Неподготовленная беседа как метод развития диалогической речи. Конспект нод для детей старшей группы по развитию речи "беседа о вежливых словах и вежливых поступках"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г. Оренбурга

Конспект открытого занятия

по развитию речи

Тема: «Беседа о дружбе»

Возраст детей 6-7 лет,

Форма занятия: групповая

педагог дополнительного образования

Оренбург

2015

План – схема конспекта занятия

Раздел № 6: «Скоро в школу»

Тема занятия № 1: «Беседа о дружбе»

Цель: развитие активного словаря по теме «Дружба».

Задачи:

    Обучающие:

- обобщить и расширить знания детей о понятиях «друг», «дружба»;

- способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость в общении друг с другом;

Создавать условия для проявления дружеских чувств детей в различных ситуациях;

Расширить и углубить словарный запас;

Учить детей подбирать слова для обозначения чувств и поступков.

    Развивающие:

Формировать умение договариваться, выходить из конфликтных ситуаций;

Развивать речевую активность и вербальную гибкость, умение составлять предложения с заданным словом;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

    Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым;

Сформировать ценностное отношение к дружбе;

Способствовать сплочению и поддержанию взаимных симпатий между детьми.

Тип занятия : занятие – закрепление

Форма занятия: групповая

Методические приемы:

Словесные: вопросы к детям, беседа, поощрение, рекомендации.

Наглядные: картинки на тему «Дружба»

Практические: составление рассказа о друге, здоровьесберегающие упражнения, объяснение пословиц, подбор слов с противоположным значением.

Основные понятия и термины: отзывчивый, дружелюбный, радостный, уступчивый, жертвенный, безотказный, единственный, друзья, дружба, дружно

Ход занятия

Организационный момент

Реснички опускаются, глазки закрываются

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

Один, два, три, четыре, пять –

Смотрим глазками опять!

Дышится легко,

Плавно, глубоко.

Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы.

Дети выполняют зрительную зарядку.

Групповая работа

Целеполагание (установление связи между содержанием учебного материала)

Ребята, посмотрите, что у нас на доске (на доске карточки с изображением слов: отзывчивый, дружелюбный, радостный, уступчивый, жертвенный, безотказный, единственный). Слова перепутались и не знают, кто за кем следует. Расставите их правильно.

А теперь внимательно посмотрите, о чем мы поговорим на сегодняшнем занятии?

Дети выполняют задание.

Ответы детей: О дружбе.

Групповая работа

Планирование и самоконтроль (коллективная и индивидуальная работа)

Все верно. Поговорим мы о дружбе.

Все мы разные, но об одних говорят – это верные надежные друзья, а про других такого не скажешь. Всегда во все времена ценилось это одно из лучших человеческих качеств – дружба!

Представьте себе, что вам предложили выбрать цветок в подарок другу. Какой бы вы выбрали? Здесь, лежат самые разные цветы. Надо выбрать только один и поставить его в вазу.

На подносе много ярких красивых цветов и несколько тусклых, помятых; дети выполняют задание.

Групповая работа.

Посмотрите, какой красивый, яркий букет дружбы у вас получился. Все ребята выбрали самые красивые цветы, и никто не захотел подарить другу эти мятые, тусклые цветы. И вы правы! Ведь дружба – это яркое, доброе, светлое чувство. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. А вы знаете пословицы о друзьях, о дружбе?

Давайте их вспомним.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга – ищи, а нашел – береги

Друг за друга держаться – ничего не бояться

Вместе и беда легче переносится

Все за одного и один за всех

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Дети объясняют каждую пословицу, как они ее понимают.

Индивидуальная работа

А что вы можете рассказать о своих друзьях. Как вы их называете? Чем занимаетесь вместе? Почему именно ты его можешь назвать своим другом?

Дети рассказывают о своих друзьях.

Индивидуальная работа

Я услышала, что вы с друзьями умеете хорошо играть. А умеете ли вы так же хорошо заниматься? Недавно мы начали учиться составлять «живые» предложения с заданным словом. Итак, Максим, вместе с 2 друзьями придумай предложение со словом «друзья». А ты, Лида, со своими друзьями, предложение со словом «дружно»

Дети отходят в сторону, совещаются и затем проговаривают свое предложение.

Затем предлагаются еще пары слов: «играют», «помогают».

Работа по подгруппам

Оценка деятельности

Каждая подгруппа детей оценивает ответ других.

Работа по подгруппам

Саморегуляция

Но, если, честно, то в жизни друзья могут не только играть, заниматься или что-то строить, но и ссориться. Бывает такое? Посмотрите, ребята, что однажды произошло в нашей группе.

Ваня принес в детский сад новый красивый мячик и никому его не давал, играл один. Ильдар попросил мячик, чтобы тоже поиграть. Ваня не давал, и Ильдар, не выдержав, отобрал его и убежал.

Хорошо ли поступили мальчики? А как бы вы поступили на месте Вани? Ильдара? Что бы вы им посоветовали?

Конечно, им надо было договориться и поиграть вместе. Я думаю, пришло время им помириться. Ваня и Ильдар, вы согласны помириться и играть вместе? Тогда вам поможет примирялка.

Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!

Ребята, признайтесь честно, а вы иногда ссоритесь с друзьями? Покажите без слов свое настроение, когда вы обиделись, поссорились. Ой, какие сердитые лица! Настроение плохое. А теперь повернитесь друг к другу и вместе скажем слова примирялки

2 мальчика выполняют действия согласно рассказу.

Ответы детей.

Первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).

Дети «мирятся» с соседом.

Групповая работа.

Работа по парам.

Теперь совсем другое дело. Я вижу веселые лица, улыбки. У всех хорошее настроение. И, наверное, всем хочется поиграть с этим красивым мячиком? Тогда я приглашаю вас встать в круг. Игра называется «Мой друг». Я бросаю мячик кому-нибудь из вас и говорю, какой ваш друг. Если вы согласны – повторите мои слова, если не согласны – скажите по-другому, а мячик всегда возвращаете мне.

твой друг – плохой? (Нет, мой друг хороший)

твой друг – капризный? (послушный)

твой друг жадный? (Добрый, щедрый)

твой друг ленивый? (трудолюбивый)

твой друг злой? (добрый)

твой друг вредный? (послушный, хороший)

твой друг глупый? (умный)

твой друг грустный (веселый)

твой друг жестокий? (добрый)

твой друг грубый? (послушный, добрый, хороший)

твой друг надежный? (Да, мой друг надежный)

твой друг умелый?

твой друг талантливый?

Дети участвуют в игре.

Индивидуальная работа

Заключительная часть:

Итог:

Дружба – это дар не свыше,

Дружба – это свет в окне,

Друг тебя всегда услышит,

Он не бросит и в беде.

Кто без друга прошагал,

По дороге жизни этой

Тот не жил, существовал,

Дружба – это мир планеты!

Оценка:

Вам было интересно? О чём мы говорили?

Давайте постараемся сами, с помощью солнышка, оценить свою работу на занятии, выберете себе солнышко:

Веселое солнышко – вы довольны своей работой, с заданиями справлялись легко и просто. Солнышко с тучками – у вас в ответах встречались небольшие ошибки, но вы их исправили.

Я всех благодарю за занятие. Вы молодцы! До свидания.

Дети выбирают себе солнышко

Групповая работа

Конспект беседы по развитию речи в подготовительной группе

Тема: «Хлеб – наше богатство»

Программные задачи: учить детей употреблять существительные с обобщающим значением: хлебобулочные изделия; учить использовать в речи прилагательные, обозначающие свойства хлеба; совершенствовать речь, учить правильно отвечать на вопросы, поддерживать беседу; показать детям, как важна профессия пекаря; рассказать детям о том, как выпекают хлеб, где его выпекают; формировать положительное отношение детей к профессии пекаря; воспитывать бережное отношение к хлебу.

Методы и приемы: рассказ воспитателя, вопросы, припоминания, оценка ответов, объяснение, поощрение, показ наглядности, чередование хоровых и индивидуальных ответов, чтение художественных произведений, обращение к личному опыту детей, повторение, художественное слово, дидактическая игра.

Словарная работа: пекарь, хлебобулочные изделия, стелажи, конвейер, питательный, хрустящий, ржаной, пшеничный, батоны, сдобные булочки, крендели.

Индивидуальная работа: вызвать желание отвечать на вопросы у детей (имена); побуждать детей (имена) к активной речевой деятельности.

Предварительная работа: чтение о пекаре – мастере.

Материал и оборудование: картины, на которых изображены мучные изделия, оборудование пекарни, схема процесса изготовления хлеба и поступления его на прилавки магазинов, готовые хлебобулочные изделия.

Воспитатель рассаживает детей на коврике и начинает разговор.

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите играть в игру «Магазин», а также, наверное, еще больше любите ходить в магазин с родителями, так как вам там обязательно что-нибудь купят. Верно я говорю?

Дети: Верно.

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь обращали внимание на то, какой в магазине продают разный хлеб?

Дети: Да.

Воспитатель: Сережа, а какой хлеб вы покупали?

Сережа: Круглый, белый и темный.

Воспитатель: Молодец, Сережа. Вика, а что вы с мамой покупали в хлебном отделе?

Вика: Булочки и бублики.

Воспитатель: Умница. А как же называются все эти издели?

Дети: Хлебные.

Воспитатель: Молодцы. Изделия действительно называются хлебными. Наташа, как называются эти изделия?

Наташа: Хлебные.

Воспитатель: Верно, а еще их называют хлебобулочными. Давайте повторим вместе (дети повторяют).

Воспитатель: Но это далеко не все хлебобулочные изделия. Позже, я расскажу вам какие бывают еще. Дети, а как вы думаете, сколько надо хлеба. Чтобы накормить жителей нашего города?

Дети: Много

Воспитатель: Не просто много, а очень много! Ребята, а вы любите пирожки, которые печет ваша мама или бабушка?

Дети: Очень!

Воспитатель: А кто может мне сказать, какие продукты нужны для теста на пирожки?

Дети: Мука, яйца.

Воспитатель: Правильно, а еще, как ты думаешь, Олеся?

Олеся: Соль, сахар.

Воспитатель: Молодцы. Действительно разные продукты нужны для того, чтобы пиготовить тесто. А для того, чтобы пирогили пирожки были воздушными и хрустящими в тесто добавляют дрожжи. Ребята, а где же пекут хлеб?

Дети: В пекарне.

Воспитатель: Верно, а кто занимается выпечкой хлеба?

Дети: Пекарь.

Воспитатель: Умницы. В пекарне ни на минуту не прекращается работа. Пекари рабодают и днем и ночью, и даже в праздники. Чтобы к праздничному столу мы смогли подать гостям свежий, душистый, хрустящий хлеб. Но пекарь не один в своем деле у него есть стальные помощники. Специальные машины, с помощью которых хлеб выпекать намного быстрее. Если хотите узнать о них по-больше, то слушайте меня внимательно. Вы все занете, что в пекарне работает пекарь, а что вы мне можете рассказать об этой профессии? Саша, ты нам не расскажешь?

Саша: Это люди, которые выпекают хлеб, им помогают машины.

Воспитатель: Правильно. Но помимо хлеба они пекут….. Что же они пекут, Игорь?

Игорь: Булочки, батоны, бублики.

Воспитатель: Молодец. А, что Рита вспомнила?

Рита: Крендельки.

Воспитатель: Умница. Все ли знают, как выглядят крендельки?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда смотрите. Вот так выглядят крендельки.

Воспитатель показывает детям крендельки, изображенные на картинке, а затем дети хором повторяют это слово.

Воспитатель: Вы все правильно назвали, но есть еще некоторые хлебобулочные изделия, которые тоже выпекают пекари – это круглые караваи, буханки ржаного и пшеничного хлеба, сдобные булочки с нчинкой и без нее. Оля, что же еще выпекают пекари?

Оля: сдобные булочки, караваи.

Воспитатель: Отлично! Ребята, а зачем надо кушать хлеб?

Дети: Он полезный.

Воспитатель: Верно. А еще, почему, Таня?

Таня: Он вкусный и хрустящий.

Воспитатель: Умница. Но хлебобулочные изделия не только вкусные и полезные. Они еще и очень питательные. Хлеб никогда нам не надоест. Вот почему мы с вами завтракаем, обедаем, полдничаем и ужинаем обязательно с хлебом. Он придает нам чувство сытости. Ребята, я знаю, что вам будет интересно узнать о роли машин в выпечке хлеба.

Дети: Конечно.

Воспитатель: Тогда слушайте и смотрите. Огромные чаши наполняются мукой и водой. Они называются дежами. А еще чем они наполняются, давайте вспомним, ведь об этом мы говорили в начале нашей беседы.

Виталик: В эти чаши добавляются еще яйца и соль.

Воспитатель: Верно. А еще, Настя?

Настя: Масло и сахар.

Воспитатель: Правильно, но вы забыли самое главное, что же это?

Дети: Дрожжи!

Воспитатель: Конечно, а для чего же они нужны?

Дети: Чтобы хлеб был хрустящим и воздушным.

Воспитатель: Верно. Слушайте, что происходит дальше: чаши с тестом ставят на специальный контейнер, который напоминает карусель. Карусель совершает один оборот за 5 часов, что позволяет тесту подняться. Ему помогают лапы месительных машин. Готовое, перемешаное тесто подается в делительную машину, а она точно отделяет ровные порции. Поэтому мы и берем хлеб ровный, аккуратный. Как только хлеб испечется его кладут на деревянные стелажи. Их загружают в машину с надписью «Хлеб», которую вы можете встретить на улице. Машина развозит хлеб в магазины, а мы его покупаем. Все люди очень любят хлеб. Так как вы думаете, важна ли профессия пекаря?

Дети: Очень важна!

Воспитатель: Но не только пекари связаны с получением хлеба. Колхожники занимают не менее важное место. Они сеют, выращивают убирают пшеницу и рожь. Затем везут на элеватор, где мукомолы превращают зерно в муку. Множство профессий участвуют в получении хлеба. Ведь это не так легко: вырастить пшеницу и выпечь хлеб. Поэтому хлеб необходимо беречь. Ведь хлеб – это наше богатство! Нельзя его бросать, ведь это труд многих людей, который нужно уважать! Давайте скажим им спасибо за их нелегкую, но такую важную работу.

Дети: Спасибо!

Воспитатель: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Каравай».

Воспитатель: Вы много нового узнали из моего рассказа сегодня. Что же вам понравилось и запомнилось?

Андрей: Мне понравилось как машины помогают выпекать хлеб.

Воспитатель: Хорошо. А кто запомнил, какие это машины?

Маша: Карусель, на ней стоят чаши с тестом!

Воспитатель: Умница. Эта карусель называется конвейер. Давайте повторим.

Дети: Конвейер.

Дима: А я запомнил месительную машину.

Воспитатель: Совершенно верно, есть такая машина. А еще есть делительная. Оказывается много помощников у пекаря. А какие хлебобулочные изделия вы пекают пекари? Только не перебивайте друг друга, говорите по очереди (дети перечисляют изделия). А как мы их называем?

Дети: Хлебобулочные.

Воспитатель: Молодцы. Много разных изделий выпекают пекари. Чтобы мы могли кушать хлеб трудится много людей, поэтому как надо относиться к хлебу, Юра?

Юра: Хлеб нужно беречь!

Воспитатель: Молодец. А сейчас немного поиграем. Приглашаю вас в магазин сладостей (дети подходят к столам, на которых лежат настоящие хлебобулочные и мучные изделия). Я буду читать стихотворение, а вы выберите те хлебобулочные изделия, которые больше всего любите. На мои вопросы нужно отвечать полным предложением. Например: «Я люблю пирожок» или «Я выбираю бублик». Всем понятно?

Дети: Да

Воспитатель: тогда слушайте стихотворение

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетенки и пампушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутнрброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И ватрушка и помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Воспитатель: Молодцы. Я надеюсь, что вам понравилась наша беседа. Я думаю, что вы расскажите родителям о том, что хлеб – это наше богатство и сколько сил и времени нужно для его производства!

Воспитатель: Архипова Нафиса Хамитовна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 77 Комбинированного вида Приморского района Санкт- Петербург 2017г

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский

Развитие речи- очень важный раздел во всех образовательных программах. Программа по развитию речи разрабатывается с учетом целевых психологических и педагогических установок базисного содержания дошкольного образования. Развитие разговорной речи занимает центральное место в подготовке ребенка к школе.

Работая над этой задачей воспитатель продумывает организацию речевой среды детей через опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы способствуют наиболее оптимальному общению детей со взрослыми и сверстниками, в процессе которого они учатся задавать вопросы и отвечать на них, сообщать о своих впечатлениях- осваивают уроки культуры общения. Все виды речевой деятельности являются предметом повседневного внимания и целенаправленного обучения в детском саду, а именно:

  • Повседневное общение
  • Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи

Повседневному общению уделяется большое внимание, во время которого педагог старается дать ребенку пример правильной речи, умения слушать и выражать свои мысли

Темы непосредственной образовательной деятельности планируются педагогом в соответствии с программой детского сада и с учетом уровня развития всей группы детей в целом, а также индивидуальных особенностей каждого ребенка в отдельности.

Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе по картинке – как предметной, так и сюжетной, знакомой или малознакомой.

Дети испытывают затруднения при составлении рассказа по картинкам.

При ознакомлении детей с картинками необходимо знать детскую литературу, уметь составлять увлекательный рассказ, знать алгоритм описания картинки, уметь правильно, логично и увлекательно для ребенка поставить вопросы. Для изучения особенностей состояния связной монологической речи используется методика обучения составления рассказа по картинкам.

Воспитатели используют разные виды работы с картинкой:

  • Рассматривание
  • Беседы
  • Составление рассказов по картинке

В реализации программных задач по речевому развитию детей, беседа по картинке способствует:

  • закреплению у детей навыков ведения индивидуальной и групповой беседы
  • пополнению, уточнению и активизации словарного запаса
  • развитию памяти и внимания
  • совершенствованию словесно-логического мышления
  • формированию фонетической стороны речи
  • приобретению фонетической стороны речи
  • приобретению умения устанавливать взаимосвязи между предметами
  • развитию понимания смысла и содержания картинки
  • формированию объяснительной и доказательной речи
  • конкретизации знаний об окружающих предметах
  • закреплению умений ориентироваться в пространстве и т. д.

В ходе беседы по картинке воспитатель может проводить систематический контроль за постановкой звуков и грамматической правильностью речи детей, навыками звукового анализа и синтеза. Использование диалогов по картинке способствует не только речевому, но также социально- эмоциональному развитию ребенка, становлению его мотивационной сферы. Любая методика по развитию речи предполагает обязательное использование наглядно-дидактического материала. Наборы картинок с изображением знакомых ребёнку процедур и процессов (подъём, умывание, уборка, одевание) будут отличным подспорьем для освоения глаголов, наречий, причастий и деепричастий. Попросите детей описать то, что они видят на этих картинках. Малыш помладше, скорее всего, будет отвечать односложно, используя только глаголы. Ребёнок постарше будет строить более сложные предложения, вводя в употребление такие части речи, как наречия и прилагательные. Это поможет им описать увиденное на картинке более подробно.

При первичном рассматривании картинки педагог направляет его внимание на определение главных предметов, их свойств, признаков на установление связей между изображенными предметами. При повторном использовании картинки проводится развивающая беседа, которая расширяет возможности речевого общения ребенка со взрослым. Такая вопросно-ответная система разговора, в результате которой у ребенка формируется умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию. Цель развития диалогической речи детей при проведении развивающей беседы является доминирующей.

Творческий подход к такому виду речевого общения предполагает использование разных приемов:

  • намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя об изображенном
  • высказывания взрослого, направляющие ребенка на доказательный ответ
  • сравнение предметов, изображенных на картинке
  • включение в речь разных форм одного и того же слова.

Содержание картинок часто подталкивает педагога к включению в беседу малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок, стихов) Беседуя с ребенком по картинке его внимание можно направить на поиск слов, включающий заданный звук. При подготовке к занятию педагог продумывает не только объем новой информации, новых терминов и понятий, но и учебные дидактические материалы, с помощью которых дети могли бы повторять и осмысливать полученные знания. Рефлексию полученных знаний следует проводить как во время самостоятельной деятельности, так и в течении всего дня. Можно выделить четыре вида рефлексии (от лат. reflexio - обращение назад)

  • Творческая (дети учатся фантазировать, сочинять)
  • Событийная (дети учатся анализировать и передавать свое отношение к происходящим событиям)
  • Личностная (цель- способствовать самопознанию своего духовного мира)
  • Понятийная (педагог должен способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека)

Отличительная особенность рефлексии состоит в том, что она гармонично сочетает в себе информационную, познавательную и эмоциональную сторону, а также развитие разных видов речевой деятельности. Беседы по картинкам предусматривают:

1. Развитие звуковой культуры речи.

  • Отработка правильного произношения звуков родного языка, слов и словосочетаний.
  • Развитие фонематического слуха (подбор слов на заданный звук, знакомство с рифмой)
  • Развитие артикуляции (звукоподражание, артикуляционная гимнастика)
  • Тренировка в интонационной выразительности речи (произношение слов и звуков в определенной тональности)

2. Словарная работа:

  • Знакомство с обобщающими словами (мебель, посуда, фрукты, овощи, транспорт, животные и т д)
  • Знакомство с профессиями взрослых (повар, врач, продавец и т д – в зависимости от уровня начальных знаний детей
  • Знакомство с синонимами и антонимами

Синонимы- сходное лексическое значение различное звучание; (идти, мчаться, брести, плестись)

Антонимы -противоположное лексическое значение, различное звучание; (приехал- уехал, добрый –злой)

  • Составление описательных рассказов по картинкам о предметах, животных и т д (н-р: Название домашнего животного, описание внешнего вида, чем его кормить, какую пользу приносит, почему я люблю его)
  • Для закрепления связной речи составление рассказов по картинке из серии сюжетных картин
  • Знакомство с основами этикета (встречаем гостей, культура поведения за столом, хорошие манеры)

3. Грамматический строй речи:

  • Знакомство с ведением диалога
  • Обучение умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их
  • Знакомство с предлогами и умение правильно употреблять их в речи
  • Согласование слов в предложении

4. Художественная литература:

  • Знакомство с произведениями русского фольклора
  • Заучивание стихов, пословиц, поговорок
  • Составление и отгадывание загадок
  • Знакомство с классическими произведениями детской литературы (С. Маршак, А. С. Пушкин, К Чуковский, А. Барто и т д)
  • Драматизация и инсценировка произведений

Роль педагога состоит в том, чтобы создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. Учитывая необходимость подготовки ребенка к школе, особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха и правильного звукопроизношения.

Родители подрастающих дошкольников должны понимать, что никакая современная методика по развитию речи, не заменит пользы от живого человеческого общения. Ведь именно повседневное общение в домашней обстановке, в стенах дошкольного учебного заведения или развивающих кружков является залогом своевременного формирования речевых навыков.

Литература:

  1. Развитие речи. Тематическое планирование занятий В.Ю. Дъяченко г Волгоград 2007г
  2. Развитие речи детей 3-5 лет О.С. Ушакова г Москва 2011г
  3. Конспекты интегрированных занятий А.В. Аджи г Воронеж 2006г

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Интересное путешествие»

комбинированного вида»

г.Железногорск

Задачи:

Образовательные:

Учить детей давать развернутые высказывание, развивать фантазию.

Продолжать расширять знания детей о животном мире.

Предоставить детям возможность участвовать в общей беседе, помогать им понятно излагать свои мысли.

Развивающие:

Закрепить умение классифицировать животных по месту обитания.

Воспитательные:

Воспитывать доброе отношение к животным, желание оберегать их.

Формировать желание общаться в игре со сверстниками и со взрослыми.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: животные, обитатели (объяснить значение слова «обитатели, проселочная дорога»).

Индивидуальная работа: активизировать на занятии Артёма, Кристину.

Материал к занятию:

Демонстрационный: панно «Африка», макет дома трёх медведей, панно «Лес».

Раздаточный: фигурки животных.

Методы: словесный, игровой, практический.

Приёмы: беседа, физминутка, чистоговорки.

Ход занятия:

Организационный момент: игра «Весёлая семья».

Воспитатель: Все садитесь рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку.

Я сегодня в садик шла,

Шарик я для вас нашла.

Смотрите этот шарик не простой, он с письмом. Давайте прочтём от кого оно.

Открывает конверт, читает.

«Дорогие ребята, я старик - лесовик, живу в лесу сто лет, и недавно со мной случилась беда. Потерялись звери моего леса, помогите мне их найти».

Ребята, как вы думаете, какие звери могли потеряться из леса старика - лесовика?

Ответы детей: лиса, лось, медведь, волк, заяц, белка.

Как мы с вами можем помочь старику - лесовику?

(найти лесных зверей)

На каком виде транспорта удобнее нам поехать?

(На самолёте неудобно, так как в лесу нет места для посадки и т.д. Дети высказывают свои предположения, воспитатель поддерживает идею ехать на автобусе).

А давайте поедем на автобусе. В автобусе могут ехать много детей и в лесу есть проселочная дорога.

Ребята, в лес к старику- лесовику неудобно ехать с пустыми руками. У меня есть кузовок, кладите в него самые любимые угощения для зверей: для зайчика - морковку, для белки - шишку, лисе - рыбку.

(Дети называют для кого какое угощение).

Молодцы! Набрали полный кузовок угощений.

(Дети кладут в кузовок предметы, называя их).

А теперь готовьтесь к поездке. Садитесь удобнее, держитесь крепче. Поехали!

Чтобы не было скучно ехать, поговорим стишки:

Са - са - са - в лесу бегает лиса,

Су - су - су - было холодно в лесу.

Приехали, выходите. Остановка » Путаница«.

(Дети рассматривают панно «Африка», где обитают животные жарких стран, но и «живут» животные тайги).

Каких животных вы видите?

А как вы думаете, всё ли здесь правильно?

(Нет, потому что здесь ещё животные тайги).

Это, наверно, звери старика - лесовика. Давайте возьмем их с собой. Но прежде, чем отправится дальше, давайте поиграем.

Физминутка:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой слонихой кто? (слонёнок)

За мамою львицей шагал кто? (львёнок)

За мамой тигрицей шел кто? (тигрёнок)

Жа - жа-жа - есть иголки у ежа.

Жи - жи - жи - здесь живут ежи.

(дети проговаривают чистоговорки вместе с воспитателем).

Приехали! Остановка «Сказка». Здесь живёт старик-лесовик? (нет) Остановка, где живёт старик-лесовик называется «Лесная».

Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати и три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(дети дают ответ: три медведя).

Посмотрите внимательно и скажите, кто лишний в этой сказке? (лиса, волк, заяц). Почему?

Вспомните и скажите, в каких сказках живёт лиса? («Теремок», «Колобок»).

Давайте поиграем с волком и зайцем. Волк злой, а заяц… (дети отвечают добрый). Волк храбрый, а заяц… (трусливый), волк серый, а заяц… (зимой белый).

Ребята, играть звери из сказок умеют, значит, они живут на лесной поляне у старика - лесовика, берём их с собой в путь. Поехали.

Приехали. Остановка «Лесная». На этой остановке живёт старик - лесовик? (да).

А где же он?

Старик - лесовик: Я здесь, жду своих помощников. Чем вы меня порадуете? (мы принесли тебе твоих лесных зверей).

Очень хорошо. Расселяйте их на моей полянке (дети распределяют зверей на поляне).

Как я рад, что моя полянка ожила, и я хочу с вами поиграть. Расскажите мне, что любят делать мои друзья?

Медведь что делает? (спит, сосёт лапу).

А где живёт белка? (в дупле). А медведь? (в берлоге). Лиса, волк? (в норе).

Молодцы, всё знаете и умеете. Спасибо вам за помощь.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с просьбой старика - лесовика? (да, мы нашли его животных и расселили на лесной полянке).

Старик - лесовик: А от меня вам угощение.(дарит детям чупа-чупсы)

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Скажем старику - лесовику «До свидания».

Рассаживаемся на свои места в автобусе. Поехали.

А вот и наша группа.

Встанем дети, встанем в круг.

Я твой друг ты мой друг.

Я вас всех благодарю,

Всем подарки вам дарю.

Конспект НОД для детей старшей группы

Образовательная область: «Познание»

Занятие по развитию речи

Тема: Беседа «О вежливых словах и вежливых поступках»

Цель: учить детей связно рассказывать из опыта и наблюдений о вежливых поступках.

Программные задачи:

Образовательные: закрепить навыки вежливости;

Развивающие: развивать интонационную выразительность речи;

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к людям, доброжелательность.

Место проведения: групповое помещение в ДОУ детский сад № 5.

Предварительная работа:

прочитаны произведения: « Просто старушка» и «Волшебное слово» Осеевой, « Это мы» Кардашовой, рассматривая с детьми красочные иллюстрации к этим произведениям.

в повседневной жизни наблюдали поступки детей, по поводу которых проводились индивидуальные беседы, в которых ребята поощрялись за вежливые поступки.

просматривали серии мультфильмов о вежливых поступках «Дядя Стёпа» С. Михалкова, « Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского и сказку «Двенадцать месяцев».

Словарная работа: активизировать в речи детей слова (вежливость, спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания).

Ход деятельности:

Дети находятся в групповом помещении ДОУ.

Воспитатель: Сегодня ребята, мы поговорим о вежливых поступках. Мы читали рассказы, стихотворения, смотрели мультфильмы. И вот сегодня мы вспомним об этих словах и поступках.

Воспитатель: Какие вежливые слова вы знаете?

Дети: Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста.

Воспитатель: В каких случаях говорят эти слова?

Дети: После еды, за оказанную помощь, при встречах, при просьбе, прощаясь.

Воспитатель: Как надо говорить эти слова?

Воспитатель: А в каком рассказе говорится о вежливом, волшебном слове?

Дети: В рассказе « Волшебное слово».

Воспитатель: Каким был мальчик до встречи со стариком? Каким он стал? Как к нему стали относиться родные?

Дети отвечают полными ответами. Воспитатель поощряет детей за правильные ответы, привлекает малоактивных.

Пальчиковая гимнастика “Вежливые слова”.

(Дети повторяют слова и движения за взрослым, вытягивают руки вперед ладонями вверх, сжимают пальцы рук в кулачки и разжимают)