луганска.

В 1991 г. поступил послушником в Курско-Коренную Рождества Богородицы пустынь Курской епархии. В монастыре нес послушания алтарника, уставщика, исполнял хозяйственные работы.

В 1994 г. по благословению духовника перешел во вновь открывшийся Свято-Успенский Святогорский монастырь (ныне Лавра) Донецкой епархии. С ноября 1994 г. находился на послушании иподиакона и водителя у Преосвященнейшего Алипия, Епископа Горловского и Славянского.

21 ноября 1994 г. Преосвященнейшим Алипием был рукоположен в сан диакона. 23 декабря 1994 г. в Святогорском Свято-Успенском монастыре тем же Преосвященным пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского. 18 мая 1997 г. Преосвященнейшим Алипием рукоположен в сан иеромонаха.

20 октября 1997 г. Высокопреосвященнейшим Иларионом, Архиепископом Донецким и Мариупольским, управляющим Горловской епархией, был направлен на пастырское служение в Свято-Михайловский храм Мариуполя.

С 12 апреля 2000 г. - настоятель Свято-Владимирского храма в Мариуполе. С 1 августа 2000 г. - настоятель храма Рождества Христова в Донецке.

С 1996 по 2000 г. обучался в Киевской духовной семинарии, с 2001 по 2005 г. - в Киевской Духовной Академии.

С 2004 г. нес послушание духовника и преподавателя Нового Завета на подразделении духовной культуры при Донецком национальном университете. В 2004 году Высокопреосвященнейшим Митрополитом Иларионом удостоен сана архимандрита. Указом от 8 февраля 2006 г. на архимандрита Митрофана возложено настоятельское окормление вновь созданной общины в честь святых князей и страстотерпцев Бориса и Глеба при университете.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24.01.2007 г. архимандриту Митрофану (Никитину) определено быть епископом Горловским и Славянским

28 августа 2013 г. Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир возвел Епископа Горловского и Славянского Митрофана в сан архиепископа.

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

– Я помню, как год назад во время воскресного всенощного бдения ко мне подошли священники и сказали: «Владыка, у нас случилась беда: в Кировском разрушен храм, и люди погибли». 27 августа, в канун Успения Пресвятой Богородицы, мне удалось выехать сюда. Прихожане, которые остались в городе, собрались во временном вагончике. И во время богослужения он содрогался оттого, что где-то совсем рядом рвались снаряды.

Мы тогда молились о том, чтобы Господь дал силы восстановить разрушенное, не унывать, а в терпении преодолеть все те скорби и испытания, которые нам выпали. В тот момент мне хотелось сказать всем, что какими бы одинокими мы себя ни чувствовали, как бы ни трудно было смотреть на те разрушения и страдания, которые нам приходится терпеть, мы не одни. Потому что с нами молитва Церкви, с нами сочувствие наших верующих братьев и сестёр. Святейший Патриарх Кирилл на следующий день, совершая богослужение, сказал, что возмущён тем, что происходит, и потребовал обратить самое пристальное внимание на те беззакония, которые творятся на нашей земле.

К сожалению, мы потеряли за этот год не один храм. В августе прошлого года в Горловке полностью сгорел храм Благовещения Пресвятой Богородицы, но, слава Богу, люди там успели выбежать из храма, никто не погиб. Из двадцати двух храмов в Горловке у нас есть только два, которые не были повреждены в результате боевых действий.

Я верю, что точно так же, как была построена здесь временная церковь, с Божией помощью мы отстроим и новый типовый храм. Сегодня мы собрались для того, чтобы помолиться о приснопоминаемых прихожанах этого храма, которые погибли здесь во время богослужения, и для того, чтобы засвидетельствовать Богу, что мы, православные христиане, не поступаем как язычники: мы сегодня не произносим слов проклятия и ненависти и не говорим о вражде. Мы сегодня говорим о любви, мире и прощении. Это и есть то, чем настоящие христиане отличаются от язычников и тех, кто, называя себя христианами, живут как язычники и безбожники.

Самое главное, что в наших сердцах нет ненависти и проклятия, нет осуждения и всего того, что сделало бы невозможными сегодня нашу молитву, причащение Святых Христовых Тайн, сделало бы невозможным наше будущее. Нельзя ничего построить на ненависти и вражде. Нельзя иметь никакого будущего, если в основу этого будущего закладывается яд гордыни и самоуверенности.

И именно в этом наша сила - в том, что на зло мы отвечаем добром, на ненависть мы отвечаем молитвой, на разрушения мы отвечаем своей готовностью созидать и молитвой о тех, кто разрушает - чтобы Господь их вразумил, и они поняли, что разрушают не только стены, которые будут восстановлены, но, в первую очередь, свою собственную душу, которую восстановить можно только покаянием, обращением к Богу и добрыми делами. Стены восстановить легче, потому что они никогда не противятся. Если мы положим кирпич, он будет лежать там, где мы его положили. А человек - это существо, которое в ответ на призыв может сказать и «да», и «нет».

Посмотрите, сколько людей Господь за Собой звал, и сколько людей на Его призыв ответило. Нашлось всего двенадцать рыбаков на берегу Галилейского озера, которые потом стали апостолами и проповедовали слово Божие по всей вселенной. А где же были все остальные? Фарисеи, книжники, законники, учителя народа, священники? Почему они не пошли за Христом? Ведь они первыми должны были Его узнать, первыми откликнуться на Его призыв, оставить всё и последовать за Ним, как Он сказал сегодня богатому юноше, «если хочешь быть совершенным». Но нашлось всего двенадцать.

Так и в сегодняшний день не все, называясь христианами, готовы следовать за Христом, исполняя Его волю и Его заповеди. Слава Богу, что сегодня этот приход, от храма которого год назад остались одни развалины, опять наполнен людьми. И именно это - залог того, что храм здесь будет отстроен. Если есть люди, которые чувствуют нужду в молитве Богу и хотят идти за Христом, подобно апостолам, и, оставив всё, исполнять заповеди Божии, я верю, что благословение Божие будет на этом городе и его жителях, и на всех их делах.

Всё восстановится, и мы снова будем благодарить Бога. Почему я в это верю? Потому что мы строим не на ненависти, не на вражде и беззакониях, а на том фундаменте, строить на котором нам заповедал Господь - на исполнении заповедей Божиих, любви к Богу и ближнему.

Я верю, что и кровь, которая пролилась здесь, не пролилась напрасно. Наша молитва сегодня соединяется с молитвой тех, кто пострадал в этой братоубийственной войне, кого уже нет среди нас. Дай Бог, чтобы это всё стало для нас добрым фундаментом, чтобы мы свою новую жизнь не строили на прежнем старом фундаменте, чтобы она была без греха, и заповеди Божии были в ней на первом и главном месте. Христианин - это не тот, кто просто носит это название, но тот, кто следует за Христом, в чём всем нам пусть поможет Премилосердный Господь.

Год назад 23 августа 2014 года храм святого Иоанна Кронштадского в г. Кировское. В результате артиллерийского обстрела храм был полностью разрушен, три человека погибли, несколько получили тяжелые ранения.

Проповедь митрополита Горловского и Славянского Митрофана в понедельник первой седмицы Великого поста, 14 марта 2016 года.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с первым днём Святой Четыредесятницы!

Великий пост - время воздержания, и мы все привыкли к тому, что в основном, когда речь идёт о Великом посте, в первую очередь все узнают, что можно есть, а что нельзя. Это действительно важно, это имеет значение, но хотелось бы, чтобы, воздерживаясь от пищи, каждый из нас обязательно попробовал и духовный подвиг, духовное воздержание, которое не менее, а более необходимо, чем воздержание телесное. Телесное воздержание должно нас подготавливать к духовному подвигу.

Первое, от чего каждому из нас нужно было бы попоститься - от лишних разговоров. Суть большинства разговоров во все времена - это осуждение. Осуждение - привычный грех, о котором мы все знаем и в котором не один раз раскаялись, но, тем не менее, мы не считаем его чем-то значительным и важным. Осуждение - это то, что мы делаем очень легко и чего часто не замечаем. Даже тогда, когда мы этот грех совершили, совесть не напоминает нам о нём.

Хотелось бы, чтобы сегодня мы задумались о том, что грех осуждения - не такая уж безобидная вещь, с которой мы должны мириться в своей жизни. Я отдаю себе отчёт в том, что не получится сразу, за один день, избавиться от этого греха, справиться с этой дурной привычкой, но можно хотя бы не считать её нормой, начать поступать в своей жизни так, чтобы в наших мыслях, словах и поступках осуждения было как можно меньше. Это то, чем мы должны сугубо заняться в дни Святой Четыредесятницы.

Почему же осуждение - это не безобидная привычка, а очень тяжкое состояние, тяжёлая болезнь? Во-первых, оно разрушает любовь, а без любви нет Церкви. Именно присутствие любви свидетельствует о том, что мы - члены Тела Христа, а Он - наш Глава. Именно любовью мы все соединены друг с другом в Тело Христово, именно через любовь и благодать Духа Святаго мы становимся этим Телом. И когда мы осуждаем друг друга, мы разрушаем эту связь. Мы теряем способность быть вместе, быть Телом Христовым. Теряем способность искренне и от души молиться, потому что грех осуждения разрывает эту связь, делает нас чужими друг другу и Христу.

Очень часто мы сталкиваемся в жизни с человеческим грехом, человеческими слабостями и ошибками. И это, по нашему разумению, даёт нам право осуждать других людей, которые вдруг оказались в такой ситуации, что совершили какой-то грех, упали, сделали что-то не так. Но давайте себе представим, как ведёт себя врач или спасатель МЧС, который приезжает на место какой-нибудь страшной аварии. Разве он начинает выяснять, нарушал или не нарушал правила дорожного движения человек, который лежит перед ним и истекает кровью, или он делает всё, чтобы спасти его жизнь?

Если христианин будет поступать так по отношению к другому человеку, будет прежде всего стараться проявить свою любовь - помолиться за согрешающего брата, простить ему его согрешения, вспомнить о своих собственных грехах, - то он будет поступать, как этот врач. А если он будет осуждать человека, который попал в беду, вместо того, чтобы помочь, он согрешит. Любой грех - это как авария: ты ехал, упал и сломался. Кто должен помочь в первую очередь? Твой собрат, христианин, такой же, как и ты, - он должен подать тебе руку помощи, помолиться за тебя, поддержать, прикрыть твой грех. Вместо этого братья христиане стоят, показывают на тебя пальцем и говорят: «Ну вот, он сам виноват, он нарушил правила, и поэтому с ним это произошло, теперь пусть не обижается».

Грех осуждения не только разрушает любовь, разделяет нас как членов Церкви, отделяет нас от Тела Христова. Грех осуждения незаметно приводит в нашу жизнь и другие грехи, не менее отвратительные. Первый из них - это лицемерие. Осуждая другого, мы часто бываем ничуть не лучше этого человека, но ведём себя по отношению к нему очень строго, не прощаем другому того, что уже давным-давно простили себе.

Давайте вспомним Евангелие, случай, когда к Христу привели женщину, схваченную в прелюбодеянии. По закону, её нужно было побить камнями. К Христу разъярённая толпа приводит эту женщину. Все знают закон, все знают, что за этим должно последовать. И они громко кричат: «Ты учишь любви? Расскажи, что теперь с ней делать?» Что отвечает Христос? Он говорит: да, давайте поступим по закону, всё правильно. Но первый камень пусть бросит тот, кто этого греха не совершил. И дальше наступила тишина. Люди начали по одному уходить, потому что очень некстати совесть напомнила о том, что сказал только что Христос: что я сам этот грех тоже совершал, а теперь требую, чтобы другого за этот грех побили камнями (ср. Ин. 8:1-11).

Эта евангельская история очень ярко показывает всю отвратительность осуждения и лицемерия, с которым всегда это бывает связано. В девяноста процентах случаев, а то и чаще, люди осуждают других за те грехи, которые с удовольствием совершают сами. Вместе с осуждением лицемерие делает нашу жизнь совсем не христианской. Это отвратительно.

Осуждение показывает и ещё одну болезнь, которая есть в человеческой душе - невежество. Мы очень часто судим человека, не зная ни его жизни, ни обстоятельств, в которых он оказался, ни того, что предшествовало поступку, который он совершил, ни того, что за ним будет, несмотря на то, что апостол давным-давно сказал: «Кто ты такой, что судишь чужого раба? Он перед своим Господином или стоит, или падает» (Рим. 14:4). Ты не можешь судить человека, которого ты не знаешь.

В Александрии жил монах по имени Виталий. Он жил в городе, подвизался, днём работал, зарабатывал какие-то деньги, а по вечерам ходил в публичный дом - туда, где женщины себя продавали за деньги. Все люди его осуждали, смеялись над ним, думали, что этот человек развратник и живёт двойной жизнью. В итоге оказалось, что он заработанные деньги приносил этим женщинам, отдавал им и просил, чтобы они не делали этого греха. В его жизни была какая-то история, связанная с этим, что он захотел именно так поступать. Скажите, как перед Богом выглядели те люди, которые его осуждали и над ним смеялись? Невеждами, которые не знают того, что произошло на самом деле. Конечно, им потом будет стыдно.

Таких случаев очень много, когда человек, не зная обстоятельств другого, его способностей, сил и причины того, почему он так поступил, начинает выносить свой суд. Вместе с осуждением в нашу жизнь пришли одновременно лицемерие и невежество.

Осуждение ещё и отлучает нас от Христа. Оно показывает, что мы не одного с Ним духа, мы на Него совсем не похожи. Здесь тоже лучше всего, наверное, вспомнить евангельскую историю. Одна женщина пришла в дом, где за трапезой возлежал Спаситель, - на востоке люди не сидели за столом, а возлежали на ковриках. Она начала омывать Его ноги и вытирать волосами своей головы. А рядом сидел фарисей Симон, и он в мыслях засомневался в том, что Иисус - пророк. Фарисеи считали, что праведники с грешниками общаться не должны - для праведника стыдно общаться с грешником, это позор. И он подумал: если бы Он был пророком, то знал бы, что эта женщина - блудница, и не разрешил бы к Себе прикасаться.

Господь учил думать по-другому. Он говорит: «Симон, хочу тебе что-то сказать». Тот говорит: «Да, учитель». - «Когда Я пришёл в твой дом, ты Мне не дал воды на ноги, хотя ты должен был это сделать по закону гостеприимства. А она волосами своей головы отирает Мне ноги вместо полотенца и омывает их слезами. Ты Мне масла не дал на голову в знак своего уважения, а она миром Мне поливает ноги. Вот и скажи, кто нуждается в прощении грехов: ты или она?» (ср. Лк. 7:36-50). И Симону стало стыдно, а нам был преподан урок: почти все мы думаем так, как Симон, а Господь думает по-другому.

Другой пример - с учениками Христовыми. Господь хотел проповедовать в одном из селений, но там Его не приняли. Что сказали Его ученики? «Давай мы сейчас огонь с неба сведём, как пророк Илия сделал когда-то, и все узнают, кто тут самый главный». Но Господь им ответил: «Вы не знаете, какого вы духа» (ср. Лк. 9:51-56). То есть люди, которые думают так, как в тот момент подумали апостолы, - не Христова духа, они другие. Господь хочет, чтобы мы были одного духа с Ним, а не с теми людьми, которые хотят мстить и наказывать. Он показал им, что они ошиблись.

Если мы кого-то судим, если мы чьи-то грехи считаем заслуживающими сурового наказания, мы не духа Христова, потому что Христос хотел бы, чтобы мы считали наоборот - что человека нужно пожалеть, ему нужно помочь, проявить любовь, милосердие и снисхождение, оказать ту помощь, которую ты можешь оказать в этот момент. Тогда тебе со Христом по пути, тогда ты одного с Ним духа, тогда ты на Него похож.

Есть ещё один момент, который связан с осуждением. Когда мы начинаем осуждать, мы ставим себя на место Бога. Это выходит за всякие рамки. Человек согрешил, что-то сделал не так. Первый вопрос: как ты к этому причастен? Ты этого человека родил, воспитал, жизнь ему дал, научил его чему-то, помог ему в чём-то? Кто вообще спрашивал твоё мнение по этому поводу, что ты пришёл и производишь свой суд, рассказываешь, что ты думаешь об этом? Кому это интересно? Ты поставил себя на место его Творца. Ты стал на место Бога. Ты вместо Него стал судиёй.

Однажды один из пустынников осудил своего брата. Наверное, он был праведный, хороший, добрый человек. И в ту ночь брат, которого он осудил, умер. Пустыннику явился Ангел Господень, держа на руках душу этого брата, и сказал: «Отче, теперь скажи - куда его: в рай или в ад?» Пустынник испугался, говорит: «Да ты что, я откуда могу знать?» Ангел отвечает: «Ну как, ты же вчера его судил? Теперь меня Господь послал у тебя спросить, что с ним делать». И старцу стало страшно: он понял, какой совершил грех, покаялся перед Богом и перед этим братом.

Сами того не замечая, мы, осуждая другого, становимся «богами», вершим судьбы и определяем, кому в рай, а кому в ад. Я не думаю, что кто-то из нас, если бы нам задали сейчас такой вопрос, захотел бы на него отвечать. Только Бог знает, как человек прожил жизнь, и что с этим человеком делать.

Христиане почему-то примирились с грехом осуждения. Для многих он перестал быть грехом, стал повседневной нормой жизни. Почему нам приятно осуждать другого? Потому что в этом мы находим оправдание своим собственным грехам. Иногда нам бывает приятно судить. Наша гордыня говорит: на фоне таких, как этот, я ещё и ничего. И хотя эта мысль не так явно осознаётся, но она, тем не менее, ласкает наше сердце и греет душу: «Я не такой, как прочие человецы» (Лк. 18:11).

Осуждение очень часто бывает смешано со смехом, с насмешкой. Вроде бы весело, смешно, хорошо и здорово, но, как говорил один из писателей, это похоже на то, как подгнившую еду подают под острым соусом, чтобы не слышно было запаха. Съедобно, но всё равно наелся тухлятины. Часто это всё происходит в нашей жизни неосознанно, незаметно для нас самих.

Я сам думал о том, с чего нужно начать эти дни, чтобы это действительно было важно. Хочется попробовать провести этот пост и ни разу никого не осудить - в мыслях, словах, случайно, со смехом или без смеха. Ведь мы должны поститься не только от скоромной пищи, но и от осуждения, зависти, гордыни и превозношения, лукавства и лицемерия.

Давайте попробуем, поставим себе такую задачу - воздерживаться не только от пищи, но и от таких грехов, которые удаляют нас от Бога и делают нашу жизнь нехристианской. Было бы здорово, если бы мы хотя бы начали это в себе замечать и вовремя себя останавливали или, если заметили, что это произошло, пришли и искренне попросили прощения у Бога и помощи, чтобы никогда больше этого не делать.

Наверное, потому что грех осуждения стал для нас нормой жизни, мы не ощущаем любви, которая бы согревала наше сердце, когда мы общаемся с другим человеком, потому что осуждение ставит тебя выше того, кого ты осуждаешь. А значит, гордыня делает для человека невозможным испытывать любовь, а без любви жизнь становится безрадостной.

В покаянном каноне мы не один раз повторяли: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» Хотел бы напомнить: кто осуждает, тот не кается. Кающийся и осуждающий - это как горячее и холодное. Это нельзя совместить в одном сердце. Тому, кто кается в своих грехах, нет дела до грехов других людей. Он понимает, что мы все в одной лодке, мы все много согрешаем. А потому никто пусть не судит другого. Аминь.

Материал сайта Горловской епархии
Украинской Православной Церкви

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан: Непобедимое оружие христиан - новый взгляд на жизнь В день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме Горловки. По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам и гостям храма с проповедью. Сегодня великий день - праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Я слышал сегодня, с каким воодушевлением все люди подпевали хору тропарь Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя». Мы радуемся тому, что две тысячи лет это знамя с христианами, под этим знамением они трудятся, совершая подвиги и великие дела. Но о какой победе говорит Церковь? Кого мы победили? Ведь если посмотреть, что происходило после Воскресения Христова, победой с человеческой точки зрения это можно назвать условно. Апостолы были распяты, убиты, их последователи, первые христиане, практически все становились мучениками. Стать христианином в то время означало стать мучеником. За публичное исповедание христианства человека казнили, причём это продолжалось не пять, не десять лет, а практически до времени императора Константина, который уравнял христиан в правах с язычниками Миланским эдиктом в 318 году. А сегодня разве христиан большинство? Разве христиане составляют то, что на мирском языке называют элитой? Разве всегда к слову христиан прислушиваются, и оно становится решающим? Разве сегодня на престолах - равноапостольные Константины, которые несут слово Христово, - христиане не по названию, а по жизни? В чём же победа? Может быть, мы просто сами себя обманываем, убеждаем себя в том, чего нет на самом деле? Я думаю, что нет. Крест Христов научил людей совсем по-другому смотреть на всё, что происходит в их жизни. Он дал совсем другой взгляд на жизнь, и то, что раньше человека убивало, делало его жизнь безысходной, теперь стало лестницей к Небу. Страдания и скорби, особенно несправедливые, безвинные, раньше считались самым большим несчастьем. Но по этой лестнице прошёл Христос, и теперь, если мы принимаем их с благодарностью, они становятся для нас не наказанием, а средством очищения от греха и лестницей в Небо, которая возводит нас к самому престолу Царя Небесного, уподобляет нас Самому Христу. В этом и есть наша победа. В этом и есть победа Креста над всем миром. То, что для иудеев - соблазн, а для эллинов - безумие, для нас - Божия сила и Божия премудрость (1 Кор. 1:23). Вот почему мы говорим о том, что Крест Христов - это знамение победы над злом, над грехом, диаволом и смертью. Человек, который научился смотреть на жизнь этими новыми глазами, который в своей жизни выше всего ставит закон любви, - это совсем другой человек. Он имеет совсем другой взгляд на свою жизнь и окружающий мир. Его невозможно заставить чего-то испугаться, кого-то предать, отступить, когда он уверен, что творит правду и поступает по совести. Христиане именно этим новым взглядом на жизнь, верой в вечность, бессмертие души, бесконечной силой любви были сильны и побеждали всех и вся, и продолжают побеждать, и будут побеждать до скончания века. Именно это наше непобедимое оружие. Есть ли ещё кто-то в мире, кто имеет такую способность отвечать на зло добром, кроме христиан - не тех, кто себя так называет, а настоящих, подлинных? Кто может простить врагам, обидчикам? Кто может творить добро, когда оно ему не выгодно, а, наоборот, с материальной точки зрения приносит вред? Только христианин, и в этом наша сила и наша победа. Кто может надеяться там, где нет никакой надежды, терпеть там, где у каждого бы уже терпение лопнуло? Только христианин, и в этом наша непобедимая сила, которая даруется нам через Крест Христов. Настоящие христиане - это те, которые живут по заповедям Христовым, следуют за Христом, а не просто носят это название. А что значит следовать за Христом? Отвергнуться себя и взять свой крест. Христианин - это тот, кто несёт свой крест вслед за Христом, то есть воспринимает всё, что происходит с ним в жизни, не как ряд случайностей, а как события, ниспосланные ему Богом для очищения от грехов и духовного возрастания, укрепления в вере и научения терпению. Нельзя быть христианином и не нести крест. Об этом Сам Христос сказал: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой» (Мк. 8:34). Не бывает просто христианства - без креста, без подвига, без труда и усилия жить так, как Христос учил. Сегодня проповедуется «христианство в душе» и «просто христианство», которое признаёт Бога, но не следует церковным установлениям. Но Христос христианство не создавал. Он создал Церковь, и Его учениками становились те, кто, следуя за Ним, были готовы проливать свою кровь, а не только совершать подвиг, и поэтому на вопрос, «христианин ли я?», отвечают не словами, а своей жизнью, своими делами. Дай Бог, чтобы наше следование за Христом было благодарным, безропотным несением креста за своим Спасителем, чтобы мы не роптали, не отчаивались, чтобы мы поступали как христиане не только когда нам хорошо, но и тогда, когда нам плохо, когда нас вынуждают поступить по-другому. В этом наша сила и залог нашей победы. Дай Бог, чтобы каждый из нас был добрым христианином, нёс свой крест с благодарностью Богу, умел смотреть на жизнь по-новому, так, как научил нас на неё смотреть Христос, и тогда с нами пребудет эта непобедимая сила любви - сила Честнаго и Животворящего Креста Господня. Поздравляю всех вас с праздником! Горловская епархия

В день памяти святителя Иоасафа Белгородского митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил Божественную литургию в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского города Кировское. По окончании богослужения владыка обратился ко всем присутствующим с архипастырским словом.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Я знаю, как непросто выжить в условиях, когда нет определённости. Люди, которые пережили 2014 год, даже когда слышат отдалённый звук снаряда, не уверены, пролетит ли он далеко или рядом - так, как было здесь во время богослужения, когда снаряд попал в храм. Всё это остаётся в памяти. Пережив каждую такую ночь и каждый такой день, человек благодарит Бога.

Когда речь идёт о будущем, никто из нас не знает, каким оно будет, ни от кого из нас оно не зависит. Мы оказались в том месте, где гораздо более сильные и важные люди решают, кто прав, а кто виноват. А страдают при этом старики, женщины и дети - те, кто слабее всего, кто к войне не имеет никакого отношения.

В это сложное и тяжёлое время храм Божий становится тем местом, куда люди приходят почерпнуть духовные силы для терпения и вдохновения, ведь нельзя жить всё время в унынии, тоске и отчаянии.

Я вчера смотрел передачу о том, как учёные запустили в Антарктике под воду какой-то аппарат и под огромной толщей льда фотографировали дно. Там были разноцветные кораллы, красивые животные и растения. Всего лишь на пару месяцев тает лёд, и солнце туда проникает, а остальное время их никто не видит, но Господь создал их прекрасными. И я думаю о том, насколько человек превосходит любое Божие творение! Мы ведь живём не под толщей многометрового льда и не на дне океана, а здесь, на земле. Нас окружает много хорошего и доброго, и Бог нам дал возможность тоже сделать очень много доброго и хорошего. Никто из нас не коралл и не растение, которое раскрасили, посадили, и оно просто для себя живёт. Нам дано сделать много добра.

Да, мир несовершенен. Да, вокруг нас происходят события, которые вызывают боль в сердце и непонимание, почему так. Нет ответов на многие вопросы. Но верующему человеку всё равно такие трудные времена пережить легче, потому что мы понимаем: как бы ни было тяжело и трудно, главная цель нашей жизни не зависит от этих внешних обстоятельств. Какими бы они ни были, они не могут нам воспрепятствовать достичь этой главной цели - спасения души, и наследовать жизнь вечную.

Понятно, почему храмы становятся теми духовными центрами, куда приходят и взрослые, и старики, и дети. Они приходят чему-то научиться и увидеть надежду. Собравшись вместе и от этого став сильнее, помочь тем, кому трудней. Так и должна поступать христианская община. Если мы вместе - мы сильны, а если мы сильны, значит, мы должны помогать тем, кто слабее и нуждается в нашей помощи.

Самый распространённый вопрос, который сегодня задают люди - когда это всё закончится, когда придёт конец, когда настанет мир. Я не знаю, как на этот вопрос ответить, но я знаю другое: нам не надо ждать, когда всё закончится. Нам нужно сегодня, завтра и каждый день делать то, что в наших силах, чтобы этот мир стал лучше, чтобы добра в этом мире было больше, чтобы царствовала и торжествовала любовь, а не зло и неправда. И в этом - наше предназначение, наша задача. Для этого мы живём на земле.

Дай Бог, чтобы каждый из нас не ждал каких-то времён или сроков, когда он начнёт любить, быть добрым христианином, а был добрым христианином и любил уже сегодня. Никто, ничто и никогда этому помешать не сможет - «ныне время благоприятное и ныне день спасения».

От нас с вами зависит, какой будет наша жизнь. Вместо нас эту жизнь никто не проживёт. Если мы будем совершать добрые дела и проявлять любовь к Богу, то хуже точно не будет - только лучше. Дай Бог, чтобы у нас это получалось.

Лучше сделать мало, чем не сделать вообще ничего. Лучше сделать хоть один шаг, чем стоять на месте и жаловаться, плакать или кого-то осуждать. Дай Бог, чтобы каждый день, который даёт Господь, мы делали хотя бы один шаг для того, чтобы на этой земле появилось то доброе и хорошее, чего ещё не было, чтобы мы могли что-то сделать и для Бога, и для себя, для Святой Церкви и спасения своей души. И ждать, когда для этого наступит какое-то благоприятное время - самая большая ошибка. Это время уже наступило. Делайте добрые дела, трудитесь во славу Божию, проявляйте любовь, уважение и заботу друг о друге!

С праздником святителя Иоасафа Белгородского! Храни вас Господь!

Митрополит Горловский и Славянский Митрофан (Никитин)