"На мерседес хватает?": почему все больше абитуриентов идут в священники. Чего не хватает приходам православной церкви? Рассуждают священники

На территории Бурятии сегодня действует более 60 православных приходов. Между тем не в каждом из них есть свой постоянный священнослужитель.

Восстановление храмов и приходов становится обычным явлением, но все чаще люди в селах говорят о том, что население нуждается в повседневном присутствии священника, однако нехватка квалифицированных кадров не позволяет Читинско-Забайкальской епархии удовлетворить эту потребность. Особенно остро нехватка священников ощущается во время больших христианских праздников, поэтому некоторые из них вынуждены много путешествовать для проведения служб в отдаленных приходах.

Одним из примеров возрождения церкви можно привести СвятоНикольский приход в с. Хоринск. Более 10 лет назад здесь образовалась православная община. Своего здания у верующих не было, и тогда они обратились с просьбой к администрации района передать им в пользование бесхозное здание. В течение нескольких лет здесь проводились серьезные реконструкционные работы. Менялись даже окна, которым строители предавали традиционную для православной церкви форму.

В наш приход был назначен настоятель Олег Исаев, он прослужил несколько лет, - вспоминает сегодня староста Свято-Никольской церкви Светлана Григорьева. - - Его сменил другой батюшка, а последние три года мы вообще без настоятеля живем. Службы проходят нечасто, потому как нашему прежнему настоятелю Олегу Исаеву приходится ездить по трем районам.

Благочинный бурятского округа, протоиерей Олег Матвеев подтвердил нашему корреспонденту, что священников действительно не хватает, но при этом заверил, что лучше, когда при приходе нет священника, чем, если он есть, но плохой. Действительно, одному из священнослужителей, отцу Олегу Исаеву, сегодня приходится проводить службы в приходах трех районов. Понятно, что населению хочется видеть постоянного батюшку при церкви, однако, по словам протоиерея Олега Матвеева, на 60 церквей в Бурятии сейчас всего 29 служащих священников, 10 из которых постоянно находятся в Улан-Удэ, оставшиеся 19 распределены между приходами по районам.

Отсутствие достаточного количества православных священнослужителей в Бурятии - это закономерное явление, обусловленное временем, - уверен благочинный бурятского округа Олег Матвеев. - Раньше желающих стать священником было больше. Был некий эмоциональный подъем в начале возрождения церкви в начале 90-х, но не каждый выдержал это испытание. Многие ушли. Сейчас настало время кропотливой, терпеливой, тяжелой работы. Если человек решил посвятить себя служению, то должно выполняться несколько канонов. К примеру, мужчина должен быть женат первым браком, быть добрым христианином, человеком непорочной жизни, иметь хорошее духовное образование.

Постепенно ситуация меняется к лучшему. Сейчас уже есть несколько ребят из Бурятии, которые сразу после школы поступили в семинарию, готовятся стать священниками в наших храмах.

Поднять на щит величие матери

(газета «Сосновский вестник», Сосновский район, Павловское благочиние)

Почему современные женщины считают материнство чем-то второстепенным, непрестижным? Как создать положительную культурную среду для маленьких нижегородцев? Как возрождаются храмы? Об этом и многом другом говорили сотрудники и редакторы областных и районных газет на встрече с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. Она состоялась 12 ноября в архиерейской резиденции при Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода. Во встрече участвовала председатель Союза журналистов области, министр областного правительства, полномочный представитель губернатора в Законодательном Собрании О. Н. Носкова.

«Журналисты с огромным вниманием относятся к подобным встречам и ощущают потребность в таком общении. Читатели и слушатели живо интересуются вопросами, связанными с деятельностью Русской Православной Церкви», - сказала Ольга Николаевна, обращаясь к митрополиту Георгию.


Язык и вера

Пишущая братия приготовила владыке интересные вопросы, касающиеся разных сторон жизни. А начался разговор с экскурса в историю. Журналисты попросили митрополита Георгия рассказать, как ведется диалог со старообрядцами. Углубляясь в историю русского православия, владыка напомнил, что религиозное противостояние началось в 17 веке, но раны от церковного раскола до сих пор кровоточат.

Надо бережнее относиться к духовным проблемам, - сказал владыка. И напомнил о том, что нашу великую страну всегда объединяли русский язык и вера в Бога.

О реставрации храмов

По мнению главы Нижегородской митрополии, реставрация храмов переживает большой подъём. Четверть века назад у нас было 40 храмов, сейчас их более пятисот. Нижегородцы испытывают большую потребность в духовной жизни, и потому храмы на нашей земле не пустуют. А вот опытных реставраторов, умеющих грамотно восстановить оскверненные храмы, в регионе мало. Их приходится собирать по всей стране. По словам владыки, у нас развито церковно-прикладное искусство. За последние два десятилетия в митрополии создана хорошая школа иконописцев, резчиков по дереву, жестянщиков, позолотчиков, специалистов по золотому шитью. Эти уникальные мастера вносят весомый вклад в благоукрашение храмов и возрождение православия на Нижегородской земле.

Не хватает священников

Почему на приходах часто меняют священников? Отвечая на этот вопрос, владыка привел простой пример. В 2014 году в митрополии построено 15 храмов и рукоположено в священники 12 человек. Батюшек не хватает, и потому более опытных приходится переводить с места на место. Рассказал руководитель митрополии и о строгом отборе в Нижегородскую семинарию, и о том, как в пастырском деле важно призвание.

Особый путь

Монашество - это особый путь, особый разговор Бога и человека. На Нижегородской земле восстановлены прекрасные монастыри, и в качестве примера владыка рассказал о возрождении Ворсменского Свято-Троицкого Островоезерского монастыря, который еще несколько лет назад представлял «строение в форме щебенки». Но пришли в это место монахи, в разрушенном храме зазвучала молитва, и постепенно монастырь стал оживать. Сейчас там действуют возрожденные храмы, налаживается монашеская жизнь, обитель посещают сотни паломников.

Быть мамой

Отвечая на вопросы журналистов о демографической политике, архипастырь подчеркнул: «В обществе необходимо поднять статус материнства, создать положительный образ матери. Нормой должны стать многодетные семьи, где воспитываются трое и более детей». Демографическую ситуацию в России владыка назвал катастрофической.

По наблюдению митрополита Георгия, многие современные матери считают материнство чем-то второстепенным, непрестижным, и важно найти причину таких взглядов, чтобы исправить ситуацию. Правящий архиерей предложил пишущей братии поднять на щит величие женщины-матери.

Владыка рассказал о деятельности епархиального центра помощи семье и детям «Быть мамой», где женщины, попавшие в трудную жизненную ситуацию, могут получить юридическую, психологическую и гуманитарную помощь. Благодаря проекту за последние полтора года от абортов отказались 67 женщин. Владыка вспомнил девушку из Чувашии, которая сначала требовала сделать ей аборт, а когда родилась дочка, она, стоя на коленях, с плачем просила у ребенка прощения.


О вечных ценностях

По просьбе журналистов владыка Георгий поделился планами по развитию епархиальных отделов образования и культуры. Он рассказал о работе православных детских садов и гимназий, которые по мысли архиерея могут стать образцами для светских учебных заведений.

Плоды воспитания детей мы можем увидеть только через несколько лет: смогут ли они создать полноценные семьи, получить образование, проявить себя на ответственных должностях. Всё это и будет служить результатом работы, которую нужно проводить уже сейчас, открывая православные учебные заведения», - заявил архиерей.

Заметны добрые изменения и в сфере культуры. Митрополит Георгий подробнее остановился на мультфильме «Необыкновенные приключения Серафимы», который с огромным успехом прошёл во всех кинотеатрах страны. Это совершенно новое кино, рассказывающее о вечных ценностях, о вере, любви и милосердии. По мнению владыки, именно такие произведения создают положительную культурную среду, необходимую для воспитания детей.

Мало не учить детей злу, надо учить их добру», - сказал архипастырь.

Он также напомнил о действующей в Нижнем Новгороде выставке «Покров над городом», объединившей полотна нижегородских художников. За две недели экспозицию посетили около шести тысяч человек, что говорит о возрастающем интересе людей к духовной тематике. Владыка призвал наших коллег рассказывать на страницах своих изданий о мастерах, чье творчество связано с православием.

Встреча митрополита Георгия с журналистами прошла в доброй душевной обстановке. Каждому участнику встречи владыка преподнес в дар подарочное издание «Нужно ощутить Христа в сердце… » и журналы, издаваемые в Нижегородской митрополии.

Марина Бригатова.

С музыкальным подарком - в ЗАГС

(газета «Наша жизнь, Ардатовский район, Ардатовское благочиние)

В канун Нового года и Рождества Христова в районном отделе ЗАГС царила праздничная атмосфера. С музыкальным подарком к работникам этой службы в их профессиональный праздник уже второй год подряд пожаловали юные вокалисты и инструменталисты под руководством заслуженного работника культуры РФ Виктора Ивановича Алексеева.

… Порадовали своим академическим пением и игрой на фортепиано Максим Куванов, Дарья Вдовина, Валерия Сахарова, Владислав Панов, Кирилл, Серафим и Александр Кузнецовы. Глядя на своих воспитанников, Виктор Иванович, за плечами которого пять десятилетий творческой деятельности, испытывал чувство гордости. Он и сегодня уверен, что из этих ребят могут получиться прекрасные певцы и музыканты. И в этом сомневаться не приходится. В «районке» мы не раз писали, что его ученики, ардатовские мальчишки, становились лауреатами всероссийских и даже международных конкурсов! Его ученик- победитель проекта «Голос-4»!

Приятным известием для Виктора Ивановича стала победа его бывшего ученика иеромонаха Фотия, а в миру Виталия Мочалова, в телепроекте «Голос». Педагогу звонили коллеги из Нижегородской музыкальной школы №11 имени Бориса Мокроусова, в которой он много лет работал, и вместе с ним радовались такому успеху выпускника.

- Виталий Мочалов был с детства увлечен музыкой. Именно через музыку и пришел к воцерковлению, - поделился с нами, газетчиками, Виктор Иванович. - Семь лет я занимался с ним вокалом. Однажды как очень способного ученика решил пригласить его в созданный мною церковный хор при Кафедральном соборе. И он согласился. А потом с удовольствием посещал при воскресной школе православный лагерь «Благовест»… Сегодняшним успехом иеромонаха Фотия на российской сцене восхищен! Не ошибся и во многих других своих учениках, которых около сотни. Кто-то из них успешно занимается академическим пением, кто-то музицирует, кто-то преподает. Особой моей гордостью является Татьяна Ситнева, ныне проректор Нижегородской консерватории. Что же касается Виталия Мочалова, то, признаюсь, до сегодняшнего дня не знал, как сложилась его судьба после окончания музыкальной школы. Но в одном из интервью как победитель четвертого сезона проекта «Голос» он рассказал, что после школы поступал в музыкальное училище, но учеба прервалась переездом с родителями в Германию. Спустя некоторое время молодой человек вернулся на Родину и связал свою жизнь с одним из монастырей Калужской области. Оставаясь неравнодушным к музыке, брал уроки вокала в Москве. С благословения своего наставника схиархимандрита Власия принял участие в проекте «Голос» и продемонстрировал необыкновенный оперный голос при исполнении арий, романсов, лирических песен. Обладая удивительно теплым и согревающим душу тенором, добротой, спокойствием и благожелательностью, покорил сердца зрителей и стал победителем. Искренне радуюсь за него!

(газета «Приокская правда», Навашинский район, Вачское благочиние).

Особенность Крещения - великое освящение воды. К ней христиане с древних времен имеют особое благоговение, употребляя для исцеления и укрепления душевных и телесных сил. Но, как говорят сами священнослужители, окунаться в прорубь - дело добровольное, но именно крещенская купель с каждым годом привлекает все больше людей. В Крещенский сочельник мы присутствовали на озере Святое Дедовское при чине Великого освящения воды в купели, где сразу же нашлись желающие окунуться в нее.

Чин водоосвящения называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о Крещении Господнем, в котором церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

Во время службы иерей Георгий Казин напомнил присутствовавшим о великом чуде, свершившемся тысячелетия назад, когда Предтеча, Иоанн Креститель, уготовляя пути Господу, призвал народ принять крещение в реке Иордан. Люди становились в холодные воды и исповедовались в своих грехах, очищаясь для праведной жизни.
- Обряд освящения воды служит напоминаем, что Господь везде и всюду. Но, самое главное нужно помнить, что не купанием проверяется вера. Когда вы окунаетесь в воду на Крещение, нужно не просто омыть тело этой святой водой, но самое главное - омыть душу от греха, - отметил настоятель храма села Поздняково иерей Георгий Казин. - Омовение святой водой - покаяние Господу. Вот тогда обряд омовения святой водой будет считаться настоящим Крещением и принесет пользу вашему здоровью и душе.


После того, как батюшка последний раз с молитвой окунул в прорубь крест, присутствовавшие при освящении воды умылись ею и сделали несколько глотков.

Сразу же нашелся смелый мужчина, который захотел первым окунуться в только что освященную прорубь:

- После того, как окунешься в ледяную воду, холода совсем не ощущаешь, все тело словно горит, - поделился впечатлениями Павел. - Купаюсь каждый год, верю в то, что вода именно в этот праздник является особенной. Может быть, это совпадение, но после того, как я стал купаться на Крещение, я практически забыл, что такое болеть.
То же самое отметила и Галина Ежкова, которая следом окунулась в прорубь.
- Вот сейчас окунулась, и в теле такая легкость, ощущения просто непередаваемые.
Те, кто не смог окунуться в прорубь в Крещенскую ночь, смогут это сделать в течение всей недели.

Пресс-конференция нового митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина прошла в административном здании Никольского собора 4 декабря.

Митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Главная задача - строительство храмов

Один из корреспондентов отметил, что ранее подобную встречу с церковными иерархами было трудно представить, и поблагодарил нового владыку за возможность вот так легко задать любой вопрос.

Журналисты спросили о планах в управление епархией. Митрополит Вениамин сообщил, что первостепенной задачей является продолжение строительства храмов. Около 100 церквей не хватает нашей епархии. Напомним, недавно был освящен огромнейший храм Казанской иконы Божьей матери в Степном. В дальнейшей перспективе, как поделился владыка, - строительство нового кафедрального собора.

Людмила Максимова

Однако в области не хватает более 150 священников, заявил митрополит. Поэтому так важно продолжение работы Оренбургской духовной семинарии. В семинарии уже несколько лет проводятся катехизаторские курсы с целью подготовки помощников священникам на приходах для миссионерской работы с прихожанами. Теперь собираются открывать курсы полубакалавриата по направлению «Теология». Катехизаторов, к сожалению, в церквях не хватает. Их заменяют просто работники храма, и некоторые из них, пошутил владыка, устанавливают собственные правила и порядки. Серьезна нехватка и профессиональных церковных певчих, отметил один из журналистов. Владыка сказал, что возможно, со временем ОренДС откроет регентское отделение.

В 2016 году здание, где находятя кадетский корпус и оренбургская семинария, вернется к ОренДС, как это было до революции. Журналисты обеспокоены: неужели кадетам придется искать новое место? Но митрополит убедил: подобного не произойдет. Да, кадетам придется немного «подвинуться», поскольку по определенным учебным стандартам семинарии должно отводиться большая площадь, чем она занимает сейчас. Но это будут несущественные изменения:

«Это ведь наши люди, будущие защитники Отечества, конечно же, мы их никуда не выгоняем», - уверил владыка Вениамин.

Митрополит отметил еще одно важное направление деятельности епархии: работа с молодежью. Он заметил, что следует больше уделять внимания молодым людям. Представитель пресс-службы ОГПУ задал вопрос о сотрудничестве епархии с вузами. Владыка сообщил, что собирается нанести визиты ректорам и директорам учебных заведений, продолжать соработничество.

«Нас слышат»

Одно из главнейших направлений работы епархии - социальная деятельность. Митрополит призвал каждого христианина подарить обездоленному, опечаленному человеку радость Рождества.

«Пусть это станет утешением для каждого. Пусть никто не останется обделенным. Это будет ваш дар Христу», - призвал владыка Вениамин.

Пресс-конференция нового митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Спросили у митрополита о продолжении строительства детского православного комплекса «Форпост». Руководитель проекта отец Александр Азаренков, он же руководитель пресс-службы епархии, рассказал о трудностях в реализации проекта, связанных с изменениями в законодательстве. Попечители «Форпоста» в лице губернатора и представителей правительства области ищут выход из сложившейся проблемы.

Отец Александр, возглавляющий социальный отдел епархии, рассказал, что уже несколько лет более 2 тысячам детей и 600 семьям помогает Центр помощи материнства и детства «Колыбель».

Этот же епархиальный отдел совместно с Оренбургской областной филармонией готовит большой праздник для детишек из семей, находящихся в сложном материальном положении, и ребят из детдомов «Архиерейскую елку». Она пройдет 8 января.

Пресс-конференция нового митрополита Оренбургского и Саракташского Вениамина. Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Журналисты спросили, что знал митрополит об Оренбургском крае и епархии до назначения. Оказалось, что новый владыка был дружен с бывшим митрополитом Валентином и не раз получал приглашение, однако побывать здесь не удавалось. Новое назначение, как и все предыдущие, пришло нежданно-негаданно - в разгар работы на прежнем месте в Рязани.

«Оренбург я вижу как осколок той древней святой Руси. Здесь очень много того, что мы считаем святой Русью. Здесь люди сохранили искреннюю веру. Здесь много хороших качеств у людей. Здесь очень много хорошего сделано. То, что я увидел, меня очень порадовало. Самое главное, люди. Также здесь очень доброе руководство области. Я наносил ему визит, уже несколько раз общались. Важно, что тебя слышат. А если услышали, значит, рано или поздно будет сделано. За новое место служения я благодарю Бога и великого угодника святителя Николая, в храме которого я постоянно совершаю богослужения. Удивительный факт, где бы я ни служил, кроме Пензы и Рязани, у меня все кафедральные соборы были никольские, либо придел в честь святого угодника», - поделился митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин.

МОСКВА, 23 июн — РИА Новости, Антон Скрипунов. Все больше россиян хотят стать священниками. Такая тенденция наметилась в экономически непростое для страны время. Только за минувший год число граждан, подавших документы на подготовительные курсы семинарий, выросло на четверть, а число поступивших в духовные учебные заведения — на 19%, приводит данные Учебный комитет Русской православной церкви.

Так сложилось, что в народе слова "батюшка" и "достаток" довольно часто употребляются вместе. И практически ни одна дискуссия о церковных деньгах не обходится без фразы про "попов на мерседесах". О том, как молодые люди выбирают духовный сан, сколько на самом деле зарабатывают священники, и почему Церковь в годы СССР была намного богаче — в материале РИА Новости.

"Каков приход — таков и поп"

В последнее время информационный фон вокруг духовенства РПЦ не самый благоприятный. Так, на днях патриарх Кирилл призвал священнослужителей РПЦ не ездить на дорогих машинах, даже если их подарили. Аргумент прост: общественное мнение. Когда у храмов "целые кавалькады дорогих лимузинов, это, конечно, вызывает у людей реакцию". Поводом для такого заявления стал скандал с участием епископа Ливенского и Малоархангельского Нектария. Тот якобы просил СМИ не публиковать информацию о подаренном ему дорогом внедорожнике.

У епископа на джипе нашлись как противники, так и защитники. Одни апеллировали к извечному "Христос учил нестяжательству". Другие обращались к многовековому наблюдению народа: "каков поп — таков приход". Мол, если прихожане приезжают на службу на мерседесах, а священник ходит в рваной рясе, то это "не есть правильно".

"Сейчас у нас содержателем священнослужителя является приход. И зарплата священника — то жалование, которое он имеет в результате служения на конкретном приходе. У нас нет какого-то распределения зарплат в епархиях. И тем более, как в каких-то странах, нет государственных зарплат для духовенства", — поясняет замглавы Учебного комитета РПЦ, настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

В 95% процентах случаев иного источника дохода у священника, отмечает Козлов, попросту нет. А прибыльность прихода зависит от многих факторов, в том числе и от общего экономического благополучия того или иного региона.

"Церковь — это часть народа. Если народ бедный, то и Церковь бедная. Если народ встает на ноги, то и Церковь встает. <…> Кроме того, материальное благополучие прихода зависит и от численности паствы", — отмечает, в свою очередь, настоятель московского храма Климента, папы Римского протоиерей Леонид Калинин.

В 2013 году Архиерейский собор Русской церкви принял положение о материальной и социальной поддержке духовенства, церковных работников, а также членов их семей. Документ, по сути, привел этот вопрос в полное соответствие со светским законодательством в области охраны труда. Зарплаты священников стали соответствовать среднему уровня заработка по региону.

Кроме того, РПЦ создала дополнительный механизм финансовой поддержки своего духовенства: "В структуре каждой епархии надлежит создать (без прав юридического лица) епархиальную комиссию по попечению о нуждающихся священнослужителях, церковнослужителях и работниках религиозных организаций Русской православной церкви, а также членах их семей", — говорится в положении.

"При СССР было лучше"

Тем не менее в РПЦ не отрицают, что некоторые священники на приходах склонны к корыстолюбию. Более того, эта проблема достаточно давняя и вряд ли полностью искоренима.

Известный православный святитель и врач Лука Крымский в 1948 году, когда страна восстанавливалась после войны, издал указ, обращавший внимание на "недостойное поведение священнослужителей".

"Некоторые из вас отлучают от Христа, от веры в Него и любви к Нему слабых верою овец стада Христова своим корыстолюбием. … Тяжкие испытания и страдания перенесла Церковь наша за время Великой революции, и конечно, не без вины. Давно, давно накоплялся гнев народный на священников корыстолюбивых, пьяных и развратных, которых, к стыду нашему, было немало. И с отчаянием видим мы, что многих, многих таких и революция ничему не научила. По-прежнему, и даже хуже прежнего являют они грязное лицо наемников — не пастырей, по-прежнему из-за них уходят люди в секты на погибель себе", — так архиепископ Лука изобличал духовенство Крымской епархии.

Тем не менее Церковь не осуждает материальное благополучие, особенно если оно приносит пользу обществу, замечает известный церковный миссионер, ведущий интернет-проекта "Вопросы батюшке" иеромонах Макарий (Маркиш). Но, как ни парадоксально это звучит, сейчас РПЦ испытывает нехватку как материальных, так и человеческих ресурсов.

советское время под давлением власти Церковь материально была богаче. Почему? Потому что люди приносили свои пожертвования, а возможности их тратить почти не было. Например, поставить новую крышу деньги есть, но надо изворачиваться с получением всевозможных разрешений", — обращает внимание Маркиш.

Сейчас же у каждого прихода полная свобода действий в материальном плане. Да вот только во многих случаях бывает так, что нет денег отремонтировать ту же крышу.

"Сегодня мы живем беднее, чем при советской власти", — утверждает иеромонах.

Это, по его словам, влияет на выбор православной молодежи. Зарплата многих священников неконкурентоспособна в сравнении с другими сферами деятельности.

Патриарх попросил настоятелей монастырей отказаться от дорогих посохов "Я не благословлял превращать игуменские жезлы в патриаршие. У вас должен быть простой монашеский жезл, без всяких украшений и побрякушек. Как приедете домой, закажите себе простые деревянные посохи", - заявил предстоятель Русской церкви на открытии собрания игуменов и игумений.

"Вот юноша заканчивает институт. И ему говорят: "Поступай работать к нам в храм катехизатором, а потом закончишь семинарию заочно и станешь священником. Тебе сейчас мы будем платить целых 10 тысяч рублей". В нашем областном центре (город Иваново. — Прим. ред.) это хорошая зарплата для катехизатора, кстати говоря. А другой ему говорит: "Поступай к нам в банк работать. Мы тебе для начала будем платить 50 тысяч рублей". А этот молодой человек женат, у него маленький ребенок. Вот что сказать этому молодому человеку?! Понимаете, о чем я говорю?", — намекает Маркиш.

Смена мировоззрения

Наверное, поэтому в намерении молодых людей пойти в священники деньги играют далеко не первую роль. Протоиерей Максим Козлов связывает увеличение числа семинаристов с тем, что все больше церковных учебных заведений получают государственную аккредитацию, тем самым улучшая качество духовного образования.

"Семинарии постепенно получают государственные аккредитации, их число незначительно, но увеличилось. Шесть из них имеют государственную аккредитацию. Параллельно идет процесс смены поколений духовенства и увеличения числа священнослужителей", — замечает представитель Учебного комитета.

В Русской церкви не скрывают, что развитию духовного образования способствует признание теологии наукой на светском уровне. В какой-то степени, утверждают церковные деятели, это также будет способствовать мировоззренческому выбору молодых людей. Более того, государство намерено вдвое увеличить число бюджетных мест по специальности "теология".

"Я бы не сказал, что профессия священника в целом экономически привлекательна … Сейчас происходит смена социальной базы прихожан Русской православной церкви. Если 25-30 лет назад это были в основном женщины старше 50-60 лет и не в крупных городах, то теперь чем крупнее город, чем больше количество молодежи, тем интенсивнее и живее жизнь приходов. Это ведет к тому, что те молодые люди, которые воспитаны в православных семьях в новой России, постепенно заполняют места абитуриентов в наших семинариях", — заключает протоиерей Максим Козлов.

Ответы руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископа Марка на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела
14 марта 2013 г.

Руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела (публикуется в сокращении).

Ваше Высокопреосвященство, предполагается ли создание епархии Русской Православной Церкви в Италии? (Дмитрий Матыс, г. Новосибирск)

Ваше Высокопреосвященство, благословите. Каково актуальное состояние Богородской епархии? После ее создания в 2007 г. временное окормление было доверено преосвященному епископу Корсунскому, но потом в синодальных постановлениях говорилось только о «Патриарших приходах в Италии». Таким образом, немного сложно понять, что сейчас существует юридически. И предвидится ли здесь епархиальный архиерей или отдельный управляющий приходами, как в Канаде или США? Спасибо. (Мануил Пишкович, г. Рим)

Уважаемые Дмитрий и Мануил, создание централизованной структуры по управлению приходами в Итальянской Республике является одним из важных направлений деятельности Русской Православной Церкви в сфере попечения о зарубежных учреждениях.

Так, в 2007 г. была образована Администрация приходов Московского Патриархата в Италии, и в мае прошлого года ею был получен статус юридического лица, что является существенным достижением для дальнейшего развития.

По сути, такая структура представляет собой аналогию епархии. Управление италийскими приходами Московского Патриархата — а это более 50 общин — требует особого внимания. В настоящий момент временное попечение о них поручено Корсунскому епископу.

Что касается определения Священного Синода о назначении епископа с титулом «Богородский», которому будет поручено архипастырское попечение о приходах в Италии, то со временем, согласно принятому решению, оно будет претворено в жизнь.

Высокопреосвященнейший владыка, скажите, пожалуйста, почему архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своих письмах писал, что священнослужители, которые раньше увлекались рок-музыкой, не должны подходить к алтарю и рок-музыка вредна для православного христианина, а сейчас благословляются священством концерты рок-музыки, даже празднования в честь Крещения Руси. Ответьте, пожалуйста. Наверное, он не понимал святоотеческого православного учения? (Сергей, г. Москва)

Уважаемый Сергей, обращаясь к опыту и наследию подвижников XX века, мы должны всегда помнить, что их слова применимы как в общем контексте, так и к конкретному лицу, к его личной жизни. В своих письмах о. Иоанн Крестьянкин выражает сожаление, что многие поспешили с жизненным выбором в пользу священства, не разобравшись со своим прошлым. Рок-музыка — часть культурной эпохи 60-80 гг. XX в. — воспринимается как символ разнузданности, вседозволенности и развращенности. Многие окунувшиеся в эти безобразия так и не смогли полностью очиститься от их тлетворного влияния. Священство, предназначенное для людей чистых душой, налагает большую меру ответственности и не может быть принято неготовым или неподходящим человеком. В противном случае сан будет помехой и поводом к большему осуждению и падениям, о чем и упомянул старец в своих письмах.

Христианину не полезно слушать рок-музыку: смысл песен и характер их исполнения непременно накладывает отпечаток на понимание мира. Более того, на физическом уровне при прослушивании многих произведений рока поднимается давление и создается ложная эйфория.

Однако порой мы видим, как некоторые из священнослужителей беседуют с рокерами, в том числе на концертах. Сама по себе идея хорошая, поскольку таким образом появляется возможность обратиться к той аудитории, которая, как правило, редко посещает храм. Часто такие беседы приносят благие плоды.

В прошлом веке тьма народа со всей страны шла к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, блаженной Матроне Московской, преподобному Амфилохию Почаевскому, отцу Александру Меню. А кто они — великие богословы, проповедники и целители нашего времени? (Олег, г. Самара)

Уважаемый Олег, признаться, трудно говорить о святых, используя терминологию из Вашего вопроса. С одной стороны, откройте Интернет, и Вы найдете много информации и по современным богословам и проповедникам. Однако к этому вопросу можно подойти и с другой стороны.

Во все времена человеческой истории были люди, которые при жизни считались великими, были известны своим современникам, были почитаемы. Но по прошествии какого-то времени, уже после смерти, далеко не все из них оставались в памяти людей, и имена многих из них были забыты. Христианским подвижникам свойственно чуждаться любой славы и известности. Есть множество примеров, когда даже великие святые во время земной жизни не имели ни признания, ни почитания в миру. Например, великий русский классик А.С. Пушкин ничего не знал о своем современнике преподобном Серафиме Саровском. Блаженная Матрона Московская при жизни не была так почитаема, как в наше время.

Видится немаловажным и тот факт, что в церковной среде существуют разные предпочтения. Кому-то нравятся проповеди одних пастырей, кому-то — других, кто-то любит ходить в этот храм, а кто-то — в соседний. Для кого-то из прихожан его приходской священник и является главным путеводителем ко Христу. Главное для каждого человека — не гоняться за громкими именами, а найти то, что нужно именно Вам, что оставит духовный след в Вашей душе.

В заключение замечу, что термин «целители нашего времени» вряд ли приложим к выдающимся пастырям. В наше время это словосочетание несет в себе некий оккультный характер. Христианские святые — не источники, а проводники Божией благодати, врачующие не своей личной силой, а исключительно силой Божией.

Ваше Высокопреосвященство! Есть ли в планах Русской Православной Церкви задачи по увеличению числа религиозных учреждений на территории Венской и Австрийской епархии Московского Патриархата? (С уважением, Александр Шавлейко, г. Москва)

Уважаемый Александр, в Венской и Австрийской епархии на сегодня существует три зарегистрированных прихода. Кроме этого, с прошлого года начались регулярные богослужения в Инсбруке, стали чаще проводится богослужения в Граце, а в скором времени богослужебная жизнь начнется и в Санкт-Пельтене. На приходе РПЦЗ в Зальцбурге также проводятся регулярные богослужения, но государственной регистрации община пока не получила. Мы оказываем ей содействие в урегулировании юридических вопросов.

В прошлом году Венская и Австрийская епархия отметила 50-летие со дня основания, в том же году удалость получить признание ее юридического статуса. Законы Австрии достаточно строги, и решения в отношении религиозных организаций принимаются медленно и с трудом.

Подскажите, пожалуйста, как должен быть подготовлен человек, желающий окреститься, есть ли какие-то критерии? Возможно ли креститься без особой подготовки? Что можно сказать священнику, который не хочет крестить? Имеет ли он на это право?.. Спасибо. (Александр, г. Тула)

Здравствуйте, Александр. Прежде всего, человек должен знать, во что он крестится. Знать о Боге, Церкви. Представлять, какие духовные дары он получает и какие обязательства при этом воспринимает.

В разных храмах бывает разная продолжительность оглашения (этим греческим словом называется подготовительный период перед принятием крещения). Точных критериев в этом вопросе нет.

Важно понимать, что для взрослого человека такая подготовка необходима. При крещении детей иначе: родители и восприемники крещаемого изъявляют готовность воспитать ребенка в вере, и подготовку в этом случае проходят именно они. В ряде случаев допускается крещение без подготовки: чаще всего, когда речь идет о тяжкой болезни или иных трудных обстоятельствах.

Что касается отказа священника крестить человека, тут сложно говорить о мотивах такого решения, не зная конкретную ситуацию. Отказ возможен, однако священник должен отдавать себе отчет и понятно объяснить человеку, почему тот не может принять таинство. Чаще всего отказ связан с тем, что человек несерьезно относится к этому важному шагу, хочет просто пройти традиционный и, как ему кажется, «модный» обряд, не понимает духовных основ и слабо представляет, зачем ему это вообще нужно. [...]

Ваше Высокопреосвященство, меня интересует такой вопрос. Многие епископские кафедры за пределами канонической территории Русской Церкви вдовствуют, причем довольно давно (например, Гаагская аж с 1988 года, Будапештская — с 2003 года, Венская — с 2009 года), а теперь к ним добавилась и Буэнос-Айресская (что особенно печально, учитывая острую нехватку там духовенства). Известно, что где епископ — там Церковь, отсутствие епископа отрицательно сказывается на епархиальной жизни. Скажите, пожалуйста, с чем связано такое отсутствие епископов в ряде зарубежных епархий и когда это будет преодолено. (Алексей Родионов, г. Москва)

Здравствуйте, Алексей. Хотел бы сразу поправить Вас: упомянутые Вами кафедры не являются вдовствующими. По благословению священноначалия временное попечение о епархиях в Австрии и в Венгрии поручено мне. Несмотря на то, что мое основное послушание проходит в Москве, я регулярно посещаю Вену и Будапешт, совершаю богослужения, общаюсь с духовенством и прихожанами, решаю вопросы епархиальной жизни. Конечно, масштабы этих епархий несравнимы с епархиями в России, как территориально, так и по количеству приходов. Поэтому назначение епископов в небольшие епархии на постоянную основу не всегда возможно по вполне объективным причинам. Также замечу, что иногда статус епархии дается «на вырост» или, так сказать, на перспективу.

По Аргентинской и Южноамериканской епархии: не так давно она осталась без правящего епископа. И, объективно говоря, существует нехватка духовенства в этой епархии. Но не стоит забывать о весьма непростых условиях, в которых священники проходят там свое служение. При этом все равно находятся добрые труженики на ниве Христовой, которые, несмотря на все сложности, готовы потрудиться в этом непростом регионе. С прошлого года в Аргентине несет послушание священник Сергий Юрин, еще один священник будет направлен в ближайшее время.

Владыка, давно интересует такой вопрос. Насколько знаю, священников назначают на приходы, а как же наши зарубежные учреждения? Каким образом Вы находите священников для наших зарубежных приходов? В каком порядке происходит такое назначение? Их специально отбирают? По каким критериям? Спаси Господи! (Анна, г. Рязань)

Здравствуйте, Анна. Начну с критериев подбора священнослужителей для служения в дальнем зарубежье.

Важно наличие у кандидата богословского образования, законченного семинарского и желательно академического, светское высшее образование также предпочтительно. Как правило, кандидат владеет хотя бы одним иностранным языком и может проявлять лидерские качества в церковной жизни. Очень важна ответственность, поскольку часто священник служит один в целом городе или даже во всей стране.

Однако главным критерием я назову веру и горячий пастырский дух, готовность к жертвенному служению ближнему. Немаловажным моментом является то, как человек относится к материальной стороне своего служения. У многих людей бытует мнение, что служение за границей в разы привлекательнее в финансовом плане, чем служение в России. Сразу скажу — это заблуждение. Большинство наших зарубежных клириков живет скромно. Как-то приводил в качестве примера Успенский приход в Пекине. Там священник получает вдвое меньше посольского дворника. Конечно, это не означает, что он и его семья голодают. Но важно понимать, что направление в заграничную командировку не влечет за собой автоматически улучшение благосостояния.

Конечно, не все желающие, пусть на первый взгляд и подходящие по критериям, могут нести служение за границей. Очень часто препятствием является сам человек: его заинтересованность в выгоде и романтическое представление о жизни за границей. В этом заблуждении заключается большая опасность: если его чаяния и представления не оправдаются, возможно наступление внутреннего кризиса. Для священника это видится особо опасным явлением.

Иногда священники, желающие потрудиться за границей, обращаются к нам, имея при этом рекомендацию от наших же зарубежных клириков. Иногда мы сами обращаемся в ту или иную епархию с просьбой подыскать кандидата. Отмечу необходимость хорошей рекомендации правящего архиерея. Как правило, я встречаюсь с кандидатом и, если результат собеседования устраивает, представляю этого клирика на рассмотрение Святейшему Патриарху. Кстати, в настоящий момент в Канаде есть вакансия священника с хорошим знанием английского языка. Может быть, и среди читателей портала найдутся пастыри, желающие потрудиться на этой ниве.

Ваше Преосвященство, пожалуйста, помолитесь о моей матушке — она сейчас в больнице в очень тяжелом состоянии и, по всей вероятности, все ближе к вечности. Мучается очень. Как человек верующий я знаю, что в Царствии Небесном ей будет лучше и прошу, чтобы Господь сжалился и быстрей закончил ее земные мучения. Не грех ли это?! Как жить, видя страдания самого дорогого человека? Что я могу для нее сделать? (Анна, г. Москва)

Уважаемая Анна, соглашусь с тем, что видеть страдания близких является тяжелым испытанием. Кажется, что легче самому пережить страдания, чем видеть как страдает дорогой и близкий человек.

Вы счастливый человек, потому что у Вас есть вера.

В целом же молитва о том, чтобы Господь облегчил участь родного человека, не является грехом. Вместе с тем, мы не знаем, почему Господь определил именно такой путь для него. Церковь учит, что страдания в этой жизни ниспосылаются для искупления грехов, поэтому самое лучшее было бы положиться на волю Божию и молиться согласно словам молитвы Господней, чтобы исполнилась Его святая воля.

Владыка, благословите! Я слышал, что в Русской духовной миссии в Иерусалиме не хватает священнослужителей. По какому признаку отбирают туда священников и может ли священник из провинциальной епархии попасть туда на служение? Что для этого нужно? (Игумен Серафим (Семилетов), г. Александров)

Здравствуйте, о. Серафим. В настоящее время в Русской духовной миссии в Иерусалиме священнослужителей достаточно. Но так как климатические условия на Святой Земле весьма непростые, нередко по прошествии какого-то срока священники там меняются. Не стоит забывать, что клирики на Святой Земле окормляют большое число паломников из России и со всего мира, ежегодно посещающих места евангельских событий. Это колоссальная нагрузка, поэтому священник должен обладать крепким здоровьем.

Критерии отбора кандидатов на служение за рубежом были перечислены мною в одном из предыдущих ответов. Принадлежность к провинциальной епархии не является препятствием для кандидата.

Здравствуйте, владыка! Вы носите титул «Егорьевский». Скажите, как часто Вы бываете в городе? Что для Вас значит этот город? Вы занимаетесь служением в Управлении по зарубежным учреждениям. В связи с этим Вы не присутствовали на Патриаршем богослужении в соборе Александра Невского? (Денис, г. Егорьевск)

Здравствуйте, Денис. Отрадно получить вопрос из Егорьевска. Я люблю этот подмосковный город и храм святого благоверного князя Александра Невского. Сердечно благодарю всех, кто возносит за меня молитвы за богослужениями в храмах города. С тех пор как я стал епископом Егорьевским, стараюсь ежегодно посещать Егорьевск, хотя канонически он, конечно, относится к Московской областной епархии и местные приходы подчиняются митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию.

Что касается минувшего Патриаршего богослужения в Егорьевске, то изначально я планировал эту поездку и был внесен в список служащих. Однако незадолго до праздника Святейший Патриарх благословил мне лететь в командировку на Святую Гору Афон, поскольку там в эти дни проходило очень важное совещание.

Ваше Высокопреосвященство, благословите. При Управлении Московской Патриархии по зарубежным учреждениям действует Паломническая служба Московской Патриархии. Служба организует паломничество на Святую Землю и на гору Синай с посещением монастыря святой Екатерины. А будут ли организовывать такие же паломнические поездки в Италию, в Бари к мощам святителя Николая? (Марина из г. Ярославль)

Паломническая служба Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям организует поездки в Святую Землю. Налажено сотрудничество с паломническими службами в Риме и Бари. Однако в настоящий момент паломничество в Италию на постоянной основе не осуществляется.

Дважды в год Управление организует паломнические чартеры на праздник святителя Николая Чудотворца в Бари.

Блаженнейший владыка! Меня интересует судьба воскресной школы св. Людмилы в Праге, куда ходят двое моих сыновей. Школа постоянно меняет место своего размещения. В данное время идет реконструкция духовно-культурного центра Русской Православной Церкви напротив Посольской школы. Могут ли рассчитывать наши дети после реконструкции на выделение части помещений для воскресной школы? (Заранее благодарен, Виктор Мелай, г. Прага)

Здравствуйте, Виктор. Действительно, в одном из помещений, переданном в пользование Русской Православной Церкви, создается духовно-культурный центр. В настоящее время частично отремонтирована только центральная часть здания, в которой начались богослужения.

К сожалению, мы не можем точно спрогнозировать время ввода в эксплуатацию всего здания, так как требуется создание проекта комплексной реконструкции, согласование с собственником здания — Российской Федерацией, и соответствующими органами Чешской Республики, а также подготовка финансирования реконструкции.

По договоренности, достигнутой нашими представителями в Чехии, занятия воскресной школы вот уже более года проводятся в помещениях представительства Россотрудничества. Для этого есть все условия. Вместе с тем, можем Вас заверить, что в дальнейшем в духовно-культурном центре обязательно будут проходить занятия детской воскресной школы на постоянной основе и без каких-либо существенных ограничений.

Здравствуйте, владыка! Не рассматривался ли в Русской Православной Церкви вопрос о создании зарубежной епархии для объединения всех приходов за канонической территорией? (Александр, г. Киев)

Здравствуйте, Александр. В настоящий момент у Русской Православной Церкви Московского Патриархата существует не одна, а целых 8 зарубежных епархий и 2 управления Патриаршими приходами в США и Канаде, приравненные по функциям к епархиям. Кроме того, 9 епархий имеет Русская Зарубежная Церковь.

В целом учреждения Русской Православной Церкви за канонической территорией России и сопредельных государств бывшего СССР насчитывают более 820 храмов, подворий, монастырей, приходов и общин. Основная их часть сосредоточена в странах Западной Европы и Северной Америки. Более подробную информацию о приходах и епархиях можно найти по адресу в Интернете: http://www.karta.patriarchia.ru/ .

В странах с большой территорией, где открыто много приходов и где церковная жизнь требует присутствия архипастыря, с течением времени учреждаются епархии. Такая система позволяет правящему архиерею оперативно управлять церковными учреждениями, быть ближе к пастве и вовремя реагировать на события в жизни Церкви.

Ваше Преосвященство, благословите! По каким направлениям осуществляется связь с приходами в Норвегии, в том числе в г. Осло? И каким Вы видите будущее Православия в этой стране? Есть ли у вашего учреждения возможность пересылать в другие страны подарки прихожанам к большим церковным праздникам? (С уважением р.Б. Галина, г. Москва)

Уважаемая Галина, существует прямая административная связь между приходами заграницей и Управлением Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

Так, настоятели общин направляют Святейшему Патриарху годовые отчеты о деятельности приходов, в которых приводится результаты и анализ приходской жизни за минувший год. Во многих вопросах пастырского служения требуется архипастырское суждение — тогда священнослужители обращаются к Патриарху или к руководителю Управления за советом и благословением.

Кадровый вопрос, в т.ч. назначение настоятелей, является приоритетным направлением в деятельности Управления. По итогам работы с кандидатами окончательное решение о направлении клирика на служение за рубеж принимается на заседании Священного Синода.

Количество приходов в Норвегии, как и во многих других странах, имеет тенденцию к росту. Во многом это обусловлено притоком новых граждан из России и других стран СНГ. Многие из них являются также чадами Русской Православной Церкви.

Присутствие Русской Православной Церкви в Норвегии, несомненно, становится все более и более ощутимым. Благодаря активным трудам клира и прихожан развивается приходская жизнь. Между тем, ощущается потребность в организации пастырского окормления отдаленных общин. Не исключено, что в ближайшие годы количество православных священнослужителей в Норвегии увеличится.

Что касается отправки подарков в другие страны, то тут следует сказать о некоторых сложностях доставки. К примеру, всегда требуется оформление груза при вывозе из России, а при ввозе в страну назначения, как правило, взымаются пошлины и налоги. Эта деятельность не всегда представляется возможной для Управления по зарубежным учреждениям.

В этой связи хорошим примером послужила инициатива прихода святой равноапостольной Ольги в Осло. В этом году приходской актив самостоятельно составил церковный календарь с душеполезным чтением на каждый день 2013 г., используя официальную календарную сетку Издательства Русской Православной Церкви. Усилиями прихода календарь был издан тиражом в 2500 экземпляров и бесплатно разослан почтой во все семьи прихожан. В итоге все чада Русской Православной Церкви в Норвегии получили новогодне-рождественский подарок, который будет полезным чтением в течение всего года.

Владыка Марк, есть ли у Вас любимая богословская тема? (р.Б. Ольга, г. Москва)

Уважаемая Ольга, не могу сказать, что у меня есть какая-то одна любимая богословская тема. Тем более, архиерейское служение подразумевает знание широкого спектра богословских тем.

Во время учебы в Московской духовной академии я серьезно интересовался патрологией, писал по ней кандидатскую работу, некоторое время преподавал в семинарии Новый Завет.

В последнее время я неоднократно писал о богословском аспекте паломничества.

Расскажите, пожалуйста, о проекте «Мир. Человек. Слово». Каков был замысел и насколько сделанное соответствует тому, что было задумано? Исчерпаны ли темы, формат? Каковы перспективы? О продолжении исторической части недавно было заявлено, а богословский, пастырский блоки? Может быть, какие-то другие направления? (Ольга, г. Москва)

Уважаемая Ольга, могу сказать, что данный проект получился удачным. C момента его создания прошло уже 8 лет, и он продолжает развиваться. Ведется работа над новыми темами.

В рамках проекта был осуществлен цикл аудио передач, как то: «Религиозная энциклопедия», «История христианской церкви», «Пастырские беседы», «Библия для детей», «Вечные глаголы», «Россия. История в лицах» и другие.

Проекты «История христианской церкви», «Библия для детей», «Россия. История в лицах» в настоящее время завершены. Это одни из самых востребованных и популярных наших проектов, интерес к которым стабильно высок по сей день. В большой степени их популярности способствовало издание на компакт-дисках. Их можно бесплатно получить в храме Живоначальной Троицы в Хорошеве г. Москвы, где я являюсь настоятелем.

В настоящее время на Радио России продолжаются проекты «Религиозная энциклопедия», «Пастырские беседы», «Паломник», «Учители. Мыслители. Пророки», начался проект «Европа. Великие имена».

Особо хочу отметить два последних проекта.

Проект «Учители. Мыслители. Пророки» рассказывает о выдающихся личностях прошлого, охватывает гигантский временной и географический пласт истории человечества. Первоначальное рабочее название — «Учители человечества». Начинали этот проект мы с античных философов, мыслителей и писателей. Затем настал черед Рима, следом — ветхозаветные персонажи, начиная с Авраама. Далее мы перешли к новозаветному периоду. Значительное внимание в проекте будет уделено мыслителям и философам христианства. Вместе с этим, планируется рассказать и о представителях других мировых религий — ислама, буддизма и иудаизма. Предполагается, что этот глобальный проект будет идти несколько лет и будет также востребован слушателями.

С декабря прошлого года вместо проекта «Россия. История в лицах» стал выходить новый проект: «Европа. Великие имена». Цель этого проекта — рассказать о выдающихся личностях Старого Света. В числе героев присутствуют как светские, так и духовные лица. Предполагается, что тематическое деление будет по странам.

Отдельно хочу обратить внимание читателей на сайт проекта: http://www.mir-slovo.ru/ . Ежедневно его посещает немало посетителей. Здесь многие файлы доступны как в звуковом, так и в текстовом формате.

Особой популярностью пользуются подкасты для iTunes, для устройств популярного ныне производителя гаджетов Apple. Наглядным подтверждением этого является число скачиваний некоторых из них в день:

«Вечные глаголы» — 1000, «Учители, мыслители, пророки» — 3500, «Россия. История в лицах» — 4000.

Вы 10 лет были главным редактором журнала «Православный паломник». Собираетесь ли создавать новый журнал? (Екатерина, г. Москва)

В настоящее время таких планов нет. Большую часть творческого времени занимает проект «Мир. Человек. Слово». Считаю, что этим ресурсом можно доступно и понятно нести людям знания о Боге, Церкви и ее истории.