«Он был умнейшим и сердечным русским человеком. Виктор николаевич тростников, современные философы россии

Виктор Николаевич Тростников отошел ко Господу, перенеся тяжелые страдания от болезни и, уверен, не менее тяжелые от сознания того, что покидает привычный мир, насыщенный работой, новыми впечатлениями, яркими переживаниями и встречами с близкими друзьями.

Яркий и самокритичный, с неизменным искрящимся чувством юмора, добрый не простой добротой, а каким-то необыкновенным душевным настроем, всегда понимающий тебя с полуслова и снисходящий к твоим ошибкам и шероховатостям, он был по-своему уникальным человеком.

Например, мне было очень трудно представить, что Виктор Николаевич – выдающийся математик, настолько мы близко общались с ним, как «лирики». Но дело, конечно, совсем не в этом, не в моих ощущениях и представлениях.

В качестве автора Радио «Радонеж» Виктор Николаевич был мне знаком достаточно давно: пожалуй, с середины 90-х годов прошлого века, когда я слушал его блистательные передачи, часто записанные вместе с такими же «мэтрами» философии и культурологии, как Игорь Шафаревич, Владимир Махнач, Георгий Ансимов и Александр Стрижов. Почему-то тогда, в далекие 90-е все это многообразие, вся эта удивительная палитра имен (как и имя Виктора Николаевича Тростникова) воспринимались само собой разумеющимися. Не могло быть на «Радонеже» других авторов! Это были представители лучшей части нашего народа, выразители его идей и стремлений, мыслей и чаяний. Для этого ведь и была создана радиостанция: дать возможность аудитории услышать лучших из лучших, познать культуру и Церковь, что называется «из первых уст»!

Если сейчас подумать о том, какой вклад внес Виктор Николаевич в воцерковление множества русских людей еще тогда, когда только рухнул богоборческий режим, становится радостно и невероятно светло и отрадно! Если Господь, по неложному Своему слову, обещал награду лишь за стакан холодной воды, поданной жаждущему, - чего удостоится тот, который отдал лучшие годы своей жизни на проповедь Христа и Его Божественного Евангелия!

Особенно ценным, на мой взгляд, является то, что Виктор Николаевич принадлежит к миру ученой интеллигенции. Он сам, своим собственным умом и жизненным опытом, пришел к Богу и, открыв Ему свое сердце, опытно постигал научно доказуемые принципы Божественного мироздания, пути Промысла и неизреченную любовь Создателя к Своему созданию. Многие так называемые «атеисты», заявляющие о себе с такой гордостью и самомнением, мне кажется, просто до конца не честны перед собой самими. Они еще просто не прониклись тем вниманием и любовью к самим себе, насколько был полон этими чувствами В. Н. Тростников. И если они будут перед лицом своей совести и своего накопленного научного опыта такими же честными, как Виктор Николаевич, они обязательно встретят Бога и так же, как и он, будут лицезреть пути Промысла о мире и человеке.

Наука никогда не противоречила христианству: это целожизненная теорема, доказанная творчеством и самой жизнью приснопоминаемого Виктора Николаевича Тростникова. Наоборот, чем больше ученый вторгается своим умом и интеллектом в этот видимый мир, тем ближе он становится Богу.

Яркая, четкая и, повторюсь, искрометная речь Виктора Николаевича зафиксирована на века на магнитной пленке в архивах радио «Радонеж». Его образ – с неизменной доброй улыбкой и чуть хитрым прищуром глаз, немного наморщенным лбом, образным и всегда чрезвычайно интересным словом, навсегда останется в сердцах тех, кто его знал.

Мы много записывались в последние годы у него дома, в скромной квартире, неподалеку от бывшей Сталинской дачи, у метро «Славянский бульвар». Я предвкушал нашу встречу еще задолго до того, как она состоится: путешествие от метро до дома Виктора Николаевича даже в быстром темпе занимало около 40 минут. Как сейчас, вижу эти краски осени, как-то внезапно схватившие почти еще свежую зелень (наши встречи часто начинались после отпусков в августе), уютные дворики, покрытые уже опавшими листьями, случайных прохожих, смотря на которых я мысленно задавал себе вопрос: а они не знают своего знаменитого соседа?

И вот, начинался разговор. Виктору Николаевичу было интересно все, но он твердо держался в стороне от критики церковной жизни и каких бы то ни было ситуаций или прецедентов, которые могли бы бросить хотя бы малую тень на Церковь. Ему нравилось говорить о прошлом – о нашей великой Родине, Советском Союзе, о России – сегодняшней и уже ушедшей, о достижениях и духовном богатстве нашего великого русского народа, его фольклоре и творчестве, о наших гениях и простых русских людях, из которых эти гении рождались.

Был замысел многих и многих циклов и передач, которые бы помогли сломать некое средостение между периодами советской и исконно русской истории, осознать и осмыслить прожитое и перенесенное, понять и простить.

Что-то удалось осуществить, но многое, я уверен, осталось только в его планах.

От нас ушел великий русский человек: философ, писатель, лирик, поэт, публицист и православный христианин. Ушел к Своему Отцу, Которого он искал всю свою жизнь и встречу с Которым предвидел и предвосхищал всем своим творчеством. Он ждал этой встречи! Он оставил нам свои мысли о том, как эта встреча может состояться. «Мысли перед рассветом»… Не только близкий рассвет в нашей России имел в виду Виктор Николаевич Тростников, созидая свою книгу в далекой свободной Франции, - конечно, он прикровенно говорил о «рассвете Божественном» в душе русского человека. Для Виктора Николаевича же, верим, воссияла уже заря Жизни Будущего Века, в которой «несть ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание». Вечная и блаженная память тебе, дорогой Виктор Николаевич! Помяни и нас в «стране живых», в Царстве Небесном!

Публикует заметки близко знавших Виктора Николаевича людей, а также отрывки из его собственных работ и данных им интервью на темы Промысла Божия и роли России в мировой истории.

Отпевание новопреставленнного раба Божия Виктора состоится 1 октября в 10:30 в московском храме Святой Троицы в Серебряниках (Серебрянический пер., 1А), после чего состоится выезд в поселок Борисоглебский Ярославской области, где и будет похоронен Виктор Николаевич.

«Ни один вопрос, обращенный к нему,
не оставлял без ответа»

:

Он всего себя отдавал людям. Пытался донести до них свой богатый опыт ученого и глубоко верующего христианина. Когда я руководил отделением теологии в Ярославском педагогическом университете им. К.Д. Ушинского, он приезжал к нам читать лекции. Виктор Николаевич никогда нам не отказывал. Как и ни один вопрос, обращенный к нему, не оставлял без ответа. С огромной теплотой вспоминаю каждую с ним встречу, дорожу теми его книгами, которые он мне подарил.

Помню, я однажды приезжал на праздник в Борисоглебский монастырь. Там, конечно, Виктор Николаевич был душой прихода. Его все любили. И не только там, а во многих городах и весях России. Он тоже по-своему просвещал народ, делясь знаниями по истории и опытом своей церковной жизни. Это очень глубокий, подлинный человек. Вечная ему память.

«Он был мудрецом,
умнейшим и сердечным русским человеком»

, председатель Православного братства «Радонеж», директор радио «Радонеж»:

Я хотел показать на конкретном историческом материале, что история делается на Небесах и одним из элементов Божия замысла об истории есть именно многополярность цивилизаций. В книге на исторических фактах показано, как Промысл Божий вопреки всем обстоятельствам сохранял православную цивилизацию. И если так действительно происходило и это угодно Господу, то нас это вдохновляет, и в этой книге может найти ответ всякий задающий вопрос: «Погибла духовно Россия или нет?» Анализ нашей русской живучести убеждает в том, что простого, «природного» объяснения здесь недостаточно. Не может быть такой природной живучести: народ давно сошел бы со сцены, учитывая все перипетии нашей истории, такие, например, как монгольское иго, польско-литовская интервенция, колоссальный протестантский нажим при Петре I и Анне Иоанновне, нажим со стороны советской атеистической власти. Русский народ давно превратился бы в немцев или татар, но мы всегда оставались русскими, а без Божией помощи это невозможно. В своей книге я на фактах показываю, как в решающие моменты, когда уже казалось, что Россия скоро перестанет быть Россией, вдруг происходило нечто совершенно неожиданное - и угроза отступала. Это «неожиданное» буквально посылалось нам с неба - другого объяснения нет. Значит, Господу нужна наша цивилизация.

Из работы «Православная цивилизация»:

Зародившийся в XV веке в Европе и занесённый оттуда как инфекция в другие части света, материализм перевернул с ног на голову всю систему ценностей, вложенную в человека его Создателем, заставил людей забросить заботу о душе и сосредоточить все помыслы на заботе о теле, вопреки не только требованиям всех религий, но и советам мудрецов всех стран и эпох; ставить целью жизни получение наибольших телесных наслаждений и предпочитать вниманию к внутренней жизни тягу к внешним развлечениям, т.е. тягу к гедонистическому образу жизни. К несчастью, этот губительный для души образ жизни вызывает привыкание, т.е. действует как наркотик. Это доказывается тем, что, попав из ещё живой России в комфортную западную страну вроде Голландии или Норвегии, человек первые два года тоскует, а затем успокаивается и начинает, как и все окружающие, вести бессмысленную жизнь овоща. И если бы не один секрет мироустройства, то в результате глобализма в один прекрасный момент вся наша планета превратилась бы в овощную плантацию.

Секрет этот заключается в том, что все не могут вести гедонический образ жизни. Если какая-то группа людей сидит на наркотике комфорта и развлечений, то другие люди должны тяжко трудиться, чтобы обеспечить первых этим наркотиком. Сегодня такой наслаждающейся группой является так называемый «золотой миллиард», а обеспечивают ему его золотую жизнь остальные шесть миллиардов. Но грянула глобализация, и эти шесть миллиардов тоже захотели комфорта и развлечений вместо своего тяжкого труда. Но если никто не желает тяжко трудиться, откуда возьмётся материальная база гедонического образа жизни? Так материализм сам себя уничтожает. И такое его самоуничтожение уже при дверях. Это и есть сегодняшний кризис.

Выход из него только один: вернуться к тому радостному и спасительному образу жизни, который предписан нам Евангелием. Сделать это следует всему человечеству, но какая-то страна должна стать зачинщицей, и ею может быть только Россия, а внутри неё - Русская Православная Церковь. Православие есть и в других странах, но там оно бессильно, а у нас имеет многомиллионную паству, самый большой и самый квалифицированный богословский корпус и находится под покровительством располагающего ядерным щитом могучего государства. И как главная хранительница неповреждённого учения Христа, наша Церковь обязана громко повторить Благую Весть Господа нашего Иисуса Христа о покаянии и спасении, обратив её сначала к своему народу, а потом, вместе с ним, ко всем людям на земле.

Тростников, Виктор Николаевич

(р. 10.09.1928) - по образованию физик, математик; разрабатывает проблемы теор. и прикладной филос. и богословия; канд. филос. наук. Род. в Москве. Окончил физ.-техн. ф-т МГУ в 1953. Работал в Ленинграде, затем вел в Москве преп. деятельность по высшей математике в разл. вузах. Был доц. по каф. высшей математики МИИТа. Имеет ряд публикаций по разл. вопросам физики и математики, в т.ч. монографии по матем. логике. В 1970 стал канд. филос. наук. В 1980 за участие в альманахе "Метрополь" был уволен с работы. Работал сторожем, чернорабочим, каменщиком, прорабом (1986). Все эти годы продолжал печататься в самиздате и за рубежом. В 1988 по приглашению Рус. Православной Церкви за границей ездил в США, где сделал доклад на тему "Тысячелетие крещения Руси". Совершив еще несколько заруб. поездок, сосредоточился на лит. работе, т. к. появилась возможность публиковаться на родине. Его работы проблемного характера по богословию, теор. и прикладной филос., истории, политике печатались в ж. "Москва", "Молодая гвардия", "Православная беседа", "Литературная учеба" и др. С 1996 читал курс лекций по филос. на юрид. ф-те Росс. Православного ун-та. Характеризуя эволюцию своего мировоззрения от материализма к богопознанию, сам Т. отмечает, что его внутр. развитие определялось потребностью понять, "вчувствоваться", усвоить всем своим существом весь миропорядок, мироустройство, "взятое во всех деталях сразу, как нечто единое и целостное". Это стремление, пишет в своей биографии Т., и есть ключ к его творч. и его судьбе. Вначале универсальным средством познания для него была физика, затем - математика. Убедившись, что наиболее глубокие ее проблемы связаны с теорией вывода, Т. стал специализироваться в обл. матем. логики. Поняв, что специфика матем. знания отражает и особенности человеч. сознания, самой интересной сферой знания для него стала филос.; важнейшей ее частью Т. считал гносеологию. Тяга ко все более общему знанию и более глубокому пониманию вывела Т. на богослов-ствование, ибо, отмечает он, понятие Бога является той последней "скрепой", к-рая удерживает в единстве общего порядка единство Вселенной и единство человека, и "создает то самое единство всего, к которому истинный философ идет всю жизнь". Об огромной объяснительной силе этого понятия Т. написал в кн. "Мысли перед рассветом". Это была кн. по "научной апологетике" с привлечением совр. науч. материала. Обращение к богословию, давшему Т. "всеобщую скрепу" для ума, чувства и жизни, привело его к "воцерквлению". Кроме того, Т. считает, что отдание приоритета этой "скрепе" перед всеми др. ведет к отождествлению познания с Бо-гопознанием, а Бог как личное и творч. начало открывается человеку в той мере, в какой Сам этого хочет, и этот процесс бессильны ускорить образование, науч. знания и др. интеллектуальные накопления человеч. цивилизации. Так Т. пришел к убеждению, что задача философа состоит лишь в том, чтобы формулировать вечные истины на языке своего поколения и иллюстрировать их наиболее убедительными для этого поколения фактами. Выполнению этой задачи и посвящены труды Т. 80-х гг. 90-е гг., кроме лекционной деятельности, кн. и статей по "науч. апологетике", знаменуются постепенным переходом философа от апологетики к экзегетике и от космологии к сотериологии. Центр. темой в них становится тема спасения. В этой связи Т. ставит вопрос о природе и происхождении нашей цивилизации, считая, что она целенаправленно препятствует делу спасения, и вводит в свои произведения размышления эсхатологич. порядка. Кроме того, важной темой считает он проблему спасения в браке. Из многочисленных публикаций по вопросам науки, филос. и богословия сам автор считает осн. те, к-рые приводятся ниже.

Соч.: Мысли перед рассветом. Париж , 1979 ; М. , 1997 ; Мысли о России // Русское возрождение. Нью-Йорк , 1987 ; Научна ли научная картина мира? // Новый мир. 1989. № 12 ; Мысли о любви // Кубань , 1994 ; "Им же вся быша " // Москва. 1995 , № 1 ; Понимаем ли мы Евангелие? М. , 1997 ; Бог в русской истории. Одесса , 1998 ; Философия супружества. М. , 1999.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Тростников, Виктор Николаевич" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Метрополь. Альманах «Метрополь» сборник неподцензурных текстов известных литераторов (Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Евгений Рейн, Владимир Высоцкий, Юз Алешковский, Генрих Сапгир, Юрий… … Википедия

    Эту страницу предлагается переименовать в Русский Дом (журнал). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/20 августа 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Русский дом. Русский Дом … Википедия

Книги

  • История как Промысл Божий , Катасонов Валентин Юрьевич, Тростников Виктор Николаевич, Шиманов Геннадий Михайлович. В книге современных русских мыслителей раскрывается суть промысла Божьего в истории человечества, показана божественная деятельность мировой жизни, сохраняющаямир и направляющая его к…
  • Трактат о любви. Духовные таинства , Тростников Виктор Николаевич. Цель "Трактата о любви" В. Н. Тростникова - разобраться в значении одного-единственного, но часто употребляемого нами слова" любовь" . Неужели этому надо посвящать целое исследование? Да,…

(р. 10.09.1928) - по образованию физик, математик; разрабатывает проблемы теор. и прикладной филос. и богословия; канд. филос. наук. Род. в Москве.

Окончил физ.-техн. ф-т МГУ в 1953. Работал в Ленинграде, затем вел в Москве преп. деятельность по высшей математике в разл. вузах. Был доц. по каф. высшей математики МИИТа. Имеет ряд публикаций по разл. вопросам физики и математики, в т.ч. монографии по матем. логике.

В 1970 стал канд. филос. наук. В 1980 за участие в альманахе "Метрополь" был уволен с работы.

Работал сторожем, чернорабочим, каменщиком, прорабом (1986). Все эти годы продолжал печататься в самиздате и за рубежом.

В 1988 по приглашению Рус. Православной Церкви за границей ездил в США, где сделал доклад на тему "Тысячелетие крещения Руси". Совершив еще несколько заруб. поездок, сосредоточился на лит. работе, т. к. появилась возможность публиковаться на родине.

Его работы проблемного характера по богословию, теор. и прикладной филос., истории, политике печатались в ж. "Москва", "Молодая гвардия", "Православная беседа", "Литературная учеба" и др. С 1996 читал курс лекций по филос. на юрид. ф-те Росс. Православного ун-та. Характеризуя эволюцию своего мировоззрения от материализма к богопознанию, сам Т. отмечает, что его внутр. развитие определялось потребностью понять, "вчувствоваться", усвоить всем своим существом весь миропорядок, мироустройство, "взятое во всех деталях сразу, как нечто единое и целостное". Это стремление, пишет в своей биографии Т., и есть ключ к его творч. и его судьбе.

Вначале универсальным средством познания для него была физика, затем - математика.

Убедившись, что наиболее глубокие ее проблемы связаны с теорией вывода, Т. стал специализироваться в обл. матем. логики.

Поняв, что специфика матем. знания отражает и особенности человеч. сознания, самой интересной сферой знания для него стала филос.; важнейшей ее частью Т. считал гносеологию.

Тяга ко все более общему знанию и более глубокому пониманию вывела Т. на богослов-ствование, ибо, отмечает он, понятие Бога является той последней "скрепой", к-рая удерживает в единстве общего порядка единство Вселенной и единство человека, и "создает то самое единство всего, к которому истинный философ идет всю жизнь". Об огромной объяснительной силе этого понятия Т. написал в кн. "Мысли перед рассветом". Это была кн. по "научной апологетике" с привлечением совр. науч. материала.

Обращение к богословию, давшему Т. "всеобщую скрепу" для ума, чувства и жизни, привело его к "воцерквлению". Кроме того, Т. считает, что отдание приоритета этой "скрепе" перед всеми др. ведет к отождествлению познания с Бо-гопознанием, а Бог как личное и творч. начало открывается человеку в той мере, в какой Сам этого хочет, и этот процесс бессильны ускорить образование, науч. знания и др. интеллектуальные накопления человеч. цивилизации.

Так Т. пришел к убеждению, что задача философа состоит лишь в том, чтобы формулировать вечные истины на языке своего поколения и иллюстрировать их наиболее убедительными для этого поколения фактами.

Выполнению этой задачи и посвящены труды Т. 80-х гг. 90-е гг., кроме лекционной деятельности, кн. и статей по "науч. апологетике", знаменуются постепенным переходом философа от апологетики к экзегетике и от космологии к сотериологии.

Центр. темой в них становится тема спасения.

В этой связи Т. ставит вопрос о природе и происхождении нашей цивилизации, считая, что она целенаправленно препятствует делу спасения, и вводит в свои произведения размышления эсхатологич. порядка.

Кроме того, важной темой считает он проблему спасения в браке. Из многочисленных публикаций по вопросам науки, филос. и богословия сам автор считает осн. те, к-рые приводятся ниже. Соч.: Мысли перед рассветом.

Париж, 1979; М., 1997; Мысли о России // Русское возрождение.

Нью-Йорк, 1987; Научна ли научная картина мира? // Новый мир. 1989. № 12; Мысли о любви // Кубань, 1994; "Им же вся быша" // Москва. 1995, № 1; Понимаем ли мы Евангелие? М., 1997; Бог в русской истории.

Одесса, 1998; Философия супружества.

Виктор Николаевич Тростников (род. 14.09.1928, Москва) - современный православный русский философ и богослов.

По образованию физик, математик (физ.-техн. ф-т МГУ, 1953), кандидат философских наук (1970).

Наиболее важные работы: «Конструктивные процессы в математике», «Мысли перед рассветом», «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории, «Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины», «Всмотрись - и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти.

В 1980 за участие в альманахе «Метрополь» был уволен с работы. Работал сторожем, чернорабочим, каменщиком, прорабом (1986). Все эти годы продолжал печататься в самиздате и за рубежом. В 1988 по приглашению Русской Православной Церкви за границей ездил в США, где сделал доклад на тему «Тысячелетие крещения Руси». С 1996 читал курс лекций по философии на юридическом факультете Российского Православного университета.

Характеризуя эволюцию своего мировоззрения от материализма к богопознанию, сам Тростников отмечает, что его внутреннее развитие определялось потребностью понять, «вчувствоваться», усвоить всем своим существом весь миропорядок, мироустройство, «взятое во всех деталях сразу, как нечто единое и целостное». Это стремление и есть ключ к его творчеству и судьбе. Вначале универсальным средством познания для него была физика, затем - математика. Убедившись, что наиболее глубокие ее проблемы связаны с теорией вывода, стал специализироваться в области математичекой логики. Поняв, что специфика математического знания отражает и особенности человеческого сознания, самой интересной сферой знания для него стала философия, важнейшей частью которой он считал гносеологию.

Тяга ко все более общему знанию и более глубокому пониманию вывела Виктора Николаевича на богословствование, так как понятие Бога является той последней «скрепой», которая удерживает в единстве общего порядка единство Вселенной и единство человека, и «создает то самое единство всего, к которому истинный философ идет всю жизнь». Об огромной объяснительной силе этого понятия автор пишет в книге «Мысли перед рассветом». Обращение к богословию, давшему »всеобщую скрепу» для ума, чувства и жизни, привело его к «воцерквлению». Кроме того, Тростников считает, что отдание приоритета этой «скрепе» перед всеми другими ведет к отождествлению познания с Богопознанием, а Бог как личное и творческое начало открывается человеку в той мере, в какой Сам этого хочет, и этот процесс бессильны ускорить образование, научные знания и другие интеллектуальные накопления человеческой цивилизации. Так Тростников пришел к убеждению, что задача философа состоит лишь в том, чтобы формулировать вечные истины на языке своего поколения и иллюстрировать их наиболее убедительными для этого поколения фактами. Выполнению этой задачи и посвящены труды Тростникова 80-х гг.

90-е гг., кроме лекционной деятельности, книг и статей по «научной апологетике», знаменуются постепенным переходом философа от апологетики к экзегетике и от космологии к сотериологии. Центральной темой в них становится тема спасения. В этой связи Тростников ставит вопрос о природе и происхождении нашей цивилизации, считая, что она целенаправленно препятствует делу спасения, и вводит в свои произведения размышления эсхатологического порядка. Кроме того, важной темой считает он проблему спасения в браке.

Аудио записи автора

Книги :

  • Элементарная теория ускорителей заряженных частиц. М.: «Просвещение», 1962.
  • Конструктивные процессы в математике. М.: «Наука», 1975.
  • Математики о математике
  • Загадка Эйнштейна
  • Мысли о России // Русское возрождение. Нью-Йорк, 1987;
  • Мысли перед рассветом. Париж, 1980; М., 1997;
  • Научна ли научная картина мира? // Новый мир. 1989. № 12;
  • Мысли о любви //Кубань, 1994;
  • «Им же вся быша»//Москва. 1995, № 1;
  • Понимаем ли мы Евангелие? М., 1997;
  • Бог в русской истории. Одесса, 1998;
  • Философия супружества. М., 1999.
  • История одного предательства. М.: 2000.
  • Православная цивилизация 2004.
  • Россия земная и небесная 2007.
  • Быть русским - наша судьба 2009
  • Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины // 2010 М. из-во Грифон
  • Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики // 2009 г.
  • Кто мы? Русские, украинцы, белорусы. 2011
  • Всмотрись и увидишь. // М. 2012.

Лекции («беседы») :

  • Русские православные мыслители XIX века
  • Религия и наука
  • В начале было крещение…
  • Бог в русской истории
  • Россия в XXI веке