Поститься первый и последний день поста. Первый день поста

Сегодня, 19 февраля, у православных христиан начался Великий пост, который еще называется «Святыя Четыредесятница», а недели - седмицы. Закончится он 8 апреля - в Светлое Христово Воскресение (Пасху) - главный праздник всех верующих.

Первая и последняя недели Великого поста - самые сложные. Они наполнены молитвой, телесным воздержанием и духовным терпением. Также, как на прошедшей Масленичной неделе, каждый день имел свое значение, так и на Первой седмице, которую иначе называют Феодорова неделя, всему есть свое название.

Сколько длится Великий пост?

Великий пост длится не 40, как многие думают, а 48 дней. 40 - это число дней, которые Иисус Христос провел в пустыне, подвергаясь различным соблазнам, но устоял, проведя их в посте, молитве и воздержании. Последние восемь дней - это дни перед Пасхой, Страстная седмица. Все ее дни называются Великими, потому что посвящены главным событиям христианского вероучения - воскрешению Лазаря, входу Господа в Иерусалим, суду, распятию и воскресению Христа.

Какие молитвы читаются в Великий пост?

С понедельника по четверг на первой неделе Великого поста читается Покаянный канон Андрея Критского. Это одна из самых долгих молитв. Богослужения в храмах на первой неделе совершаются регулярно - и утром и вечером и длятся по несколько часов.

Священнослужители служат в черных облачениях.

Накануне поста рекомендуется исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. А в пост - читать духовную литературу. Определить себе некую норму, потому что новичку бывает очень сложно. Например, читайте Евангелие по 1 главе в день или жития святых по 1-2 страницы. А можно и 10, и 20, конечно.

Какое значение имеют дни Великого поста?

Чистый понедельник. Начинается Великий пост с чистоты помыслов. И если в народе принято в этот день обязательно сходить в баню, помыться и заняться уборкой, то для верующих важнее посетить богослужение и начать «очищение» молитвой от зависти, злобы, гордыни, дурных помышлений. Завершается седмица большим праздником - Торжество Православия, который отмечается в воскресенье. В 2018 году он выпадает на 25 февраля.

Что касается еды, то первая неделя Великого поста - самая строгая. Первые дни не разрешается горячая пища и еда с добавлением растительного масла (сливочное уже полностью под запретом). Это время так называемого сухоядения. Но если монашествующие в это время должны, в прямом смысле, питаться только сухим хлебом, то на мирян, тем более в современном мире, это не распространяется. Сухоядение - это пища, приготовленная без термической обработки. То есть сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб. Поэтому все не так страшно, как может показаться сначала.

И, конечно, не следует забывать, что даже в Великий пост есть послабления для отдельных категорий лиц. Не рекомендуется ограничивать себя в необходимой пище:

  • Детям до 12 лет;
  • Беременным и кормящим женщинам;
  • Людям с хроническими заболеваниями;
  • Старикам;
  • Людям тяжелого физического труда;
  • Находящимся в долгом и трудном путешествии.

Священники про Великий пост:

Протоиерей Андрей Ткачев:

«Чтобы попасть на работу, а после работы прийти в церковь и затем вернуться домой, человеку приходится не просто, как раньше, перейти улицу или пройти пару сот метров, а совершать длительные путешествия. Это изматывающее времяпрепровождение в городском транспорте, это ежедневная трата сил и карманных денег. Устав церковный на такие перемещения не рассчитан. Он рассчитан на монастырь, где от кельи до места полслушания - рукой подать, а от места послушания до храма - пять минут ходьбы. А мирской богомолец (чаще - женщина) вынужден будет, приехав домой, становиться к плите и кормить домочадцев. Как видим, подвиг удваивается и даже утраивается. Мы не можем менять условия жизни радикальным способом. Но можем менять к ним отношение. В данном случае от духовников требуется чуткость и сострадание «маленькому прихожанину». Он не все вычитывает, не все выстаивает, не все выслушивает. А из того, что выслушивает и вычитывает, не все понимает. Недопустимы завышение планки требований и хмурый вид знатока, поучающего невежду».

Иерей Димитрий Шишкин:

«Пост - это добровольное воздержание от всего, что мешает человеку приблизиться к Богу, а это не мясо, конечно, а наши страсти, лишь одна из которых - чревоугодие. Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку - это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», - в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять. Пост - это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами».

Утреннее богослужение. Еще нет усталости, еще перевариваются вчерашние масленичные блины и есть совсем не хочется. Людей на службе мало, день будний, многие на работе и придут в храм лишь вечером, на . Удивительные службы первой седмицы Поста. У нас они служатся без сокращений, молитва течет неспешно и размеренно. Постовые напевы сменяются чтением, редкие возгласы священника подчеркивают особую тихую торжественность этих служб.

Темные облачения священника, синие лампадки у икон – все это создает особое настроение. Этих служб ожидаешь, и очень жаль бывает, когда первая седмица поста заканчивается.

Мысли трудно удержать, даже когда следишь за службой по книге. Ловишь себя на совсем «непостных» мечтах, и тут же понимаешь, насколько это все далеко от того, что сейчас происходит здесь, в храме. …Господи, помилуй мя падшего (кондак понедельника)

Псалтирь читается много, знакомые слова перемежаются с менее знакомыми, чтецы меняются, кто-то присел и уже подкатывает дремота. Нет в этой службе привычного «Бог Господь и явися нам», вместо этого поется протяжно «Аллилуиа», нет торжественного Полиелея, зато канон читается с библейскими песнями, которые в другое время заменяются лишь краткими припевами.

Выходит на амвон священник и читается удивительная .

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

(А.С.Пушкин)

И земные поклоны делаются легко (о, где эта легкость во время домашней молитвы!), и слова молитвы глубоко проникают в душу. Эту молитву нельзя не понять. Церковнославянский язык не всегда бывает понятен со слуха, но эта молитва не нуждается в переводе.

В дни поста она многократно повторяется на каждом богослужении, и каждый раз отзывается внутри по-новому.

Непривычно – утреннее богослужение без Литургии. Ощущается какая-то неполнота. И эта неполнота показывает нам, какое великое мы имеем утешение, когда Литургия может совершаться каждый день. Сейчас не так. Пост. Время покаяния.

Служба заканчивается в первом часу дня, начавшись в половине восьмого утра. В какой-то момент, еще во время службы, вдруг приходит провокационная мысль о еде. Отгоняешь ее, пытаешься молиться. Господи, помоги мне!

Легкий завтрак. Нет, поститься до захода солнца – не по силам.

Наступает вечер. В храм собирается много людей. Свечи в руках – с бумажными «юбочками», чтобы воск не капал на пол. Строгий мужской хор. Сегодня первый день читается Великий Покаянный Канон. После короткого начала звучит первый ирмос канона – «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, Сей мой Бог, и прославлю Его, Бог Отца моего, и вознесу Его: славно бо прославися», потом особым, постовым напевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». И священник начинает чтение Канона.

«Откуду начну плакати окаянного моего жития деяний…»

После шестой песни все опускаются на колени. По всему храму мерцают огоньки свечей. «Душе моя, душе моя! Покайся, что спиши, конец приближается…» Господи, как же научиться каяться? Хочется так и стоять до конца на коленях, но и на это сил нет.

Звучит последний ирмос, уже прочитана девятая песнь Канона. Священник уходит в алтарь, молящиеся гасят свечи. Закрываются Царские Врата. Чтец продолжает читать Великое Повечерие. Напряжение спадает. Можно немного расслабиться. Главное – не заснуть. Монотонное чтение убаюкивает, но вот оно сменяется дивным пением. Как же здорово поют братья! И снова молитвы с земными поклонами. Господи, хорошо-то как!

Такая радость от этих первых служб, что не получается себя настроить на покаянное настроение. Хочется улыбаться, хотя кому-то это может показаться странным.

Какое счастье – провести эти первые дни Поста в храме. Вечером, дома валишься с ног, в храме иногда почти спишь, но уходить не хочется!

В Православной церкви на Руси «Чистый» — это простонародное именование первого дня Великого поста. Означает оножелание быть очищенным к началу поста. Очищение это происходит уже заранее, к вечеру предыдущего дня воскресного (Прощенного). Все храмы производят вечерню, в завершении которой вершится обычай всепрощения. Каждый прихожанин испрашивает прощение у другого. Так, православные починают пост Великий с легкой совестью, чистотой внутри себя, с вселенской любовью к окружающему миру.
В Чистый понедельник, полагается один из строжайших постов. Каждый, кто в силах, не принимает никакой еды, старательно прочитывает молитвенные слова, сражается со своей грешной сущностью. Русский люд в первый день принятия пощения сотворял очищение жилища от грязи и устраивал банный день. Другими словами, осуществлял не только моральную чистоту, но и материальную.
Русская литература не однократно обращалась к данной теме, а именно к теме «Чистого понедельника». Например у Бунина и Шмелева есть одноименные рассказы, где описываются старинные церковные традиции.

Немного из истории

Православные посвящали первые дни Великого поста, а также всю первую неделю, самоочищению, прощаясь с разгульной, сытой масленицей.
Женщины, готовя уже пищу для поста, очень тщательно отмывали всю посуду от непостной, оставшейся еды, обдавали кипяченой водой, раскаляли в печах, оттирали песочком. Случалось даже, что тарелки грязные, с жирными следами перебивали на мелкие кусочки. Делали и так: убирали, прятали куда-нибудь подальше, и ставили на стол специальную посуду для постного, такая посуда сохранялась годами для Великого поста. Вымывали даже кадку для воды, наливая туда свежей водички. То, что сохранилось от скоромного высушивали и берегли к пасхальным празднествам. Бывало, что такие остатки отдавали на корм домашним животным.
У мужчин же существовал свой вариант очистки от потребленных организмом не подобающих для пощения продуктов. Они полоскали рот водочкой. Иногда даже доходило до того, что ходили совсем пьяными.
Кое-где практиковали шуточные драки, якобы для вытрясания съеденных на масленичку блинов и лепешек.
Интересно, что накануне Чистого понедельника верующие в некоторых селениях закрывали в доме все зеркала, словно при умершем. Таким образом, показывалось особое разграничительное отношение к данному отрезку времени, как бы день этот разграничивал веселье скоромной жизни от скудости и аскетичности поста.
В быту простого православного населения все менялось с приходом первых дней поста. Люди носили темное, строгое одеяние, под запретом были веселые сборища девушек и парней, песни, пляски, шумная танцевальная музыка. Естественно, не справляли никакие свадьбы, и сами похоронные обряды проходили весьма скромно.
Было и такое: строгому воздержанию в еде подвергались даже детки, старики и больные. Старообрядцы урезали паек также и грудничкам, иными словами мамаши не давали малышам вдоволь пососать молочка. Утоляли их голод пожеванным хлебцем.
Считалось, грех совершал не младенчик, поевший грудного молока, а мама.
Попрание догматов святого поста влекло за собой, как считали, кару божью.
То же было и с брачными обязанностями. От интимной близости супругов первые дни поста должны были рождаться слабоумные и хворые отпрыски. Священнослужители строго отслеживали нарушителей и наказывали их.
Само собой непременно требовалось посещение церкви для исповедования. Именно в первые дни Великого поста это было наиболее необходимо, как и в заключительные.
В начале поста приходили очередные ежегодные земледельческие заботы: сеяние и пахота.
Женщины занимались ткачеством, мужчины запасались дровами и лесом, свивали веревки, производили ремонт всевозможных орудий сельского труда.
В дореволюционные времена и не ходили в школу, но ежедневно обязаны были присутствовать в церкви на службе в первых днях Великого поста. Жители деревень начинали свой путь в святые места.
В умах людских закрепилось понятие о святой Четырехдесятнице, как о сорока днях, равных тем дням, когда сын Божий находился в пустоши, постился и думал о предстоящей судьбе своей. Это те 40 дней, в кои сатана подвергал Иисуса соблазнам. Тем, кто следует за Христом помыслами своими, предстоит как бы сразиться с дьяволом внутри себя посредством поста и духовного совершенствования.

Подробнее о питании

Первый день Великого поста 2016, как и вся первая неделя и вся последняя — самые строгие в отношении пищи, как духовной так и физической. Нельзя кушать мясное, молочное, продукты с добавлением яиц, под запретом даже рыба, конечно же спиртное, сигареты. Как ни странно, даже жвачку не положено жевать, ведь в ней есть желатин. Не нужно есть никаких конфет, булок, майонеза.
Некоторые послабления все же есть. В выходные разрешено выпить немного вина, употребить капельку масла растительного. В Благовещение, например позволено скушать блюдо из рыбы в небольшом количестве. А на день Лазаря можно отведать икорки.
В наши дни имеются «скидки» для определенных категорий граждан: стариков, болеющих, детей, женщин в положении.
Особенно важны во время принятые первые и вторые блюда. Обязательно их надо есть горячими. Сгодятся к употреблению: сок, варенье, орехи, семечки, консервированные салаты, фрукты и овощи в любом виде, пряности, продукты из сои, крупа, хлеб, сухари, грибы, горох, фасоль.
Для тех, кто придерживается строгости, в первые дни Великого поста рекомендовано сухоядение, т.е. надо есть все сырым, не заправляя никаким маслом. Позволительно добавлять уксус, лимонный сок. А в первые дни и вовсе ничего нельзя есть.
Надо различать постное и вегетарианское. В последнем употребление яиц, молочного, сыров и сливочного масла — это нормально. В отличие от постящихся, вегетарианцы не могут кушать ничего из рыбы.
Во всю протяженность поста его строгие запреты могут иметь разные степени. Легкая предполагает отказ от мяса, далее, уже посложнее, дни с рыбой, затем — горячая пища, приправленная растительным маслом, потом — без масла, и вот — сухоядение, т.е., как говорилось уже выше, меню с холодной едой и холодным питьем. Апогеем можно считать полное голодание.

Крайне редко обычный смертный может справиться с испытанием постом. Чаще всего постятся в строгости церковные служащие. Чтобы все-таки испытать себя, приняв обет поста, поговорите с батюшкой, с доктором, выберете вариант питания, наиболее оптимальный для себя. Первый день Великого поста 2016, как и вся строгая неделя, не может быть тяжелой стрессовой ситуацией, а только действом, дарующим полет и легкость души и тела.
Нельзя превращать сотворение поста в издевательство над собой. Потому как это не главная цель. Верующие, которые постятся, вырабатывают в себе твердость характера, воздерживаясь, демонстрируют преданность Иисусу. Энергия, высвобожденная посредством строгого поста, уходит на внутреннюю рефлексию. Ведь в посте сокращается время, отведенное на прием пищи, развлечения.
Можно с уверенностью сказать, что суть пощения — путь к самосовершенствованию, а не принуждение людей к голоду. Очищение в купе с умягчением характера и просветлением духа — вот основа поста. И если вы принимаете пощение без проникновенного молитвословия в душе, это равносильно обычной диете.

Рецепты в пост

Подавляющее большинство человек полагает, что питание в пост не вкусно и лишено полезности. Однако, имеется масса разнообразных рецептов вкусных, полезных и питательных кушаний для придерживающихся рекомендаций по пощению.
Вот, к примеру, некоторые из них:

Лепешки по-мексикански
Составляющие:

  • Кукуруза, измельченная в мелкую пудру — 220г
  • Мука из пшеницы — примерно 125г
  • Масло рапсовое 5 — ложек столовых
  • Мелкая соль — на кончике ножа
  • Вода — 200г

Готовим:
Перемешать всю муку, соль с маслом, чтобы образовались крупные крошки. Затем влить подогретую воду и замешивать тесто. Месить, пока не станет однородным и не будет отлипать от пальцев. Кладем ком теста в пакетик и помещаем в холодильник минут на сорок. Такой объем теста дает возможность приготовить 14 лепешек. Отрываем кусочки и начинаем раскатывать блинчик, кладем его на сковороду и жарим. Готовые лепешки напоминают чипсы из кукурузы.

Шампиньоны оригинальные
Составляющие:

  • Шампиньоны — 250г
  • Перец сладкий — 1\2
  • Томат — 1 -2 шт.
  • Лук репчатый — 1-2 шт.
  • Зелень — петрушка, укроп
  • Соль, перец молотый — на вкус

Готовим:
Чечевица промывается и кладется в кастрюльку. Добавить воды три стакана, вскипятить все. Проваривать в течение 15 минут до смягчения чечевицы. Шампиньоны жарить вместе с томатами, перцем и луком. Снова налить воды, всыпать перец и соль, потушить хорошенько минут 15. Соединить грибы с чечевицей. Вот и все, можно есть.

Рассольник для поста
Составляющие:

  • Капуста — половинка маленького качана
  • Соленые огурчики — 2 шт.
  • Морковка — 1 шт.
  • Репчатый лук — 2 шт.
  • Картофель — 5 шт. мелких
  • Перловка — 150г
  • Укроп, соль, черный молотый перец

Готовим:
Сварить перловку. Очищенный картофель, мелко нарезать, соединить с крупой. В то время, как все это варится, поджарить лук с морковкой, мелко потереть огурцы. Затем положить в кастрюль вместе с картошкой и перловой крупой. Прибавить еще капусту, проварить 15 минут, добавить приправку и доварить 20 минут. Суп можно кушать.

Котлеты из моркови
Составляющие:

  • Морковь — 5-6 шт.
  • Манная крупа — 100г
  • Рапсовое масло — 5 ложек столовых
  • Немного соли и сахара

Готовим:
Чистим морковку, моем и натираем крупно. Далее тушить с водой, пока не станет мягкой. Сыпем манную крупу, варим все минут десять. Охлаждаем полученную смесь, кладем соль и сахар на вкус. Формируем котлеты, макаем в панировочные сухари, жарим. Вкусно и полезно!

Ассорти фруктово-овощное
Составляющие:

  • Апельсин — 1-2 шт.
  • Огурец — 1-2 шт.
  • Капуста — 200г
  • Зелень — 50г
  • Оливки — 100г
  • Любое масло растительное для заправки
  • Соль, перец по вкусу
  • Сок лимона

Готовим:
Порезать капусту, добавить соли, лимонного сока, подавить ладонями. Нарезаем апельсин и огурчик, кладем зелень с оливками, подливаем маслица и еще немного лимонного сока. Легкий салатик готов!

Великий пост является одним из самых главных периодов в календаре православного верующего. Великоговенье позволяет подготовиться к большому празднику - Святой Пасхе, очиститься духовно и физически, а также сблизиться с Богом. Именно поэтому посту перед Христовым Воскресеньем уделяется повышенное внимание со стороны верующих.

История Великого поста

Правильный Великий пост имеет продолжительную историю. По мнению ученых, первые упоминания о Великоговенье были прописаны Святым Афанасием Великим в его пасхальном послании. В соответствии с Писанием, пост начинается за 6 седмиц до праздника жизни, надежды и радости. Длится период на протяжении 40 дней, без учета субботы и воскресенья, а также Страстной недели перед наступлением Пасхи.

В современных представлениях Великий пост соотносится с периодом скитания Христа в пустыне. Однако в послании Афанасия Великого нет подобного упоминания. Но, несмотря на это, пост Святой Четыредесятницы характеризуется аскетической подготовкой к этому грандиозному религиозному празднику.

Окончательное установление Великого поста произошло лишь в конце IV - начале V века. Великий пост по дням в различных местностях соблюдался не по единому канону. Отличались как сами правила духовного очищения, так и питание, которое было дозволительно в указанный период христианам.

Части Великого поста

Если освещать Великий пост по дням, то весь период можно разделить на 4 важных этапа. Четыредесятница - период поста, который длится на протяжении 40 дней. Этот этап является символом жизни Христа в пустыне перед проповедью. В это время следует бороться со всем грехами при помощи молитвы, обращений к Господу, аскетического образа жизни. Здесь очень важно знать, что кушать в Великий пост, какие молитвы произносить, в какое время ходить на богослужения.

Вторым важным этапом Великоговенья считается Лазарева суббота. В христианском календаре в этот день вспоминают чудо, которое совершил Христос, - воскрешение Лазаря. Иисус воскресил умершего Лазаря, при этом заставив встать его из гроба на 4-й день после смерти. Подобное явление вселило в иудеев веру в Бога, в Иисуса Христа. Поэтому при въезде в Иерусалим Сына Господня местные иудеи встречали его как Царя, возлагая к ногам пальмовые ветви и свою одежду.

Вход Господень в Иерусалим, или Вербное Воскресенье, символизирует собой Второе пришествие Христа. Это были последние дни, когда Иисус Христос был земным жителем. Приближался период, когда Сын Божий будет предан мучительной казни на кресте.

Заключительный этап Великого поста - Страстная неделя длительностью в 6 дней. В этот период следует точно знать, что Великий пост на каждый день имеет свои определенные каноны. Так как наступило траурное время, когда верующие вспоминают обо всех муках Сына Господня, о его смерти и погребении.

Подготовка к Великому посту

Чтобы подготовиться к Великоговенью, следует не только узнать, как поститься в Великий пост, но и осознать сам факт Для сближения с Богом недостаточно просто отказаться от Необходимо душевно очиститься, простить всех своих врагов, избавиться от гнева и злости. Молитвы должны содержать слова-обращения к Богу о помощи, об исцелении и очищении. Благодать Господня сойдет на всех просящих в этот период.

Разговоры со священником

Как только вы понимаете, что скоро первая седмица Великого поста, следует сходить в церковь, поговорить со священнослужителем. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы служитель культа смог объяснить, что кушать в Великий пост в соответствии с возрастом, состоянием здоровья. Каждый пост должен быть по силам. Поэтому Церковь разрешает воздерживаться от поста болящим, женщинам беременным и кормящим, путешественникам и детям.

Спасительная седмица

Великий пост (первый день и вся последующая неделя), в соответствии с православными канонами, считается периодом очищения верующих от грехов. Что происходит в это время? В первые дни Великого поста все священнослужители убеждают своих прихожан встать на путь Господний, избавиться от всех пороков и грехов, которые они получили за время своей земной жизни. Избавиться от этого духовного груза можно лишь путем пощения, смирения и молитвы.

Великого поста, как и последняя седмица, в церкви проводятся с наибольшим усердием как самих священнослужителей, так и прихожан. Именно в это время осуществляются духовные и физические подвиги. Пища в Великий пост (первый день) является запретным плодом для всех верующих. В соответствии с православными обычаями, в первых два дня Четыредесятницы (а для физически могущих - в первые четыре дня) пища не поставляется. Тем самым очищается организм от пороков земной жизни.

Первая неделя Великого поста отмечается продолжительными проповедями. Богослужения начинаются с канона Святого Андрея Критского в период повечерия. Писание пробуждает в душе верующих особое покаяние, смирение и увеличивает настроенность на соблюдение пощения. Другими писаниями во время первой седмицы выступают песнопения Иосифа и Феодора Студитов, которые обязательны для проповедования в церкви.

Как поститься?

Вопрос о том, как поститься в Великий пост, остается самым ключевым у верующих. Во время Великоговенья рекомендуется полностью исключить из пищи все продукты и блюда, которые содержат мясо и субпродукты. Молоко, сыр, растительное масло, рыба, яйца и иная скоромная пища находится под запретом. Не стоит забывать и про алкоголь, на который налагается табу на время Великого поста.

Однако существуют и некоторые послабления, которые становятся возможными в праздничные дни. Так, рыбу и все производные продукты можно употреблять в пищу на Благовещение Пресвятой Богородицы, в Вербное Воскресенье. Рыбная икра становится доступной в Лазареву субботу.

Что можно есть в первую седмицу поста?

Как было отмечено выше, первая неделя Великого поста является достаточно строгой. Рекомендуется полностью воздержаться от пищи. Однако тем, кто решил вступить в пощение в первый раз, нельзя полностью лишать себя трапезы. Вхождение в пост должно быть постепенным, без резкого отказа от мяса и рыбы.

Великий пост (первый день) ассоциируется у православных верующих с очищением и покаянием перед Богом, которое наступает после Прощеного воскресенья. В первый день принято наводить порядок в доме, мыться и надевать чистую одежду. Требует очищения и кишечник, поэтому к трапезе предъявляются жесткие требования.

В монастыре, согласно уставу, все исповедующие должны полностью отказаться от пищи в первый день. Для поддержания сил предлагается лишь святая вода. Мирянам в первый день поста разрешено употреблять в пищу сырую еду неживотного происхождения. Иными словами, в этот период времени распространено сыроядение. Разрешены фрукты, овощи, хлеб и вода. Великий пост, первый день и второй в частности, проходит по единому сценарию.

На третий, четвертый и пятый день, согласно церковным канонам, рекомендуется употреблять горячую пищу, но без добавления масел. В качестве основных ингредиентов могут выступать грибы, овощи, запеченные в духовке, постные супы, мед и фрукты.

В субботу и воскресенье разрешается мирянам употреблять блюда с добавлением небольшого количества масла. Кроме того, в субботний день можно отпить легкого виноградного вина. Пища должна быть горячей, содержать витамины.

Что можно есть во вторую седмицу поста?

Вторая седмица Великого поста достаточно строга. Из семи дней есть три для сухоядения: понедельник, среда и пятница. В эти дни следует придерживаться строгого меню, которое может содержать в себе лишь сырые овощи, фрукты, хлеб и воду. Во вторник, четверг мирянам разрешается отведать вареной на пару пищи, но без добавления растительного масла любого типа. Трапезу можно разнообразить постными кашами, овощным супом, запеченными в духовке грибами. В субботу и воскресенье пост смягчается. В эти дни мирянам можно трапезничать пищей с растительным маслом и выпить бокал вина.

Что можно есть в третью седмицу поста?

Третья неделя Великого поста в церковном лексиконе значится как Крестопоклонная. В этот период прихожане должны задуматься над тем, что означает «нести свой крест». Пост все так же строг. В понедельник рекомендуется сыроядение. Предпочтение лучше отдать орехам, инжиру, изюму, фруктам и овощам. Во вторник можно включить в трапезу вареную или запеченную пищу в количестве 200 грамм. В Крестопоклонную среду разрешается съесть два блюда с небольшим количеством масла, а также выпить бокал виноградного вина. В субботу наступает Родительская вселенная суббота.

Что можно есть в четвертую, пятую и шестую седмицы поста?

Представленные седмицы поста не отличаются от первых трех. Однако в некоторые дни разрешаются послабления для постящихся. В праздник Благовещения исповедующим разрешается прием рыбной пищи 1 раз в день. Кроме того, можно отведать блюда с маслом, а также выпить чарку вина. В Лазареву субботу, когда христиане вспоминают о чудесном воскрешении Лазаря, разрешается рыбная икра в количестве до 100 грамм. Можно использовать масло и виноградное вино.

Страстная седмица

Страстная седмица начинается с Вербного воскресенья, когда Иисус Христос вошел в Иерусалим. Что едят в Великий пост в Страстную седмицу? В воскресный день мирянам разрешено употреблять горячую пищу, подвергнутую тепловой обработке, без масла. Далее пост ужесточается:

  • Великий понедельник является днем, когда исповедующие вспоминают прообраз Иисуса Христа - патриарха Иосифа. В этот день рекомендовано сухоядение 1 раз за сутки. Порция не должна превышать 200 грамм. Еда должна быть сырой, без добавления масла. В качестве питья можно выбрать отвар из ягод с медом.
  • Великий вторник ознаменовывается проповедью сына Божьего, которая была прочитана в Иерусалиме. Первосвященники задавали Иисусу компрометирующие вопросы о втором пришествии, но не решались его арестовать из-за преданного народа. Во вторник миряне употребляют в пищу сырую еду: овощи, фрукты, орехи, хлеб.
  • Великая среда в христианском Писании омрачена предательством Иуды. Кроме того, в этот день произошло помазание Иисуса Христа. В этот день следует предпочесть сухоядение. Из питья выбрать воду или отвар (настойку) ягод на меде.
  • Великий четверг. В этот день произошло одно из главнейших событий - Тайная Вечеря. В четверг Иисус Христос омыл своим ученикам ноги. Это был жест братской любви, а также божественного смирения. На Тайной Вечере был установлен обряд, носящий название Святое Причастие (согласно Евангелию). В этот день исповедники принимают хлеб и вино, тем самым подразумевая тело и кровь Сына Божьего, вспоминая страдания Христа.
  • Великая пятница. Страстная пятница ознаменована арестом Иисуса Христа, его судом, крестным путем, распятием и смертью на кресте. В этот день миряне ничего не едят. Пожилым людям разрешается принять хлеб и воду после заката солнца.
  • Великая суббота посвящается воспоминаниям о том, как Христос прибывал во гробе и сошел в ад для спасения от вечных мук душ умерших. В этот день рекомендовано воздерживаться от пищи до наступления Пасхи.

Как выйти из поста?

Что едят в Великий пост - не единственный вопрос, требующий разъяснений. Чтобы избежать осложнений, следует особое внимание уделить разговению. Процесс выхода из поста должен быть постепенным. Это связано с тем, что за прошедшие семь недель организм адаптировался к растительной легкой пище. Поэтому в пасхальную неделю следует постепенно разбавлять меню пищей животного происхождения. Это позволит выработать ферменты, способствующие переработке тяжелой трапезы.

Великий пост - это время надежды и смирения, которое достигается за счет духовного сближения с Богом и физического очищения. Но не стоит прибегать к пощению, если существуют проблемы со здоровьем.

Первая седмица (неделя) Великого поста – строгая. В этой статье мы разберем, .

В последнее время все больше людей принимают решение начать поститься во время Великого поста, причем делают это не из религиозных побуждений, а так как считают это хорошим способом улучшить свое самочувствие и поддержать здоровье. И действительно, медики подтверждают, что отказавшись на время от продуктов животного происхождения, можно действительно получить пользу для организма. Однако при этом предупреждают, что для того, чтобы не нанести вред своему здоровью, необходимо обязательно четко понимать как следует правильно поститься, если вы делаете это впервые, и каким должно быть правильное питание в пост.

Тема нашего сегодняшнего разговора – первая седмица Великого поста. Напомню, что согласно церковным канонам, во время Великого поста, нельзя употреблять: мясо и мясные продукты, молоко, молочные продукты (в том числе сухое молоко) и яйца, а также содержащие их продукты, рыбу и морепродукты (за исключением определенных дней недели), растительное масло (за исключением определенных дней недели) и алкоголь (за исключением легкого виноградного вина в определенные дни недели).

Как поститься в первую неделю Великого поста?

Тем, кто постится впервые, следует входить в пост постепенно. Ведь резкий отказ от привычной пищи, тем более после щедрого стола на Масленицу, может вам только навредить. Кроме этого не следует забывать и о различных режимах питания в пост, о которых мы говорили в прошлом материале.

Первая седмица Великого поста (Феодорова неделя).

1 день поста. Чистый понедельник. Строгий пост.

В этот день, как следует из самого названия, принято приводить дом в порядок, делать уборку, мыться и одевать на себя чистое свежее белье, чтобы встречать пост в чистоте.

Согласно монастырскому уставу, особо набожные люди в этот день полностью отказываются от пищи, поддерживая свои силы лишь святой водой.

Мирянам, то есть обычным людям, в свою очередь, в первый день поста позволяется питаться сухой холодной пищей неживотного происхождения без использования растительного масла (сухоядение).

2 день поста. Вторник. Строгий пост.

Монахи в этот день продолжают воздерживаться от пищи, питаясь лишь святой водой и коркой хлеба.

В миру во второй день поста придерживаются сухоядения, при более щадящем режиме можно также употреблять в пищу горячую пищу, приготовленную без использования растительного масла.

3, 4, 5 дни поста. Среда, Четверг, Пятница.

В первые четыре дня первой недели Великого поста в церкви вечером читают Покаянный канон, дающий мощный настрой к осознанию и исправлению своих грехов. В эти дни по монастырскому уставу – сухоядение один раз в день в вечернее время (разрешено принимать в пищу только сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб, и не смешивать их с растительным маслом).

Мирянам в эти дни разрешается горячая пища без масла. Это могут быть, например, овощи и грибы, приготовленные на пару или запеченные в духовке, каши, овощные постные супы, фрукты, мед, орехи, главное, чтобы все эти блюда были без масла.

6 день поста. Суббота.

В этот день по уставу монахам впервые разрешается горячая пища с растительным маслом, причем два раза в день — в дневное и в вечернее время. Кроме этого разрешено умеренное количество легкого виноградного вина.

Обычным людям разрешается употреблять горячую еду с любым растительным маслом (подсолнечное, оливковое, тыквенное, льняное) и немного легкого виноградного вина.

7 день поста. Воскресенье. Торжество православия.

В этот церковный праздник важно посетить утром литургию, исповедаться и причаститься.

В этот день режим питания – такой же, как и в субботу.
Итак, сегодня вы узнали о том, как поститься в первую неделю Великого поста . Запомните, что для мирян во время поста мирян есть два основных ограничения: вы должны есть то, что не содержит продуктов животного происхождения, и не менее важно – есть эту пищу умеренно.