Славы тлен без интереса твардовский. Стихотворение "о сущем" твардовский александр трифонович

Философские размышления об истинном смысле человеческой жизни и о вечных ценностях находят место в творчестве многих поэтов. Не исключение и А. Твардовский. В 1957 году он создал стихотворение «О сущем». В нем автор осмыслил предназначения поэта и человека вообще.

Тема стихотворения – истинная сущность бытия и поэтического творчества. Автор утверждает, что слава – пустышка, ценить нужно простые радости, видеть счастье в каждой детали природы. А. Твардовский также показывает, как важно уметь видеть человеческие переживания и быть уверенным в своей честности.

В центре стихотворения лирический герой, который сливается в единое целое с автором. Произведение «О сущем» построено как монолог-размышление лирического героя, поэтому написано от перового лица. Уже в первой строке герой заявляет, что его не интересует слава, так как она тленная. Власть он считает просто «мелочной страстью». Далее герой рассказывает, что же нужно ценить в этом мире.

По его мнению, нужно оставлять в своем сердце часть от утреннего леса, детские воспоминания, запах бора и березовую сережку. Также следует сохранить в себе часть от моря и береговых камней. По мнению А. Твардовского, человеку нужна «песня та, что юность пела». Очень важно жить для других, не отрекаясь ни «от беды», ни «от победы». При этом нельзя стоять в стороне событий, будь они радостные или печальные: «…видеть все и все изведать, всему не издали учась».

В последнем куплете поэт говорит о самой сокровенной «нужде», и слова эти как бы подводят итог всего сказанного в предыдущих куплетах. А. Твардовский вместе с лирическим героем признается, что ему «дорого до слез» осознанье того, что жизнь была прожита по законам правды.

В стихотворении А. Твардовского «О сущем» тесно переплетаются философские размышления и лаконичные пейзажные зарисовки. Чтобы это все гармонично соединить, автор использует разные художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры: «славы тлен», «власти мелочная страсть», «уходящая в детство стежка», «море, моющее с пеной каменья теплых берегов», «тянул свой воз». Эпитеты делают монолог лирического героя более выразительным: «утренний лес», «пахучая конопля», «твердое».

Композиция стихотворения не такая сложная и «многослойная», как его смысл. Стих состоит из пяти катренов с перекрестной рифмой. Четверостишия незавершенные по смыслу, даже последние строчки в них заканчиваются не точками, а запятыми или точками с запятыми. Это придает монологу плавности, подчеркивает философский оттенок. Написано стихотворение четырехстопным ямбом. Интонация повествования спокойная без восклицаний, вопросов или недосказанности. Она как бы намекает читателю, что лирический герой говорит искренне, ничего не приукрашивая и не скрывая.

Стихотворение А. Твардовского «О сущем» – образец оригинального синтеза философской и пейзажной лирики. Оно позволяет читателю открыть Твардовского не только как поэта, но и как человека.

Мне славы тлен — без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;

От уходящей в детство стрежки
В бору пахучей конопли;
От той березовой сережки,
Что майский дождь прибьет в пыли;

От моря, моющего с пеной
Каменья теплых берегов;
От песни той, что юность пела
В свой век — особый из веков,

И от беды и от победы —
Любой людской — нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась.

И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Не до песен, поэт, не до нежных певцов! Ныне нужно отважных и грубых бойцов. Род людской пополам разделился. Закипела борьба, — всякий стройся в ряды, В ком не умерло чувство...
  2. Несчетный счет минувших дней неужто не оплачен? …Мы были во сто крат бедней и во сто крат богаче. Мы были молоды, горды, взыскательны и строги. И не было такой беды,...
  3. Мне — то ли плакаться всегда, То ль все принять за бред… Кричать: «Беда!»?.. Но ведь беда — Ничто во время бед. Любой спешит к беде с бедой К чему-то...
  4. День Победы, как он был от нас далек, Как в костре потухшем таял уголек… Были версты, обгорелые в пыли, — Этот день мы приближали, как могли. Этот День Победы —...
  5. Никого не решайся видеть Закрывай свои взоры стеклом и цветами Отстраняя лучи водопада И красивые флаги С белой чистой страницей бумаги На черном лице Будь похож на часы золотые Где...
  6. За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей Я лишился и чаши на пире отцов, И веселья, и чести своей. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я...
  7. Счастье — быть частью материи, жить, где нить нижут бактерии; Жить, где жизнь выжить надеется, жить, где слизь ядрами делится; Где улит липкие ижицы к листьям лип медленно движутся. Счастье...
  8. Напрочь путь ко мне отрезая, чтоб не видеть и не писать, ты еще пожалеешь, знаю, станешь локти себе кусать. Чтоб не видеть… Но ты увидишь. Взглянешь — взгляда не отведешь....
  9. Перед войной, как будто в знак беды, Чтоб легче не была, явившись в новости, Морозами неслыханной суровости Пожгло и уничтожило сады. И тяжко было сердцу удрученному Средь буйной видеть зелени...
  10. Грите Наш лес и дол — Московский парк Победы- Вмещает наши радости и беды И отражает в четырех прудах. Отполоскав и отбелив на диво, Так что и горе выглядит красиво....

Александр Трифонович Твардовский

Мне славы тлен — без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;

От уходящей в детство стрежки
В бору пахучей конопли;
От той березовой сережки,
Что майский дождь прибьет в пыли;

От моря, моющего с пеной
Каменья теплых берегов;
От песни той, что юность пела
В свой век — особый из веков,

И от беды и от победы —
Любой людской — нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась.

И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге — твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.

Александр Твардовский

В жизни любого поэта рано или поздно наступает тот переломный момент, когда он задается вопросом о своем истинном предназначении. Подобные философские размышления были характерны для многих русских поэтов, а также нашли отражение в творчестве авторов советского периода, одним из которых является Александр Твардовский.

В 1957 году он написал стихотворение «О сущем», в котором проанализировал свои произведения. Кроме этого, автор попытался ответить на вопрос, действительно ли он достоин того, чтобы зваться поэтом . Это стихотворение Твардовский начал с довольно откровенного признания, с первой строчки заявив о том, что лично ему «славы тлен - без интереса», равно как и власть, к которой стремится большинство людей. Однако поэта гораздо больше привлекает утренний лес с припорошенными росой тропинками и березами, украшенными пыльными сережками. Автор отождествляет себя с природой и утверждает, что является ее неотъемлемой частью. Более того, поэт убежден в том, что и сам имеет право на частичку окружающего мира, чтобы наслаждаться морем, которое моет «с пеной каменья теплых берегов» или же песней, запомнившейся поэту со времен безмятежной юности.

Стремление владеть частицей мира и быть в центре всех важных событий, даже если они сулят не только победу, но и беду, автор объясняет потребностью постоянно познавать то, что его окружает . Он мечтает «видеть все и все изведать, всему не издали учась». И это для него гораздо важнее всех земных благ, славы, почестей и общественного признания. Твардовский убежден, что настоящим поэтом является не тот, кто при жизни становится знаменитым, а тот, кто умеет тонко чувствовать природу, события и явления, правильно их трактовать и получать удовольствие не от роскоши, а от простых человеческих радостей. Только с подобными жизненными установками и приоритетами можно вести речь о чистом, бескорыстном и не предвзятом творчестве, которое не ставит перед собой задачи кому-то угодить, а является естественным результатом процесса самореализации. При этом сам Твардовский до конца не уверен, что действительно смог выдержать испытание теми соблазнами, которые были уготованы ему судьбой. Поэтому, будучи состоявшимся и признанным литератором, поэт по-прежнему задается вопросом о том, что ему «нужно, дорого до слез» понимание того, что он живет не зря и честно выполняет свою миссию, предначертанную ему свыше.

«О сущем» Александр Твардовский

Мне славы тлен - без интереса
И власти мелочная страсть.
Но мне от утреннего леса
Нужна моя на свете часть;

От уходящей в детство стрежки
В бору пахучей конопли;
От той березовой сережки,
Что майский дождь прибьет в пыли;

От моря, моющего с пеной
Каменья теплых берегов;
От песни той, что юность пела
В свой век - особый из веков,

И от беды и от победы -
Любой людской - нужна мне часть,
Чтоб видеть все и все изведать,
Всему не издали учась.

И не таю еще признанья:
Мне нужно, дорого до слез
В итоге - твердое сознанье,
Что честно я тянул свой воз.

Анализ стихотворения Твардовского «О сущем»

В жизни любого поэта рано или поздно наступает тот переломный момент, когда он задается вопросом о своем истинном предназначении. Подобные философские размышления были характерны для многих русских поэтах, а также нашли отражение в творчестве авторов советского периода, одним из которых является Александр Твардовский.

В 1957 году он написал стихотворение «О сущем», в котором проанализировал свои произведения. Кроме этого, автор попытался ответить на вопрос, действительно ли он достоин того, чтобы зваться поэтом . Это стихотворение Твардовский начал с довольно откровенного признания, с первой строчки заявив о том, что лично ему «славы тлен – без интереса», равно как и власть, к которой стремится большинство людей. Однако поэта гораздо больше привлекает утренний лес с припорошенными росой тропинками и березами, украшенными пыльными сережками. Автор отождествляет себя с природой и утверждает, что является ее неотъемлемой частью. Более того, поэт убежден в том, что и сам имеет право на частичку окружающего мира, чтобы наслаждаться морем, которое моет «с пеной каменья теплых берегов» или же песней, запомнившееся поэту со времен безмятежной юности.

Стремление владеть частицей мира и быть в центре всех важных событий, даже если они сулят не только победу, но и беду, автор объясняет потребностью постоянно познавать то, что его окружает . Он мечтает «видеть все и все изведать, всему не издали учась». И это для него гораздо важнее всех земных благ, славы, почестей и общественного признания. Твардовский убежден, что настоящим поэтом является не тот, кто при жизни становится знаменитым, а тот, кто умеет тонко чувствовать природу, события и явления, правильно их трактовать и получать удовольствие не от роскоши, а от простых человеческих радостей. Только с подобными жизненными установками и приоритетами можно вести речь о чистом, бескорыстном и не предвзятом творчестве, которое не ставит перед собой задачи кому-то угодить, а является естественным результатом процесса самореализации. При этом сам Твардовский до конца не уверен, что действительно смог выдержать испытание теми соблазнами, которые были уготованы ему судьбой. Поэтому, будучи состоявшимся и признанным литератором, поэт по-прежнему задается вопросом о том, что ему «нужно, дорого до слез» понимание того, что он живет не зря и честно выполняет свою миссию, предначертанную ему свыше.

“О сущем” . Стихотворение относится к философской лирике Твардовского: поэт размышляет о посмертной духовной связи людей и поколений. Лирического героя не волнуют посмертная слава, власть, мелочные почести, но он по праву стремится найти свое место, свою часть на земле:

Мне славы тлен – без интереса И власти мелочная страсть.

Но мне от утреннего леса Нужна моя на свете часть;

От уходящей в детство стежки В бору пахучей конопли;

От той березовой сережки,

Что майский дождь прибьет в пыли…

Человек – часть мира. Лирический герой осознает эту свою принадлежность миру, так как человеческая жизнь и окружаю­щий мир единое целое.

Глоссарий:

– анализ стихотворения твардовского о сущем

– Анализ стихотворения О сущем

– о сущем твардовский анализ

– твардовский о сущем анализ

– твардовский о сущем анализ стихотворения


Другие работы по этой теме:

  1. “Урожай”. Лирическое произведение относится к ранней лирике Твардовского. В стихотворении выразилась любовь к родному краю, к землякам, к простому крестьянскому труду: Под овсяный говор нивы...
  2. “Космонавту” (1961). Стихотворение посвящено первому русскому человеку, совершившему полет в космос. Но даже такое знаменательное событие, как полет Гагарина, осмысли­вается поэтом как звено всей народной...
  3. “Я знаю, никакой моей вины…” (1966). Стихотворение носит исповедальный характер: Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны. В том,...
  4. “Война – жесточе нету слова…”. Твардовский прошел до­рогами Великой Отечественной войны в качестве сотрудника фронтовой газеты “Красная звезда”, видя лично все ужасы вой­ны. Данное стихотворение...
  5. В жизни любого поэта рано или поздно наступает тот переломный момент, когда он задается вопросом о своем истинном предназначении. Подобные философские размышления были характерны для...