Какой рукой давать милостыню у церкви. Должно ли быть рассуждение в милостыне

Давайте задумаемся, как часто мы подаем милостыню? Где? Как? Всем подряд или по зову сердца?

Актуален ли в нашем современном мире этот вопрос? Пожалуй, да.

Как подавать милостыню, чтобы «не плюнуть себе в карму»? И как, совершив милость, не нарваться на мошенников?

Что есть милостыня? Милостыня - это проявление нашей милости. Нельзя сказать, что перед Богом и т.д. Это громко сказано, а значит нужно будет связать с другими вещами.

Давайте проще, укажем, что это просто есть наша проявленная милость. А зачем она нам нужна? Прежде всего для нас самих. Ибо не отдавая что-то своё, что мы имеем, мы берем участие в обмене энергией.

1.) опустошаем место для чего-то нового,

2.) закрываем свои долги перед Вселенной.

Начну с первого. В разных религиях и эзотерических учениях говориться о том, что первым было слово. Слово - это выражение мысли, ментальная сфера божественного. Значит, милость в голове и выраженная словом - это тоже милость и она имеет своё значение в нашем физическом мире. То есть милость есть и прощение человека, и поддержка в трудный момент.

Это говорит о том, что даже такая милостыня имеет место быть проявленной. Далее, Бог создал человека из праха, земли. То есть чтобы что-то создать такое, что будет служить тебе в будущем, нужно отдать что-то своё, причем не просто свою вещь, деньги, а то, что имеет ценность (ценность разная: деньги заработанные, туда вложена энергия, вещь купленная - туда вложенная энергия, которая заработанная, продукты тоже выроненные или купленные).

Простой закон обмена энергией. По сути мы отдаём энергию, вложенную в проявленные в материальном мире вещи. И в этом сакральный смысл. Любая милостыня - отдача энергии. И отдаём мы в двух случаях, я уже перечисляла, чтобы опустошить место для нового или рассчитаться за долги. Особенно много у нас моментов, когда Вселенная требует отдать долги за 40 дней перед Днём рождения. Потому, если возникают ситуации, когда кто-то сильно просит помощи именно в эти дни, знайте - это вы рассчитываетесь и будьте этому рады.

Кстати, представители различных религиозных конфессий в вопросе о милостыни проявляют завидную солидарность и на вопрос «Подавать ли?» отвечают согласием, но с некоторыми оговорками.

Существуют определенные негласные и неписанные правила, соблюдая которые можно обезопасить себя и свою семью.

Однозначно, МОЖНО подавать:

Если просящий сидит у входа в храм, церковь, часовню, святых мест;

Если просящий сидит у входа на рынок или перед гостиницей, например;

На остановке общественного транспорта;

Если просят на корм животному – дать на корм и копеечку (рубль) просящему.

Какой рукой подавать? Подавать можно дающей рукой, у правшей – правой, у левшей – левой. Это нужно учесть и пусть левши поэкспериментируют и проследят за собой сами и определят какая рука есть какой у них.

Никогда не нужно подавать милостыню на выходе из храма. Ответ прост: вы идёте в храм, как в место силы, чтобы набраться энергии. Набрались, молодцы, вышли и отдали. Еще больше молодцы. Чего ходили, неизвестно:). С чем пришли - с тем и ушли. Давать нужно при входе , чтобы опустошиться и очистить место для большего блага. Тогда наполнитесь вдвойне.

Однозначно, НЕ СТОИТ ПОДАВАТЬ, ЕСЛИ:

Просящий сидит ниже уровня земли (в подземном переходе);

Почему нельзя подавать ниже уровня земли? Земля - это условная грань между мирами. Мы рождены на земле и всё, что мы нарабатываем, хорошее или плохое присоединяется к нашей карме именно в этом мире и на этом уровне. Под землей наш поступок будет обнулён, то есть нам не учтётся. Это первое. Второе, есть угроза отдать своё благо в нижние миры или сделать себе энергетический пробой, из которого существа низшего порядка будут качать энергию. Почему это возможно? Акт передачи энергии, а в нашем случае милостыни, приводит к тому, что в какой-то момент человек открывается, чтобы отдать. Вот в этот момент могут сработать силы, которые нанесут энергетический удар и сделают пробой в биополе или закинут крючки, присоски, прицепки.

Просящий сидит возле хлебного киоска (нельзя подавать милостыню со сдачи от покупки молока или хлеба, таким образом можно лишиться здоровья и удачи или перенять на себя участь просящего);

Просящий сидит возле «нечистых мест», почты, кладбищ, медицинских учреждений, аптек (подавая, можно лишиться здоровья);

Сидящим на перекрестках;

Пьяным (особенно, если Вы знаете, что эти деньги пойдут не на продукты, а на спиртное);

Молодым людям;

Нищим с детьми и табличками;

Детям нужно подавать с осторожностью, дабы не развращать ребенка. Лучше спросить в чем нуждается ребенок и дать ему необходимое (вещи, продукты).

Кроме того, нельзя давать деньги из рук в руки (можно перенять судьбу просящего) – только в коробочку или шапку перед ногами нищего, но не касаясь руки просящего. Люди знающие при этом советуют говорить: «Да не оскудеет рука дающего» или со словами: "Вам деньги, а мне благодать (милость) Божья", или нечто подобное. На местах с негативной энергетикой это правильно. Происходит тоже самое, что и ниже уровня земли.

Нельзя смотреть в глаза при передаче денег.

Также нельзя подавать по средам, в свой день рождения и крестины.

Интересно, что если продавец обвесит или обманет на сдаче, он автоматически берет на себя проблемы и болезни покупателя, но если покупатель добровольно отказался от сдачи, то этот акт считается милостью для обоих.

Безусловно, подавать или нет – сугубо личное дело каждого. Но всегда хочется знать, что эти деньги пойдут на благое дело, а не на обогащение очередного мошенника, который наживается на жалости и благородных порывах. Как распознать таких людей? Просто обратитесь к своему внутреннему Я, задайте мысленно вопрос: «Надо ли мне дать милостыню этому человеку?». Если Вы, несмотря ни на что, ощутите желание потянуться к кошельку – подавайте и Ваша совесть будет спокойна. Важно, чтобы после подаяния на душе было светло и благостно. Если же Вы чувствуете какие-то неприятные ощущения, обман, хочется побыстрее уйти – подавать не стоит.

Есть еще одно неписанное правило, которое справедливо, пожалуй, для всех конфессий: сделал доброе дело - брось его в воду. Не стоит всем рассказывать о том, какой вы благородный человек, кому и сколькими деньгами сегодня помогли. Вся милость от этих добрых дел рассеется в воздухе. Согласно христианским учениям, левая рука не должна знать, что делает правая. То есть милость должна совершаться втайне, чтобы человек не возгордился своим поступком.

И в заключение хочу сказать, что милость вовсе не обязательно выражается в денежном эквиваленте. Всегда можно поддержать добрым словом человека в трудную для него минуту. Ведь слова «Я в тебя верю!», «Я знаю, у тебя все получится!», «Крепись! Я с тобой!» или «Твои произведения очень талантливы!» бесценны и, возможно, помогут сделать рывок молодому человеку к его мечте.

Даже мимолетная улыбка на улице или в транспорте способна поднять настроение и отвлечь от дурных мыслей.

Помимо этого, можно просто изредка, по мере свободного времени, записаться волонтером и помогать детским приютам или домам престарелым. Поверьте, это не так сложно и не так страшно! Совсем не обязательно тратить баснословные суммы, иногда достаточно простого внимания. Подумайте, что вы умеете делать лучше всего? Дайте бесплатный мастер-класс, подарите детям резиночки или тетради к 1 сентября, да просто сварите вкусный борщ и отнесите одинокому соседу. Зачастую люди, которые действительно нуждаются, редко просят о помощи.

Можно купить не всегда нужные в данный момент вещи или пучок зелени у пожилого человека. Да, конкретно сейчас эти вещи (продукты), а может и вовсе вам не нужны, но за эти деньги у пожилого человека будет ужин или обед.

У милости есть множество проявлений, но самое главное - пусть все, что Вы делаете, будет искренним, идет от сердца и с благими намерениями.

Рассуждение должно быть во всем. На то оно и рассуждение, чтобы его почаще использовать. Мы все понимаем, что милостыня бывает разной. Уже в раннее время есть предостережение, что милостыня должна быть после того, как ты крепко подумал о ее необходимости и правильности в данный момент. Ранний христианский памятник «Дидахе» говорит: «…[милостыня] да запотеет в руке твоей, пока узнаешь, кому дать». Также известны слова : «Нужна опытность, чтобы различить истинно нуждающегося и просящего по любостяжательности. И кто дает угнетенному бедностию, тот дает Господу… а кто ссужает всякого мимоходящего, тот бросает псу, который докучает своею безотвязностию, но не возбуждает жалости своею нищетою». Святитель Филарет Московский говорит еще более конкретно: «Дело благотворения, сделанное без рассудительного и сердечного участия в бедствующем, есть тело без души». Поэтому благотворить - хорошее дело, если с умом.

Не надо забывать и то, что благотворительность - это не только деньги, это может быть и одежда, продукты, даже личное время. И порой видно, что псевдонуждающиеся хотят именно денежной помощи, и если им предложить иное - они от этого радости не испытывают.

Купи нищему хлеба - и так исполни заповедь, но исполни!

:

Не осуждай просящего! Вспомни: когда Господь подает тебе просимое, ты тоже не всегда употребляешь это только на полезное

Есть евангельское слово, которое без всяких условий гласит: «Просящему у тебя дай». Не сказано, сколько дай, но - «просящему у тебя дай». Если ты видишь человека, который около храма стоит и собирает деньги на то, чтобы выпить, потом подраться и всякие бесчинства творить, ты можешь сказать ему: «Я могу дать тебе на хлеб, на еду, но не на выпивку». И бывало, батюшки доходили с таким человеком до магазина и покупали молоко, хлеб и то, что необходимо было действительно голодному человеку. А в 1990-х годах, помню, в воротах Троице-Сергиевой Лавры стояли такие нищие, которые, глядя на тебя наглыми глазами, говорили: «Меньше 100 рублей не принимаю».

Но, опять-таки, кто мы, чтобы различать, кому нужно давать, а кому нельзя? Есть такой выход: дать этому нищему небольшую денежку, совсем небольшую, чтобы он действительно мог каким-то образом просуществовать на эту денежку, а не напиваться до бесчувствия. В «Учении двенадцати апостолов» говорится: нужно, чтобы монета твоя запотела в твоей руке, чтобы понять, кому ее можно давать. Но все равно можно допустить ошибку. Праведный Иоанн Кронштадтский, глядя на хорошо одетого господина, в хорошей одежде, чуть ли не с цилиндром на голове, давал ему много денег, ибо он ощущал и знал, что человек на краю гибели и, может быть, даже самоубийства. Мы не имеем такой благодати. Поэтому все-таки нужно выполнять основное правило : «Просящему у тебя дай». И помнить всегда, что, когда ты просишь, Господь тебе подает, и ты не всегда употребляешь это на только полезное, но бывает так, что и не на полезное. Поэтому нечего тебе осуждать и другого человека, своего ближнего. Подай денежку и успокойся - выполни евангельское слово.

Заповедь о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов

:

Старец Амвросий Оптинский: если стоит выбор - помочь конкретному нищему или приюту, помоги приюту: там поддержат многих, а не одного

Должно ли быть рассуждение в милостыне? - Да, конечно, должно. Но сама заповедь милования говорит именно о миловании, а не о кормлении нищих-профессионалов. Люди, которые на протяжении года-трех-пяти на одном и том же месте собирают на «билеты в Архангельск», или те, кто с несчастными одурманенными детьми ходят по вагонам метро, рассказывая о «тяжелых онкологических заболеваниях» этих детей и о деньгах на их дорогое лечение (сейчас, правда, такого стало поменьше, а несколько лет назад было очень распространенным явлением), - это как раз «профессионалы».

Но по пути домой или в городе мы часто видим людей, которые действительно нуждаются в помощи. Бабушка с веточками укропа стоит, торгуя этим укропом, не от хорошей жизни. И даже если предположить, что этот район вокруг метро контролируется мафией и самой бабушке останется от того, что вы ей заплатите, 10 или 15 процентов, можно ей пожертвовать, даже понимая, сколь малая сумма достанется именной ей. Я уже не говорю обо всех тех ситуациях, когда речь идет о людях, которые вам знакомы.

С другой стороны, можно вспомнить и ответ на вопрос: что лучше - помочь конкретному нищему или помочь приюту для девиц, оказавшихся в трудной ситуации? Старец отвечал так: лучше помочь приюту для девиц, потому что это учреждение поддержит не одного человека, а многих. Поэтому если стоит выбор: по чуть-чуть разным лицам или какую-то более весомую сумму систематически работающим благотворительным фонду или организации или даже отдельному человеку, который, как мы знаем, занимается помощью нуждающимся, то лучше перечислить средства им.

Помню, когда я был настоятелем храма великомученицы Татианы, к нам часто обращались люди за билетами в разные концы нашей родины. И тогда мы, рассудив и набравшись некоторого опыта, стали делать так: говорили, что купим билет (потом стало понятно, что это лучше всего делать электронным способом), наш сотрудник отдаст его проводнику, и таким образом мы человека отправим туда, куда он хочет поехать. И выяснилось, что примерно 5% обращавшихся действительно имели нужду в такой помощи: они оказались в трудной ситуации, и это их выручало. А 90-95% по получении информации о том, как им эта помощь будет оказана, отказывались от нее. Но ради этих 5-10% стоило это дело затевать.

Важно понимать, кому надо помочь в первую очередь

:

Отцы заповедали нам, что милостыня должна запотеть в руке. Нельзя заниматься благотворением бездумно. При этом очень важно, чтобы мы выстраивали правильную иерархию ценностей: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Сказано в Писании: «Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6: 10), то есть прежде всего - своим по вере. С другой стороны, каждый человек имеет границы ответственности, очерченные рукою Бога. Они тоже подсказывают нам правильную иерархию: кому мы помогаем в первую очередь, кому во вторую, кому в третью. Граница ответственности, очерченная рукой Бога для каждого человека, - это, прежде всего, его семья. Сказано: «Кто… о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5: 8). Это - его народ. Сказано: «И разделил Господь языки». Это - те люди, которые принадлежат к его религиозной традиции, то есть наши братья и сестры по вере. И когда мы выстраиваем отношения с людьми в благотворении, исходя из правильной иерархии предпочтений, это очень разумно.

Если человек хочет денег и не хочет трудиться,
то деньги ему на пользу не пойдут

:

Как хотелось бы просто подать милостыню и спокойно, с мирным сердцем идти дальше. Но, к сожалению, в жизни не всё бывает так просто. Иногда веришь тому, что тебе на улице говорят, даешь деньги, а потом вдруг оказывается, что тебя просто-напросто обманули. Иногда замечаешь, что у встречающихся на улице нищих, сколько им ни подают, всё уходит словно в трубу. Ряд жизненных опытов невольно приводит к мысли, что в милостыне должно быть рассуждение.

Вот, например, который сам ничего не жалел для нищих людей, пришел к выводу, что подаяние деньгами зачастую лишает людей стимула трудиться, способствует порокам, в частности винопитию. Поэтому он нашел один очень практичный выход - организовал дом трудолюбия, где опустившиеся на дно люди учились зарабатывать себе на жизнь. Кстати, в наше время в Москве есть подобная сеть домов под названием «Ной». И вот тут вдруг оказалось, что многие нищие предпочитают попрошайничать, нежели выполнять посильный труд, получать средства к жизни и иметь крышу над головой.

Отец Иоанн Кронштадтский нашел очень практичный выход - организовал дом трудолюбия для несчастных

Если человек хочет денег и не хочет трудиться, то деньги ему точно на пользу не пойдут. Это своеобразный эгоизм: «Дайте мне денег, потому что вы обязаны их дать», но, как правило, такой человек сам очень бесчувствен к окружающим. Мне вспоминается из Пролога история о каменосечце Евлогии, простом работяге, трудившемся на каменоломне. Пока он пребывал в непосильных трудах, то отличался чуткой душой, делил свой заработок с бедными. И вот как-то о нем узнал некий старец, который подумал: «Если бы Евлогий был богат, сколько бы он сделал добра!» Старец умолил Бога, и на следующий уже день Евлогий нашел в скале пещеру, наполненную золотом. Каково же было удивление старца, когда он увидел теперь перед собой необычайно скупого, бессердечного и жестокого человека, думающего лишь о себе. Только после долгого времени, потеряв в перипетиях судьбы всё богатство, Евлогий вновь стал милостивым к ближним.

Человеку нужен труд, а не обилие денег, иначе он станет хуже животного. Другое дело, что, действительно, есть люди, оставшиеся совершенно одни, потерявшие трудоспособность, - инвалиды или очень пожилые люди. Им, конечно же, надо помочь всем, чем возможно.

Пожертвовали деньги - слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии

Общий вывод, наверное, будет таким. Если человек просит денег, то подать можно столько, чтобы это позволило ему не умереть от голода в данный момент. Очень хорошо подавать не деньгами, которые неизвестно куда пойдут, а продуктами, потому что кушать надо всем, и обманщикам тоже. Лучше всего постараться заметить людей, которые действительно очень нуждаются; как правило, такие люди всегда есть где-то рядом, но стесняются просить. Вот им надо помогать обязательно. Доверять же на улице рассказам об украденном кошельке или умирающем родственнике, которому не хватает вот именно ваших денег на операцию, вряд ли возможно, хотя, конечно, бывает всякое.

Но если вы дали денег, не жалейте об этом, не пережевывайте в мыслях, что там и как с вашими деньгами будет. Пожертвовали деньги - слава Богу! И забудьте об этом, предайте всё в руки Божии. Господь принимает вашу милостыню, и это самое главное.

Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» -
провал в духовной жизни

:

Да, однозначно: рассуждение в милостыне должно быть. Простые позиции: «подаю всем» или «не подаю никому» - провал в духовной жизни. На это могут возразить, что Христос сказал: «Просящему у тебя дай». Но ведь Бог не лишил нас разума! Он не требует, чтобы мы дали просящему убийце нож или наркоману дозу! Точно так же Он не требует, чтобы мы неправильной или неосторожной милостыней ввели человека в грех (дали алкоголику на бутылку) или закабалили человека (об эксплуатации преступными синдикатами людей, выдаваемых за нищих или калек, почитайте статьи в прессе). И святые отцы учат нас духовному рассуждению. Святитель Иоанн Златоуст в своих письмах к диакониссе Олимпиаде напоминает ей: богатство вручено ей в руки Богом, и она не имеет права раздавать Божие бездумно. Поэтому, если вы сомневаетесь, дать ли просящему, - не давайте ему денег. Если он нищий - купите ему еды или лекарство. Даже если он откажется от них - вы сделали, что могли; если же примет - благодарение Богу!

Дающий не судится - горе берущему, если он берет не на дело

:

Очень хороший вопрос. В «Учении двенадцати апостолов» представлены диаметрально противоположные подходы к милостыне - в то же время вполне христианские. В нем говорится следующее. Дающий не судится - горе берущему, если он берет не на дело. Тот, кто дает щедро и с любовью, причем, может быть, в руки недостойные, не только не судится, но и получает награду. С другой стороны, «да запотеет милостыня твоя в руке твоей, прежде чем ты узнаешь, на что даешь». И действительно, необходимо рассуждение.

Мне часто приходилось сталкиваться со случаями, когда просили на какие-то мифические операции, говорили о чудовищных заболеваниях. Но как только я сообщал, что у меня есть связи в медицинских кругах и я могу вывести на врачей, которые это сделают бесплатно (а у меня кое-какие связи действительно есть), немедленно у просящих не оказывалось телефона, тут же рвались все контакты и эти люди тихо исчезали с горизонта. Стоит ли осуждать таких людей? Нет, ни в коем случае. Мне вспоминается пронзительное стихотворение, автора которого, к сожалению, я не знаю, но автор, я считаю, гениальный и это настоящий христианин:

Вот женщина, шатаяся, идет.
Толпа во след: «Шалава, что застыла?»
Никто ее страданий не поймет:
Она вчера ребенка схоронила.
Вот бомж застыл в лохмотьях старых.
Толпа свое: «Давай иди работай!»
Им не понять: в глазах его усталых
Слепая и тягчайшая дремота.
Вот девушка, что вечно с телефоном.
Толпа свое: «Очнись! Ума ни грамма».
И всем плевать, что год с сердечным стоном
Она всё ждет звонка пропавшей мамы.
Что б подлостей подобных избежать,
Не зная ситуаций, промолчите
И прежде, чем кого-то осуждать,
Возьмите его жизнью проживите.

Я бы не стал осуждать тех людей, которые лукавят. Я бы просто не стал подавать, потому что часто милостыня пойдет не на дело. Гораздо охотнее я подам тому, кто честно скажет: «Помогите на выживание».

Подавать милостыню инвалидам и детям, которых явно эксплуатируют их «хозяева», надо - для того, чтобы избавить их от побоев

По поводу афганцев-ветеранов, которые якобы просят. Понятно, что это все «липа», потому что афганцы имеют немалые льготы - это во-первых, а во-вторых - это настоящее боевое братство, люди, которые друг друга не бросают. Вы в данном случае имеете дело с маскарадом, который не стоит осуждать, но и не стоит в нем участвовать.

На мой взгляд, надо подавать тем, кто не просит у вас: вашим соседям, бедным старушкам и друзьям, нищим студентам, многодетным мамам… - и подавать щедро. Подавать тем, кто никогда не встанет на паперть - из чувства достоинства, из воли к жизни и из элементарного трудолюбия. Подавайте, повторюсь, щедро - не копеечкой, не рублем, а сотнями и тысячами, если, конечно, они у вас есть. Если вы ситуацию знаете досконально и знаете, что этот человек нуждается в помощи. Можете это делать анонимно через почтовые переводы, если не хотите славы. Если же хотите это сделать гарантированно, то подавайте из рук в руки, а потом забывайте об этом.

Давайте тем, кто об этом не просит, - и давайте щедро!

Давайте щедро! На собственном опыте убеждался, что Господь за доброхотную и серьезную милостыню вознаграждает пятикратно и десятикратно. И еще раз скажу: подавайте тем, кто об этом не просит.

И еще один момент. Понятно, что мы любим благолепие храмов, что это вещи хорошие, благие. Но ресурсы всё-таки у нас ограничены. Если перед вами стоит выбор: отдать деньги в богатый столичный храм или послать деревенскому батюшке - не поленитесь, пошлите батюшке. Если перед вами выбор: подать на ту церковь, на которую так или иначе всё равно подадут и без доходов она не останется, или помочь конкретному человеку - помогите конкретному человеку, потому что в очах Господа это не менее ценно, ибо все мы являемся храмами Божиими и образом Божием на земле.

Что такое милостыня и как ее подавать? Казалось бы, что тут сложного? Оказывается, что не всем и не всегда можно помогать, даже если просят. Подаяние - целая наука. Перед тем как обучиться ей, следует хорошо изучить и понимать язык богословия.

Милостыня - это что? Притча о подаянии

Существует множество притч, где говорится, что подавать должен богатый бедному. И тогда воздастся сострадающему за милосердие его, а просящему - за терпение.

Согласно религии, милостыня - это подаяние бедному. Делиться с ближним - это один из главных жизненных постулатов истинного христианина. Но тут надо правильно трактовать понятие «подать милостыню». Кому действительно стоит помочь, а кого нужно обойти стороной и этим спасти и свою душу, и просящего?

Притча о блуждающих евреях

Этому вопросу также посвящается одна из притч библейских. Евреи, блуждающие по пустыне, два раза приносили жертву золотом. В первом случае они собрали все украшения своих женщин и отлили из них теленка. Этот подарок преподнесли они дьяволу. Во второй раз все еврейские мужья собрали все золотые и серебреные монеты. Их они преподнесли в дар господу Богу.

О чем это говорит? Что когда человек тратит заработанное на всякие свои прихоти, такие как гулянья, одежда, дорогие украшения, то все это он преподносит своему демону. То есть тем самым питает его. А если нажитое имущество и деньги он относит беднякам или же покупает им еду и одежду, то человек спасает душу свою. Ведь он делает преподношение светлой стороне своего внутреннего существа.

Действительно ли человек нуждается?

Но в нашем мире порой очень сложно определить, кто истинно нуждается, а кто мошенничает, выпрашивая деньги на свои алчные потребности. Нельзя подносить пожертвования каждому, кто просит, а самое главное, сколько он просит. Надо уметь различать истинно нуждающихся и типичных спекулянтов, зарабатывающих деньги. Об этом также говорится в Библии. То есть каждый должен давать в зависимости от своего достатка. Тот, кто побогаче, соответственно, больше. Бедняк же может отдать по силам своим. А зачтется им одинаково. Ведь отдают они одинаково по возможностям своим.

Делать нужно добрые дела правильно

Так как же все-таки надо раздавать милостыню? Помните, делайте все от чистого сердца и с добрыми намерениями. Если вы видите, что человек нуждается больше вас, отдайте, не жалейте. Мошенников обходите стороной и старайтесь других подающих предупредить о нечистых намерениях просящего. Взгляд должен быть приветливым и светлым. Ни в коем случае нельзя отдавать с сожалением или нежеланием. Мол, подать надо, а не хочется. Или как многие делают, в особенности богачи: швыряют милостыню беднякам с одолжением. Все это вернется к вам с той же болью, которую испытывал в этот момент просящий вас человек.

Ведь Библия гласит, что подаете вы не просто бедняку нуждающемуся, а Богу своему. Тем самым благодарите его за все дела добрые и испытания насущные. Тут как нельзя лучше действует поговорка «Как посеешь, так и пожнешь». То есть чем больше пожертвуешь с чистым сердцем, тем больше тебе потом возвратится в делах господних.

«Когда подает правая рука, левая не должна знать об этом». Что это значит? Когда вы делаете пожертвования, никто не должен знать об этом. И сами вы не должны считать, сколько вы отдали, а сколько осталось еще добра. Если сделали подобное дело, то забудьте. Чем больше отдадите, тем больше обретете.

Подавайте вовремя

Помните, что милостыня, как и все в этой жизни, должна быть своевременна. Подавайте тогда, когда еще не стало поздно. Пока еще бедняк не встал на дорогу темную. Ведь многие для того, чтобы прокормить себя и своих детей, могут идти на преступление. Могут воровать, обманывать, принуждать других дарить им свое имущество и, что самое страшное, - совершить убийство. Помните, что еду давать надо тогда, когда человек голоден, а не тогда, когда он умер, так и не увидев пищу. Помогайте сиротам или оступившимся, чтобы и вам не пришлось потом отвечать перед Господом. Могли помочь, а мимо прошли, человек руки на себя наложил, взяв грех большой на душу свою. А вы могли что-то предпринять и не захотели, значит, и вам ответ нести потом перед всевышним.

Подаяния могут быть разные!

Ведь милостыня - это доброе человеческое отношение к нуждающемуся.

Видите, на улице женщина плачет - не пройдите мимо. Вдруг ее обокрали, и ей помочь нужно. Или, может, у нее дома беда, а ей поделится не с кем, и она плачет. Возможно, что просто человеку плохо стало, а о помощи попросить сил нет. Ведь и вы или ваши близкие могут оказаться в такой ситуации, и хорошо ведь, когда не пройдут чужие равнодушно мимо.

Или оглянитесь, может, у вас есть соседка старенькая, к которой дети не ездят, или она одинокая совсем, и помощь нужна. В магазин пойти, воды наносить, дров нарубить, в доме прибраться или просто поговорить за чашкой чая. Многим одиноким старикам ваши полчаса времени не только настроение подымут, но и к жизни их вернут. И делать это надо каждый день, а не когда сами плохо себя чувствуете и вспоминаете о других.

Ведь большинство из нас в храм идет, когда кто-то из близких начинает болеть или сам нездоров. Вот тогда и свечи в церкви ставим, и бедным раздаем. А правильно ли это? Нет, конечно. Каждый день кому-то нужна помощь, а не только тогда, когда мы вспомним об этом, и то только ради того, чтобы себя спасти. Лучше делать поступки, когда вы в здравии, и делиться этим с окружающими.

Бывает и такое, что богачи настолько скупы, что даже своим детям не помогают и не делятся богатством своим. А когда уже находятся на смертном одре, то вспоминают о них. Тогда и начинают делить, кому что достанется. А может ли такой человек быть уверен, что дети исполнят его последнюю волю? Он ведь при жизни не чтил их, и они могут отплатить ему тем же. Если Господь благословляет богача через богатство его, то и делиться им надо при жизни.

Подаяния в церкви

Многие задаются вопросом: а как правильно подать милостыню в церкви? Сейчас можно наткнуться на нечестных батюшек. Все они как один утверждают, что если милостыню подавать в церкви, то и воздастся за нее вдвойне. А вот где же это написано и сказано в Библии, что добрые дела в храме удваиваются? Все это похоже на маркетинговую схему тех отцов церковных, которые в свой карман положить все хотят. Здесь тоже каждый должен различать, где нужно оставить пожертвование, а какой храм стороной обойти лучше.

К сожалению, в некоторых современных соборах и церквях даже не знают батюшки молитв всех, да не просто не знают, а даже и Библию не дочитали. Но нельзя относиться категорично ко всем. Большинство из них все же истинно служат Господу. Также многие бедные церквушки нуждаются в подаяниях или просто физической силе. Ведь не та церковь хороша, что с куполами огромными и внутри вся так и пышет богатством и золотом. А та, где священник поможет и грехи отпустит со светлой и чистой душой. Церковь принято считать домом Господним, где люди собираются и разговаривают с ним. Кто-то просит о здоровье, кто-то - о душевном спокойствии.

Хороший священник благодарит за то, что уже имеет. Многие приходят в храм почтить память близких и родных людей. Или же просто приносят пожертвование. Но в Писании не сказано, что дом Господень должен быть в золоте и богатстве большем, чем прихожане, которые приносят милостыню к дверям его.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что милостыня - это благой дар со стороны дающего нуждающемуся. Поэтому помогайте людям от чистого сердца!

Неважно, где подается милостыня: или просто оживленная улица. Главное - помочь нуждающемуся если не деньгами, то хотя бы добрым словом.

Приветствую всех, кто зашел на сайт! Друзья, подавать ли милостыню нищим? По итогам опроса: 46% — подают и я их уважаю. На Руси святым делом было подать просящему, но в наше время просящие стали чаще обманывать.

Живу я в Таганроге, городе, где родился и жил Антон Павлович Чехов. Недавно иду по улице, подходит ко мне мужчина и говорит: «Дайте мне денег на проезд. Меня ограбили и я три дня не ел.» Не удивляйтесь, но моим ответом был отказ.

Мужчина, вероятно, слукавил. Как можно дойти до попрошайничества? Посудите сами: мужчина лет 40-45, при росте 180, руки и ноги на месте, на пьющего не похож. Он пристаёт к прохожим и клянчит мелочь… А как же честь и достоинство?

Бывают ситуации, когда человек остаётся без денег в незнакомом городе. Но выход найти можно, особенно летом! «Не ел три дня» — не верю!

Вокруг много разных кафе и там всегда можно договориться с персоналом. Или в другом заведения выполнить какую-либо работу (переставить ящики, подмести территорию…) за тарелку супа. Летом приглашают поработать на полях убирать урожай.

Существует множество вариантов временной и сезонной работы. Еще вариант — работа при монастыре или церкви. Оттуда никого не выгоняли сотни лет.

Что такое милостыня

Подаяние (милостыня) — это добровольное пожертвование личных денег, пищевых продуктов, одежды нищим или бедным людям.. Помощь нуждающимся.

Некоторым людям легче просить, чем работать. Я всегда и без угрызений совести отказываю пьяным и наглым. Не подаю тем, кто выпрашивает деньги в общественном транспорте и на вокзалах. Людям молодым, внешне здоровым и вполне трудоспособным — не подаю. Не подаю цыганкам на рынке, которые не просят, а настойчиво требуют денег.

Помню, в 90-е годы позвонили в дверь. Открыла. На пороге цыганка: «Подайте на хлебушек, есть совсем нечего…» Я, наивная, понимая сказанное в прямом смысле, выношу ей свежайший целый нарезной батон: «Вот. Возьмите, пожалуйста..». А позже, выходя из дома, я увидела свой батон на полу в подъезде. Этот случай меня многому научил.

Скажу прямо, я нечасто подаю милостыню. Но подаю. Чаще помогаю тем, кто не просит, но очень в чём-то нуждается.. Не могу отказать беспомощным старикам, которые терпеливо стоят в стороне от людских потоков. Они отдали все свои силы, всю жизнь стране. А теперь, как выжатый лимон, они не нужны ни детям, ни государству.

Правила

Существуют даже правила как и где подавать милостыню. Подавать можно, если нищие сидят:

  • У входа в храм, часовню, возле святых источников и святых мест; у входа ; на остановке; у входа в гостиницу.
  • Причем существует золотое правило: дается всегда на выходе, на входе-ничего.

Совет от Ванги: Никогда не давайте нищим деньги, которые вам дали на сдачу, после покупки хлеба или соли. Иначе сами рискуете оказаться в нищете. Также не давайте последнюю мелочь, которая осталась в кошельке.

Господь призывает нас, верующих, быть ответственными управляющими над теми ресурсами, которые Он дарует нам. Но что это значит на практике, в повседневной жизни — каждый решает для себя лично подавать ли милостыню?
“Господи, дай мне мудрости, когда я вижу человека, просящего о помощи! А если и доведется ошибиться, то пусть это будет ошибка в щедрости, а не в скупости».

Дорогой читатель, если Вас заинтересовала тема «Подавать ли милостыню», посмотрите видео. Здесь Вы найдете ответы на все вопросы.

Дополнительная информация в этом видео: как и кому подавать милостыню

Друзья, оставляйте ваши советы и случаи из жизни

Почти каждый день на своем жизненном пути мы встречаем бездомных, в народе презрительно именуемых «бомжами». У вокзала, возле метро, любого более-менее людного места и, конечно, почти у каждой церкви можно встретить просящих и даже требующих денег бездомных. И каждый раз у многих сердце мучительно решает вопрос: «Подать милостыню или не подать?» И тут же возникают другие вопросы: «Сколько именно? Как именно подать? А есть ли смысл в этом?»

В основном люди делятся на две группы. Первые - те, кто в меру своих сил подает и помогает всем, не рассуждая и не задавая лишних вопросов, следуя словам Господа: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5: 42). А вторые - те, кто не подает милостыню «бомжам», считая, что нельзя поощрять «бомжовскую мафию», что если подашь, то окажешься соучастником их греха пьянства, тунеядства, лжи и т.д. Эти люди готовы исполнить заповедь Христову и рады помочь человеку, но лишь тому, который реально нуждается в помощи. При этом они тоже приводят слова святых отцов о том, что наивысшей добродетелью является рассуждение, ибо без рассуждения, не в меру сил и не вовремя творимые, ни пост, ни молитва, ни милостыня и ни одна другая добродетель не принесут человеку пользы . Действительно, вряд ли кто-то подаст деньги просящему на веревку, чтобы повеситься, как бы слезно и настойчиво тот ни просил. Но такой веревкой может быть и бутылка спиртного, которая с каждым днем все сильнее сдавливает горло несчастному. Или веревка лжи, которой ты должен, подавая, потакать. И таких «веревок» сотни и тысячи.

Например, вы идете на работу, а подвыпивший нищий просит у вас денег. Что делать? Не поленитесь и спросите, зачем ему деньги. Часто они просят на еду. Это самый простой случай. Тогда нужно пойти вместе с ним в ближайший магазин и купить ему то, чего он наверняка был лишен долгие годы. Устройте ему праздник, как если бы это был ваш старый добрый одноклассник. Подойдут хорошие и подороже колбасы, жареные или копченые куры, сыр, йогурты - иными словами, то, чем никто из них не «закусывает» и из-за дороговизны почти никогда не покупает в качестве еды. И даже если бездомный соврал вам вначале, то он все равно окажется вам благодарен - постарайтесь эту благодарность перенести на Господа, чтобы он благодарил Господа, а не лично вас. Например, скажите ему, что именно Христос послал вас сегодня к нему. И это будет милостыня телесная и духовная. Постарайтесь увидеть в нем глубоко страдающего человека, и если вы не можете увидеть даже в самом последнем «бомже» образ Божий, может быть, очень испачканный, замутненный, но все-таки величественный образ Божий, то, наверное, это предмет для молитвы и обсуждения с духовником.

Спросите бездомного, как его зовут, как часто и где он бывает, когда у него день рождения, крещен ли он. Будьте с ним искренни и добры. Бездомные очень чувствительны к неискренности. Не спешите осуждать. Мы не знаем, какие были бы мы, если бы Господь лишил нас Своего покрова и не уберег бы нас от демона пьянства и прочих пороков. Не были бы мы намного хуже этого человека? Говоря одним словом: полюбите его. Полюбите, насколько это возможно вашему сердцу; полюбите искренне, ради Христа. И если в вашем сердце родится хоть немного любви к этому человеку, то в следующий раз, выходя из дома, вы наверняка подготовитесь ко встрече с ним: захватите домашнюю еду, теплую одежду, книгу или что-нибудь приятное для него. Вы выйдете на 15 минут раньше из дома на работу и найдете его, дождетесь его, назовете его по имени, проявите о нем заботу и умножите любовь в этом мире, нехватка которой ощущается все острей. И так изо дня в день можно жить ради Христа, заботясь даже об одном нищем. Не откупайтесь деньгами, не ограничивайтесь одноразовой помощью: она хороша, но это несовершенный плод. Нельзя любить только полчаса, а потом забыть.

Единственное, о чем стоит предупредить: не давайте денег ни под каким предлогом, не поддавайтесь на уговоры! Человек на улице и в столь бедственном положении столь болен духовно, что в абсолютном большинстве случаев не сможет деньгами правильно распорядиться. Покупайте ему то, в чем есть надобность, живите хотя бы немного его жизнью и проблемами.

Важно заботиться о теле человека, но еще важнее заботиться о душе. Делайте это ненавязчиво: пусть сердце вам само подскажет, когда человеку сказать о духовном, как и когда его подтолкнуть помириться с Богом. Когда стоит рассказать ему об исповеди, о молитве и о безграничном милосердии Божием, о том, что настоящая жизнь и исцеление возможны только через исцеление Господом его души, чего не может случиться без его желания. Бывает, что человек жаждет и готов это услышать сразу, а бывает, что только через годы. Об этом пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Знай, что с вещественною милостью непременно должна об руку следовать духовная: ласковое, братское, с чистосердечной любовью обращение с ближним; не давай ему заметить, что ты одолжаешь его, не покажи гордого вида. Смотри же, не отнимай цены у своей милостыни вещественной чрез неоказание духовной» .

Конечно, только едой все возможные случаи нужды не ограничиваются, и есть масса других . Но все объединяет одно: без любви заповедь Христову «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6: 36) выполнить невозможно. И на примере бездомных это становится как нельзя более очевидным. Но это касается и других случаев: если вы помогаете больному, то нельзя ему просто купить лекарства; нельзя арестанту просто послать посылку; нельзя просто прислать игрушки в детский дом и т.д. Все это хорошо, но без искренней любви часто все это обесценивается, порождает грех и пороки среди тех, кому эта помощь адресована и кто ее распределяет. Лекарства рождают зависть других больных; арестанты проигрывают в карты ваш чай, сало и конфеты; дети в детдомах становятся просто вымогателями и т.д. И мы вновь и вновь, унывая, будем возвращаться к вопросу: как быть? И все тот же ответ: любить, любить ради Христа . Молиться за больного, навещать его, утешать его, покупать ему лекарства, разговаривать с другими больными, устраивать им маленькие радости и праздники, рассказывать о Божием величии и милосердии; переписываться с арестантом, посылать ему посылки, утешать и проповедовать, вселяя надежду и заставляя задуматься о прожитой жизни; приезжать к детям, привозить им игрушки, рисовать с ними, петь, угощать тортиками, научить молиться, надеяться и доверять Господу Богу и т.д. И так жить изо дня в день ради Христа. Конечно, многие не могут выделить время на все выше перечисленное. Тогда, по крайней мере, помогайте тем, кто уже искренне этим занимается, а сами молитесь за них от всего вашего сердца, которое, без сомнения, создано для любви.

Но ни в коем случае нельзя брать на себя подвигов выше своих сил: ни в коем случае не приводить бездомных к себе домой ночевать, не ходить в места массового скопления «бомжей» одному, не брать деньги в долг, чтобы раздавать их бездомным. Нужно отдавать себе отчет в том, что большинство людей этой социальной прослойки весьма больны духовно, а часто и психически, и почти всегда физически. Попытки такого рода сверхподвигов нередко заканчивались трагически. Часто такие поступки - следствие гордости и неофитства.

Также в умах некоторых людей есть миф, что если человеку дать жилье, квартиру и работу, то он исправится. Практика показывает, что так не бывает. Без мира с Богом, без Божиего чуда исцеления души это невозможно, но мы можем быть соработниками Божиими, умножая любовь и располагая человека повернуться к Богу лицом.

Причем надо сказать, что оказывать милостыню надо всем - и богатым и бедным, и плохим и хорошим, только не потакать смертным грехам лжи, пьянства, распутства и прочим и ко всему подходить с любовью и рассуждением . «Творящий милостыню, подражая Богу, не делает различия между злым и благим, между праведным и неправедным в телесных потребностях» .

Так, в очень сложных случаях мне приходилось искренне говорить бездомному человеку, упрямому в своей лжи, что я ему абсолютно не верю, но помогу ради Христа, ради той любви, которую Христос мне дал к нему. Важно и то, что без любви даже такая великая добродетель, как рассуждение, может превратиться в осуждение, оправдание своей жадности и лени. Следует молиться, чтобы Бог дал этот дар рассудительности. А он дается за добрую, полную милосердия и любви жизнь во Христе .

Идя на дело милосердия, следует не забыть помолиться Богу, чтобы Он дал нам сил и разумения исполнить Его заповедь так, как это угодно Ему. Вообще молитва есть неотъемлемая составляющая дел милосердия. Без молитвы почти невозможно сотворить угодное Богу. Мы можем все рассчитать, обо всем договориться, быть уверенными в успехе, но если не было молитвы, то дела наши подобны дому, построенному на песке. Бездомный, не евший давно мяса, поев, может почувствовать себя плохо; новая куртка может стать поводом для его избиения; новый восстановленный паспорт может быть неожиданно украден «друзьями» и продан для темных дел, которые неизвестно как отзовутся в будущем; медицинская помощь может дать большие осложнения и т.д.

Если мы заговорили с кем-то, то хорошо бы кратко помолиться и об этом человеке, даже если мы не знаем его имени, и уж тем более, если знаем. Часто духовники благословляют читать про себя «Царю Небесный», особенно если разговор начался о духовном. Подходя, хорошо бы искренне улыбнуться. Ведь это чудесно - быть участником, исполнителем, проводником Божиего милосердия.

Ни в коем случае не следует сочетать свои дары с укорами относительно его образа жизни, с нравоучениями и непрошенными советами. Помогать надо просто, без стремления поучать человека. Ему и так нелегко, пусть даже и по его вине, и дополнительные укоры и поучения будут просто еще одним отягчающим обстоятельством для него. Наша же задача - не отягчать, а постараться хотя бы в мелочах на секунду облегчить его ношу. Советы же можно давать только уже узнав человека и полюбив его, имея с его стороны какое-то доверие, с молитвой и внутренним смирением.

Говоря с «бомжами», нужно следить, чтобы не проявлялась в нашей речи заносчивость. И если мы при оказании милостыни позволим себе превозноситься над этим человеком или тщеславиться, то это истребит нашу добродетель, сделает мерзким наше поведение в глазах Господа, и Он обязательно нас накажет за это, если мы не покаемся.

Все это может показаться трудно осуществимым, но эти усилия стоят того. Эти труды милосердия есть реальное, деятельное доказательство нашей веры и нашей любви ко Христу. И самое главное: Господь помогает, когда начинаешь творить милостыню, дает особую благодать, часто даже несмотря на наше тщеславие и лень. И если человек искренне пытается угодить и любить Господа, то Господь покрывает и исправляет, даже более того - обращает к славе Божией наши ошибки. Благодать начинает преображать душу, в ней начинает прорастать зерно Царства Небесного. Человек с каждым днем начинает ощущать эту особенную радость новой духовной реальности: «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф. 13: 44). Пребывание в этой благодати настолько преображает душу, что незаметно дела, которые казались невозможными, становятся простыми и даже желанными.

Помогая людям, не надейтесь изменить мир и всех бездомных, не ждите от них благодарности - творите все ради любви Христовой. Не унывайте и не пугайтесь, если кто-то вопреки всем вашим стараниям все-таки обратил вашу милостыню ко злу. «Всякому, просящему у тебя, давай и не требуй назад, ибо Отец хочет, чтобы все подаваемо было из Его даров. Блажен дающий по заповеди, ибо он неповинен. Горе принимающему, ибо если кто, имея нужду, принимает, тот будет неповинен, если же (кто принимает), не имея нужды, тот даст отчет, почему принял и на что… Но и о сем также сказано: пусть милостыня твоя запотеет в руках твоих, пока ты не узнаешь, кому дать» .

Безусловно, в наше время живут святые люди, но для обычных грешных людей - горожан, измученных гонкой потребительства, лишенных сердечной молитвы, не способных к совершенному постничеству, не имеющих времени на апостольское служение, погрязших в кредитах и житейских делах, - «милостыня, творимая ради Христа, ради любви к Нему, очищает от грехов важнее жертв, отверзает небеса важнее девства, может сделать равными апостолам» .

Надо сказать несколько слов и для тех, кто вообще не подает милостыни «бомжам», считая, что этот человек сам виноват во всех своих бедах. Скажу так: может, вы и правы, но разве Господь не всемогущ помочь и воскресить даже мертвого? Разве Он, сотворивший вселенную, небо и землю и все сущее, нуждается в наших копейках или миллионах? Разве Ему важно, в чьем именно кармане лежит наша 50-рублевка? Или Он не может накормить голодного, одеть мерзнущего, дать жилье бездомному? Благой Господь может все это, но доверяет сделать это нам. «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 34-40). И для того чтобы послужить Христу, не надо жить 2000 лет назад, а можно просто дать сегодня тарелку супа бездомному и сказать Богу: «Ты голоден, Господи, на, поешь».