О глубинной психологии и ее методах. Глубинная психология

Основные теории глубинной психологии

Движущие силы развития личности

Структура и/или типология личности

Основные механизмы развития и защиты

Врожденные бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос), трансформирующиеся ли-бидозное, агрессивное и влечение к суициду

Ид, Эго и Супер-Эго

Идентификация с близким взрослым своего пола. Вытеснение, регрессия, рационализация, проекция, сублимация

Обобщенная психическая энергия либидо, принимающая разные формы и канализирующая опыт человека через врожденные архетипы

Сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное, типология личности, построенная на доминировании экстра-интроверт-ности и одной из психических функций

Чувство общности, чувство неполноценности и стремление к превосходству

Типология - формирование индивидуального стиля жизни, построенная на форме компенсации и чувства общности

Компенсация неполноценности -неполная, полная, сверхкомпенсация и мнимая

Чувство коренной тревоги (физиологической и психологической)

«Образ Я», который может быть адекватным или неадекватным и включает знание о себе и отношение к себе

Стремление к людям (конформизм), от людей (уход) и против людей (агрессия)

Г. Салли-ван

Чувство беспокойства, тревоги

«Я-концепция», состоящая из хорошего «Я», плохого «Я» и «не-Я»

Избирательное внимание

Стремление к укорененности и независимости, индивидуализации

Типология, основанная на доминировании одной из двух потребностей - быть или иметь

Садизм, мазохизм, конформизм, деструкти-визм

Э. Эриксон

Личность развивается на протяжении всей жизни, проходя 8 основных этапов своего становления, на каждом из которых видоизменяется форма психической энергии (чувство вины, идентичности и т.д.)

Ведущая структура Эго, стремящаяся к соматической, личностной и социальной идентичности

Стремление к целостности, идентификация (с собой, своей культурой, этносом и т. д.)

Общая характеристика глубинной психологии

Психоанализ (глубинная психология) является одним из первых психологических направлений, появившихся в результате разделения психологии на разные школы. Предметом психологии в этой школе, как уже упоминалось, стали глубинные, бессознательные структуры психики, а методом их исследования - разработанный этой школой психоанализ.

Глубинная психология, в отличие от бихевиоризма или гештальтпсихологии, так и не стала школой, а представляет собой, скорее, набор отдельных теорий бессознательного. Однако в некоторой степени это также послужило на пользу психоанализу, так как каждая концепция стала оригинальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в психической жизни человека, положив начало собственным школам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

Однако, несмотря на существенную модернизацию многих положений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложенные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следующие положения:

1) понимание психического развития как мотивационного, личностного;

2) рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью враждебную, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;

3) движущие силы психического развития всегда врожденные и бессознательные и представляют собой психическую энергию, данную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к разрядке (т. е. удовлетворению);

4) основные механизмы развития, которые также являются врожденными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим, клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пан-сексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

Теория Фрейда

Взгляды Фрейда можно разделить на три области - это метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества, при этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности человека. С его точки зрения, развития психики есть приспособление, адаптация к окружающей, преимущественно враждебной, среде. Эта биологическая детерминация и направляет процесс становления психики. Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения (или чувства, как у более поздних психоаналитиков). С точки зрения психоанализа, основой психического развития является не интеллектуальная сфера (как в других школах), а эмоции и мотивы человека; познавательное же развитие есть как бы следствие мотивационного.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев - сознательного, предсознательного и бессознательного, в которых и располагаются основные структуры личности. При этом содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практически ни при каких условиях. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически является энергетической основой психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовлетворению, к разрядке, и таким образом детерминирующие деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных влечения - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между влечениями, как правило, происходит в бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается чаще всего одновременным действием обеих этих сил.

Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это и нелегко. Если содержание Ид в процессе жизни ребенка расширяется, то содержание Эго, наоборот, сужается, так как ребенок рождается, по выражению Фрейда, с «океаническим чувством "Я"», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, локализует свое «Я» до своего тела, сужая таким образом объем Эго.

Третья структура личности - Супер-Эго - неврожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, Черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), т. е. комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Влечения, содержащиеся в Ид, стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Эго. Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, держит его в постоянном внутреннем напряжении, снижая устойчивость к неврозам. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически невозможно), то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Эго. Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и сублимация.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближайших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками К. Юнга и А. Адлера.

Глубинная психология

1. Общая характеристика глубинной психологии.

  1. Психоанализ З.Фрейда.
  2. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
  3. Индивидуальная психология А.Адлера.
  4. Неофрейдизм (К.Хорни, Э.Фромма, Г.Салливана и др.).

Глубинная психология - это группа направлений в современной зарубежной психологии, ориентированных преимущественно на бессознательные механизмы психики.

Общие положения глубинной психологии основываются на теориях З.Фрейда, К.Г.Юнга, А.Адлера , при этом несколько обобщая и расширяя границы каждой из теорий. Бессознательное человека рассматривается шире, чем только лишь вытесненные сексуальные желания или архетипы коллективного бессознательного. В качестве одной из сил такого "бессознательного" может также рассматриваться нравственное. "Где духовное Я погружается в сферу бессознательного как в свою последнюю основу, там можем мы, смотря по обстоятельствам, говорить о знании, любви или об искусстве. Где, наоборот, в сознание врывается психофизическое Оно, там имеем мы дело с неврозом и психозом ", - писал В.Франкл. Духовное начало у человека не есть только результат сублимирования стремлений, оно не является своего рода сопутствующим явлением телесно-психического комплекса, а изначально существует наряду с ним. Душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления живого.

Глубинная психология своим появлением стимулировала развитие новой области медицины, изучающей влияние психологических факторов на возникновение тех или иных заболеваний. Данное направление медицины стали называть психосоматикой. Как лечебный метод психосоматика исходит из того, что нет ни одной болезни организма, которой не сопутствовали бы психические причины.

К глубинной психологии принято относить:

  • психоанализ З.Фрейда;
  • аналитическая психология К.Г.Юнга;
  • индивидуальная психология А.Адлера;
  • неофрейдизм К.Хорни, Э.Фромма, Г.Салливана и др.

В глубинной психологии используются методы частично заимствованные из психоанализа, а именно:

  • свободные ассоциации,
  • проективные методы,
  • методы психодрамы и др.

Глубинная психология противопоставляет себя бихевиоризму (поведенческой психологии), который занимается изучением лишь наблюдаемых проявлений человеческой психики.

По мнению глубинных психологов, то, что мы осознаем - лишь малая часть нашей личности, как верхушка айсберга. С помощью глубинной психологии Вы сможете отрыть удивительные резервы собственной личности, лучше понять и узнать себя, решить многие давние проблемы.

2. Психоанализ 3. Фрейда

Психоанализ 3. Фрейда (1856-1939) формировался в условиях и под воздействием политического и социального развития Австрии конца прошлого - начала нынешнего столетия. Такие особенности социально-психологической атмосферы Австрии того времени, как крушение патриархальных принципов в столкновении с буржуазным укладом жизни, соперничество политических сил либералов и консерваторов и поражение либерализма, расцвет национализма и на его почве распространение антисемитских настроений, ощущение которых на себе неоднократно описывает 3. Фрейд («Толкование сновидений», «Автобиография» и др.)



Экономические потрясения (кризисы) порождали пессимизм, потерю веры в разумность бытия и представления об иррациональности жизни, различные формы и разновидности иррационалистического сознания. В конце XIX в. появляется широкий интерес к бессознательному - не только в специальной, научной литературе, но и в художественной, а также в философии. Взгляды 3. Фрейда, его понимание человека, согласно которому под напором инстинктов сексуальности и в силу бессознательности психических процессов признавалось, что «Я» - «не хозяин в собственном доме», объективно отражали кризис буржуазной личности, типичное самоощущение индивида в буржуазном обществе, в том числе той его части, с которой имел дело Фрейд как практикующий врач. Однако сам Фрейд выдавал свою исторически обусловленную теорию человека за единственно научную - естественную концепцию человека.

Психоанализ возник в начале 90-х гг. XIX в. из медицинской практики лечения больных с функциональными нарушениями психики. 3. Фрейд после окончания медицинского факультета Венского университета (1881 г.) работал практикующим врачом в Вене. В 1938 г. вынужден эмигрировать в Англию. Умер в Лондоне в 1939 г.

Занимаясь неврозами, главным образом истерией, 3. Фрейд изучил опыт знаменитых французских неврологов Ж. Шарко и И. Бернгейма. Использование последним гипнотического внушения с терапевтическими целями, факт постгипнотического внушения произвел» большое впечатление на Фрейда и способствовали такому пониманию этиологии неврозов, их лечения, которое составило ядро будущей концепции. Оно было изложено в книге «Исследование истерии» (1895), написанной совместно с известным венским врачом И. Брейером (1842-1925), с которым Фрейд в то время сотрудничал.

В общей форме теория Фрейда в этот период сводилась к пониманию невротических болезней как патологического функционирования «ущемленных аффектов», сильных, но задержанных в бессознательной области переживаний. Если с помощью гипноза пациент получит возможность оживить в памяти эти травмирующие его переживания и вновь эмоционально испытает их, может наступить излечение. Решающим моментом в становлении оригинальной теории 3. Фрейда был отход от гипноза как средства проникновения к ущемленным и забытым болезненным переживаниям: во многих и как раз наиболее тяжелых случаях гипноз оставался бессильным, встречал «сопротивление», которое не мог преодолеть.

Фрейд был вынужден искать другие пути к ущемленному аффекту и в конце концов нашел их в толковании сновидений, свободно всплывающих ассоциаций малых и больших психопатологических симптомов (проявлений), чрезмерно повышенной или пониженной чувствительности, двигательных расстройств, оговорок, забываний и т. п. Исследование и интерпретацию этого разнообразного материала Фрейд назвал психоанализом - новой формой терапии и методом исследования. Ядро психоанализа как нового психологического направления, составляет учение о бессознательном.

Научная деятельность Фрейда охватывает несколько десятилетий. За эти годы его концепция бессознательного претерпела существенные изменения. В его учении; можно различать, хотя и несколько условно, три периода. Первый период (1897-1905), когда психоанализ в основном оставался методом лечения неврозов с отдельными попытками общих заключений о характере душевной жизни. Основные произведения этого периода: «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни (1904), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок из одного анализа истерии» (1905 г., первое и законченное изложение психоаналитического метода лечения).

Особенное значение имеет работа «Толкование сновидений» , в которой излагается первый вариант учения о системе душевной жизни как имеющей глубинное строение. В ней выделяются три уровня - сознательное, предсознательное и бессознательное с цензурой между ними.

В этот период психоанализ начинает приобретать популярность, вокруг Фрейда складывается кружок (1902) из представителей разных профессий (врачи, писатели, художники), желающих изучить психоанализ и применить его в своей практике.

Во втором периоде (1906-1918) фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии . Фрейд формулирует основные принципы своей психологии, описание психических процессов с трех точек зрения - динамической, топической и экономической.

В этот период выходят «Анализ фобии одного пятилетнего мальчика» (1909), «Леонардо да Винчи» (1910) и «Тотем и табу» (1912) - работы, в которых Фрейд распространяет психоанализ на область художественного творчества и проблемы человеческой истории, «Положение о двух принципах психической деятельности» (1911).

Психоанализ возбуждает интерес во многих странах. В 1909 г. Фрейд по приглашению Холла читал лекции в Кларковском университете (Ворчестер) и этим положил начало распространению психоанализа в Америке («О психоанализе, пять лекций», 1909).

Значительным событием в развитии психоанализа в этот период был отход от 3. Фрейда его первых сотрудников А. Адлера (1911) и К. Юнга (1912). Лучшим и наиболее полным изложением психоанализа, как он сложился к началу первой мировой войны, и работой, которая вместе с «Психопатологией обыденной жизни» получила наиболее широкое по сравнению с другими трудами 3. Фрейда распространение, являются его «Лекции по введению в психоанализ» (в 2 т.; в 1932 г. Фрейд присоединил к ним 3-й т.), которые представляют записи лекций, прочитанных врачам в 1916-1917 гг. В 3-м, последнем, периоде концепция 3. Фрейда претерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение.

Под влиянием событий первой мировой войны изменяется учение о влечениях («По ту сторону принципа удовольствия», 1920). Структура личности представляется теперь в виде учения о трех инстанциях - «Я», «Оно», «Идеал-Я» («Я и Оно», 1923). В ряде работ 3. Фрейд распространяет свою теорию на понимание культуры и разных сторон общественной жизни: религию - «Будущность одной иллюзии» (1927), антропологию, социальную психологию, проблемы цивилизации- «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921), «Моисей и единобожие» (1939) и др. Психоанализ становится философской системой и смыкается с другими иррационалистическими течениями буржуазной философии.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. Юнга – одно из направлений глубинной психологии и психотерапии, первоначально возникшее в рамках психоаналитического движения, но впоследствии приобретшее статус самостоятельного существования.

Основатель аналитической псисхологии – швейцарский психотерапевт Карл Густав Юнг (1875–1961), разработавший методику ассоциативного эксперимента в руководимой психиатром Э. Блейером (1898–1927) психиатрической клинике Бургхольцли и обнаруживший наличие чувственных комплексов у человека, установивший в 1906 г. переписку с З. Фрейдом и в 1907 году нанесший ему первый свой визит, на протяжении ряда лет разделявший психоаналитические идеи и являвшийся редактором журнала «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований», а также президентом Международной психоаналитической ассоциации в период с марта 1910 по апрель 1914 гг.

После публикации работы З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) К.Г. Юнг прочел ее, сослался на эту книгу в своей докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), заново перечитал ее в 1903 г. и начиная с 1904 г. стал широко использовать психоаналитические идеи при диагностировании ассоциаций и психологии раннего слабоумия (dementia praecox), впоследствии названного Э. Блейлером шизофренией. На протяжении нескольких лет между двумя исследователями и практикующими врачами осуществлялся плодотворный обмен мнениями по развитию психоаналитических идей и концепций, в результате чего на втором Международном психоаналитическом конгрессе, состоявшемся в марте 1910 г. в Нюрнберге, именно З. Фрейд рекомендовал К.Г. Юнга в качестве первого президента Международной психоаналитической ассоциации. Более того, основатель психоанализа рассматривал К.Г. Юнга в качестве своего идейного наследника и возлагал на него большие надежды в плане дальнейшего развития психоаналитического движения.

В 1911 г. между З. Фрейдом и К.Г. Юнгом обнаружились расхождения в понимании некоторых психоаналитических идей. Публикация последним работы «Либидо, его метаморфозы и символы» (1912), во второй части которой был осуществлен пересмотр фрейдовской концепции либидо и представлений об «инцестуальном комплексе», привела к углублению теоретических расхождений между ними. Последующие концептуальные и субъективные расхождения привели к тому, что в начале 1913 г. между К.Г. Юнгом и З. Фрейдом прекратилась сперва личная, а несколько месяцев спустя и деловая переписка. В дальнейшем К.Г. Юнг начал разработку своего собственного учения о человеке и его психических заболеваниях, совокупность идей и терапевтических приемов которого получила название аналитической психологии, что и нашло свое отражение в его работе «Предисловие к избранным статьям по аналитической психологии» (1916).

В отличие от классического психоанализа в основу аналитической психологии К.Г. Юнга были положены следующие общие теоретические представления: человека следует рассматривать исходя из его здоровья, а не из патологии, что свойственно взглядам З. Фрейда; учение об интровертированных и экстравертированных типах личности покоится на предположении, что в картине мира присутствует внутреннее и внешнее начала, а между ними находится человек, обращенный то к одному, то к другому полюсу в зависимости от темперамента и склонностей; психическая энергия рождается из взаимодействия противоположностей, она не сводится только и исключительно к сексуальной и, следовательно, понятие либидо является более широким по своему содержанию, чем это принято считать в психоанализе; чтобы разорвать заколдованный круг биологических явлений, связанных с сексуальностью, инцестом, необходимо признать наличие духа и заново пережить его; человек естественным образом развивает религиозную функцию и поэтому с давних пор человеческая психика пронизана религиозными чувствами; все религии позитивны и в содержании их учений наличествуют те фигуры, с которыми приходится сталкиваться в сновидениях и фантазиях пациентов; Я человека страдает не только из-за своего отделения от человечества, но и от утраты духовности.

Как заметил К.Г. Юнг в своей работе «Фрейд и Юнг: разница во взглядах» (1929), именно на этих общих положениях основываются все многочисленные расхождения, имеющие место между классическим психоанализом и аналитической психологией. Расхождения, касающиеся как «генетического» (вместо чисто сексуального) понимания либидо и неприятия полиморфно-перверсной характеристики ребенка, взятой из психологии неврозов и спроецированной обратно в психологию младенца, так и разделения бессознательного на индивидуальное и коллективное, различий между Я и Самостью, а также противопоставления конструктивного (синтетического) метода исследования каузально-редуктивному (аналитическому) толкованию психических процессов.

Если З. Фрейд апеллировал к бессознательному психическому, то К.Г. Юнг различал индивидуальное (личное) бессознательное, содержащее чувственные комплексы, и коллективное (сверхличное) бессознательное, представляющее собой глубинную часть психики, не являющуюся индивидуальным приобретением человека, и обязанное своим существованием «исключительно унаследованию», проявляющемуся в форме архетипов, выступающих в качестве «модели и образца инстинктивного поведения».

Если основатель психоанализа выделил в структуре личности Оно, Я и Сверх-Я, то К.Г. Юнг вычленил в психике человека такие составляющие как Тень, Персона, Анима, Анимус, Божественный Ребенок, Дева (Кора), Старый Мудрец (Филемон), Самость и ряд других фигур.

Если в классическом психоанализе определяющую роль в развитии личности играл отцовский комплекс, то в аналитической психологии – комплекс матери, вбирающий в себя образ Великой Матери.

Если З. Фрейд предпринимал каузальное (причинное) толкование сновидений, то, подобно основателю индивидуальной психологии, австрийскому психологу и психотерапевту А. Адлеру (1870–1937), К.Г. Юнг ориентировался на финальный (целеполагающий) способ рассмотрения сновидений, считая, что «все психологическое требует двойного способа рассмотрения, а именно каузального и финального» (в этом отношении аналитическая психология представляла своеобразный синтез некоторых идей классического психоанализа и индивидуальной психологии).

Если З. Фрейд полагал, что сновидение имеет редуцирующую, биологическую компенсаторную функцию, то К.Г. Юнг признавал наряду с этой функцией также проспективную функцию сновидения, способствующую появлению в бессознательном некоего плана, символическое содержание которого яв ляется проектом для решения внутрипсихических конфликтов.

Если основатель психоанализа подчеркивал исключительно важную роль бессознательного в жизнедеятельности человека, то основатель аналитической психологии исходил из того, что «значение бессознательного примерно эквивалентно значению сознания» и одно является дополнением другого, поскольку сознание и бессознательное связаны друг с другом узами взаимного компенсирования.

Если в представлении З. Фрейда в психике нет ничего случайного, и во внутреннем, как и во внешнем мире все обусловлено причинной связью, то в понимании К.Г. Юнга психическое и физическое являются разными аспектами единой реальности, где, помимо каузальной связи, действенным оказывается и акаузальный связующий принцип или синхронистичность, свидетельствующая о параллельности времени и смысла между различными событиями, имеющими место в жизни индивида, других людей и в мире в целом.

Если для З. Фрейда центр личности – это Я (сознание), а психоаналитической максимой являлось положение «Там, где было Оно, должно стать Я», то для К.Г. Юнга центральное положение в личности занимает Самость, заключающая в себе сознание и бессознательное, объединяющая благодаря «трансцендентной функции» (совмещения содержимого сознания с содержанием бессознательного) сознательные и бессознательные представления в некое единство или «душевную целостность», что предполагает осуществление индивидуации, то есть процесса, порождающего психологического индивида, того процесса, символом которого может служить мандала (изображение круга в квадрате и квадрата в круге или четвертичность и круг, олицетворяющие собой целостность психики, полноту и совершенство личности).

Общие и частные концептуальные расхождения К.Г. Юнга с рядом выдвинутых З. Фрейдом психоаналитических идей нашли свое отражение в аналитической практике – в использовании соответствующих методов работы с бессознательным пациентов, стратегии и цели аналитической психологии в оказании содействия тем, кто обращался за помощью к аналитику.

Основанная на аналитической психологии психотерапия включает в себя установку на индивидуализацию метода лечения и иррационализацию целевой деятельности. И то и другое связано со специфическими типами пациентов (интроверты и экстраверты, молодые и пожилые, имеющие легкие и тяжелые психические нарушения, с трудом или без труда приспосабливающиеся к реальности) и различными ступенями психотерапевтической проблематики – признание (исповедь, катарсис, соответствующие катартическому методу лечения Й. Брейера), разъяснение (объяснение феноменов сопротивления и переноса, характерное для метода толкования З. Фрейда), воспитание (во многих случаях разъяснение оставляет после себя «хотя и понятливое, но тем не менее неприспособленное дитя» и поэтому требуется социальное воспитание, отражающее устремления индивидуальной психологии А. Адлера) и преобразование (самовоспитание воспитателя, основанное на изменениях не только пациента, но и врача, который до того, как стать практикующим аналитиком, сам должен пройти учебный анализ, чтобы разобраться со своим собственным бессознательным).

Таким образом, аналитическая психология не только включает в себя методы лечения, используемые в классическом психоанализе и индивидуальной психологии, но и представляет собой такое врачевание души, которое ставится на службу самовоспитания и самосовершенствования. Четвертая ступень аналитической психологии (преобразование) расширяет горизонт врачевания и ведет к тому, что существенное значение при психотерапии имеет «не диплом врача, а человеческие качества». Самовоспитание и совершенствование становятся неотъемлемыми составными частями психотерапии, которая ориентируется на внутренние тенденции развития самого человека, способные в процессе обоюдного преобразования вовлеченных в анализ пациента и врача привести к душевной целостности. Тем самым, как полагал К.Г. Юнг, аналитическая психология восполняет глубокий пробел, ранее свидетельствовавший о духовной ущербности западноевропейских культур по сравнению с восточными, и становится не чем иным, как своеобразной «йогой ХХ века».

Аналитическая терапевтическая практика К.Г. Юнга основывалась на следующих подходах, методах и техниках познания бессознательного и врачевании души: конструктивном (синтетическо-герменевтиче-ском) подходе к психическим процессам, при котором анализ является не панацеей, а более или менее тщательным наведением порядка в психике пациента, предполагающим освобождение «от перегородки между сознанием и бессознательным» и прозрение относительно его потенциальных творческих возможностях; диалектическом подходе, заключающемся в сопоставлении взаимных данных, признании факта возможности различного толкования символических содержаний, понимании того, что любое психическое воздействие оказывается на деле взаимодействием двух систем психики; диалектическом методе установления таких взаимоотношений между врачом и пациентом, при которых индивидуальность больного требует к себе уважения не менее, чем индивидуальность аналитика, и терапевт перестает быть активно действующей стороной, а становится просто «соучастником индивидуального процесса развития»; техники «амплификации», расширяющей и углу-58 бляющей образы сновидений путем исторических параллелей из области мифологии, алхимии, религии; методе «активного воображения», являющегося эффективным способом выведения на поверхность содержимого бессознательного и активизации творческой фантазии, благодаря чему становится действенной трансцендентная функция, инициирующая процесс индивидуации, дающая человеку возможности добиться своего освобождения, способствующая обретению им единства, полноты, целостности и приводящая к установлению внутренней гармонии.

Основная задача аналитика заключается, по мнению К.Г. Юнга, не в избавлении пациента от сиюминутных трудностей, а в подготовке его к успешному противостоянию возможным затруднениям в будущем. Эффект, которого добивается аналитик, состоит в возникновении такого душевного состояния, в котором пациент начинает экспериментировать, выражать себя посредством кисти, карандаша или пера, оформлять свои фантазии в материальные образы реальности, осуществлять переход к психической зрелости и творческой независимости от своих комплексов и от врача.

Критическое переосмысление К.Г. Юнгом ряда психоаналитических идей и концепций З. Фрейда предопределило становление аналитической психологии. Введенные им новации в практику психотерапии (метод «активного воображения», сокращение частоты аналитических сеансов с пяти до трех-двух и даже одного раза в неделю, перерывы в лечении на два – два с половиной месяца с тем, чтобы пациенту было предоставлено обычное окружение и др.) способствовали дальнейшему развитию ее. И хотя аналитическая психология приобрела статус самостоятельного существования, а ее современные представители стремятся отмежеваться от психоанализа как такового, тем не менее очевидно, что между ними существуют не только различия, но и сходства. Не случайно в докладе «Цели психотерапии», опубликованном в отчете конгресса Немецкого психотерапевтического общества в 1929 г., К.Г. Юнг замечал, что рассматривает свою терапевтическую технику как прямое продолжение развития фрейдовского метода свободных ассоциаций.

Некоторые современные авторы, в частности, итальянские психоаналитики П. Фонда и Э. Йоган, приходят к мнению, согласно которому «дистанция между аналитиками, принадлежащими к кругу Юнга, и теми, кто относится к кругу Фрейда, сократилась, и язык у них похож». Это мнение было высказано ими в работе «Развитие психоанализа в последние десятилетия» (1998).

Глубинная психология это (кратко). Основоположником основных принципов психоанализа был австрийский психиатр и специалист в области психологии Зигмунд Фрейд (1856–1989). В отличие от представителей таких направлений, как бихевиоризм и гештальтпсихология, приверженцы психоанализа не были нацелены использовать в качестве примера для создания научно-психологического познания точные и естественные науки.

Фрейд старался заполнить психические познания о человеке новейшей актуальной истиной, сформировать концепцию и на ее основании приобрести данные необходимые для получения ответов на практические, а в первую очередь на психотерапевтические вопросы.

Термин психоанализ имеет три значения:

  1. Теория личности психопатологии;
  2. Метод лечения личностных расстройств;
  3. Метод неосознанных мыслей и чувств индивидуума.

Это соединение теории с терапией личности человека, связывает все представления о поведении индивидуума. Для начала рассмотрим взгляды Фрейда на организацию психики – топографическую модель уровней сознания. Согласно этой модели, существует три уровня сознания:

  1. Сознание;
  2. Предсознательное;
  3. Бессознательное.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек испытывает в данный момент. Область предсознательного – включает в себя опыт невостребованный в данный момент памятью.

Стоит отметить, что предсознательное является мостом, между осознанным и неосознанным.

Бессознательное – самая значимая область разума. Оно представляет собой, хранилище инстинктов, эмоций и воспоминаний, которые были вытеснены из сознания, по определенным причинам (стресс, психологическая травма).

Область бессознательного определяет наше поведение.

Понятие и суть психоанализа

Психоанализ относится не только к типу психотерапевтической и медицинской практики. В то же время - это еще и философское теоретическое положение о человеке, общественное философское течение, относящееся к условиям идейного режима. Непосредственно в данном значении психоанализ стал составляющей культуры Запада. И как в свое время утверждал Бергер: «Если бы Фрейда не было, его необходимо было придумать».

Психоанализ в переводе с греческого обозначает (psyche – душа + analysis – расчленение), является частью психотерапии, медицинский способ изучения, сформированный З. Фрейдом с целью диагностирования и излечения неврозов. После чего данный метод был переделан Фрейдом в психологическую имеющую философский характер теорию, нацеленную на исследование тайных взаимосвязей и основ душевной жизни людей. Данная концепция создается на основании гипотезы о том, что знаменитая совокупность патологических взглядов, в особенности сексуального характера, «изгоняется» из области рассудка и функционирует в дальнейшем из области неосознанного, и под видом различных личин и облачений попадает в сознание и грозит внутреннему единству «Я», введенного в находящийся вокруг него мир.

Приверженцы психоанализа приписывают половому влечению основную значимость, рассматривая душевную жизнь людей в полной мере, как область первенства неосознанных сексуальных устремлений к наслаждению либо неудовольствию.

Отталкиваясь оттого, что было написано выше можно говорить о том, что психоанализ возможно анализировать на трех уровнях:

  1. Как способ психотерапии.
  2. Как способ исследования личностной психологии.
  3. Как концепция научных познаний о понимании мира, философии и психологии.

Ключевые понятия концепции

Установлено, что основным регулятором поведения человека является сознание. Фрейд обнаружил, что за оболочкой рассудка спрятан глубокий «бурлящий» слой не осознаваемых индивидом могущественных устремлений, желаний, вожделений. Являясь лечащим врачом, он осознал, что данные неосознанные волнения и аргументы имеют все шансы основательно обременять жизнь, в том числе и быть той причиной, вследствие которой возникает нервно-психологическое заболевание. Все это отослало Фрейда на поиск средств освобождения собственных больных от инцидентов, происходящих между тем, что диктует им рассудок, и потаенными, незрячими, неосознаваемыми побуждениями. Таким образом, на свет появился фрейдовский способ исцеления души, получивший название психоанализ.

З. Фрейд анализирует организацию психологического существования в виде модели, обладающей собственными элементами, представляющие собой разнообразные психологические инстанции, отмеченные определениями: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Оно (ид) – более простая ступень, включает в себя все без исключения данное от рождения на генном уровне, подвластное принципу наслаждения и ровным счетом ничего не понимающее о действительности и окружающем социуме. Ее условия обязана выполнять ступень Я (эго).

Я (эго) – необходимо принципу действительности, вырабатывая несколько элементов, дозволяющих приспособиться к среде преодолевая ее условия. Я (эго) - посредник среди стимулов, идущих непосредственно как из данной среды, так и из глубины организма, с одной стороны, и встречными моторными взаимодействиями с другой. В задачи Я (эго) входит: самосохранение, напоминание полученного навыка внешних влияний в памяти, уклонение от угрожающего воздействия на организм, надзор за условиями, выдвигаемыми инстинктами идущие от Оно (ид).

Особая роль отдавалась ступени сверх-Я (супер-эго), которой отводилось место основы нравственных и религиозных чувств, осуществляющей контроль и играющей роль наказательного агента. В случае если Оно (ид) предрешен, на генетическом уровне, а Я (эго) – продукция персонального навыка, то в таком случае сверх-Я (супер – эго) продукция воздействий, исходящих от других людей. Оно появляется на этапе раннего детства - сопряжено, в соответствии с Фрейдом, с Эпидовым комплексом и остается почти постоянным на протяжении последующих лет. Супер – эго образовывается вследствие механизма установления на основании, совпадения признаков отца и ребенка, цель которого являться моделью.

В случае если Я (эго) решает или совершает действие в целях удовлетворения Оно (ид), но идет против сверх – Я (супер – эго), то в таком случае Оно (ид) ощутит наказание в виде угрызений совести, ощущения вины. Так как супер – эго получает энергию от Оно (ид) поскольку супер – эго зачастую функционирует безжалостно. От усилий, переживаемых под нажимом разной мощи, Я (эго) при помощи «предохранительных механизмов» спасается. К таким предохранителям относятся: вытеснения, регрессии, рационализации, сублимации и другие. Желания устремляются к разрядке, однако, достижение удовлетворенности маловероятно.

Виды психологических защит

Вытеснение (подавление) – один из элементов психологической охраны, роль которого заключается в том, чтобы мотивировать на устранение чего-либо из рассудка. Двигаясь к области неосознанного чувства, мысли, стремления к действию заставляют поведение влиять на него, ощущать чувство тревожности.

Сублимация – элемент, с помощью которого запрещенное половое влечение, двигается в сторону не возбуждающих предметов, разряжение происходит в виде деятельности или работы, оптимальной для человека и социума. Как считал Фрейд это наиболее продуктивный метод функционирования индивида. Творческий процесс является разновидностью сублимации.

Регрессия – движение назад, предохранительная система, представляющая из себя некую форму психологической адаптации в условиях конфликта либо беспокойства, в том случае если индивид неосознанно склоняется к наиболее ранним, в меньшей степени зрелым и мало соответствующим стандартам поведения, которые, с его точки зрения, выглядят гарантирующими защиту и безопасность.

Замещение – также является механизмом психологической защиты, цель — заменить предмет, на который ориентированы чувства. Если эмоциональное выражение в отношении данного предмета представляет угрозу, то включается механизм замещения. Например, гнев, направленный в сторону наиболее слабого и беззащитного индивида.

Проекция – присвоение другим, собственных обычно преступных вожделений, идей, тем, мотивов, чувств, черт характера и т. п., думая, что получил и воспринял это не внутри себя, а где-то извне. («Не одному человеку невозможно верить, - говорит человек, поступающий не всегда честно и добропорядочно в собственных действиях»).

Рационализация – дает возможность человеку найти оправдание неприемлемым стремлениям для него, тем не менее, существующих для него желаниям, стремлениям, чувствам и мотивам. Желание подыскать им общественно одобряемое обоснование.

Изоляция – защитный механизм задачей, которого является удаление из сознания психологического волнения, переживания, однако, сохраняя при этом его восприятие.

Подразумевается, что в психодинамической терапии, предохранительная (защитная) система искривляет действительность, тем не менее, она высокофункциональна и нужна, так как способна на некоторое время ликвидировать из рассудка условия травмирующего характера. Но в том случае если её элементы становятся чересчур жесткими, твердыми, то способны вызвать затруднения при формировании, развитии и адаптации индивида.

Инстинкт и поведение человека

Фрейд акцентировал внимание на двух инстинктах, имеющих влияние на поведение, это: самосохранение и половое влечение, гарантирующее сохранение вида, а не только индивидуума. Половое влечение было возведено З. Фрейдом в систему основных, не допускающих возражений и названо – либидо. Неосознанное, трактовалось, как область наполнения энергией влечения незрячего инстинкта, не понимающего ровным счетом ничего, помимо принципа наслаждения, получаемого индивидом во время разряжения данной энергии. Угнетённое, подавленное либидо раскодировалось Фрейдом, согласно независимым от контроля рассудка ассоциациям его больных. Подобную раскодировку он именовал психоанализом. Изучая собственные сновидения, Фрейд пришел к заключению, что они есть не что иное, как «сценарий», представляющийся нелепостью, но несущий в себе код скрытых вожделений, удовлетворяемый в образах – знаках данной формы ночного существования.

Во время военных действий в период Первой мировой войны Фрейд делает поправки к собственной схеме инстинктов. Наравне с половым влечением в психике индивидуума существует желание свести счеты с жизнью (Тонатос, как противоположность Эросу), согласно Фрейду данный инстинкт содержит в себе и самосохранение. Под именованием Тонатос было не только особое стремление к своей смерти, но и смерти других, а именно наличие агрессии и желания убивать, что возводилось в разряд знаменитого, заложенного в человеке природой биологического желания.

Применяя определения энергетического подхода, Фрейд подчеркнул два условия появления невроза – либидо, как основной закон и волнения инфантильного характера. Фрейд описывал пять этапов психосексуального формирования, любой из которых может являться посылом к фиксации.

Этапы психосексуальной теории

  1. Оральный этап (от 0 до полутора лет). Получил свое название в связи с тем, что основным органом чувств ребенка в данный промежуток времени считается рот. Непосредственно с его помощью он не только насыщает свой организм, но и познает окружающий его мир, ощущает массу приятных для него чувств. Данный этап является периодом формирования сексуальности. Итог фиксации – приобретение чувства наслаждения во время табакокурения, сарказма. Кроме того, – оральная враждебность, ощущение зависимости от других.
  2. Анальный этап (от 1,5 до 3 лет). В этот период родители малыша приступают к приучению крохи к горшку. Фрейд полагал, что ребенок приобретает колоссальное наслаждение от действий, связанных с дефекацией, а именно оттого, что способен без помощи других контролировать такую серьезную процедуру. Ребенок испытывает удовольствие сексуального характера от умения контролировать мускулатуру. Фиксация в данном случае может быть двух видов:
    • в первом случае – склонность к разрушению, подавление импульсов, бережливость, скупость;
    • во втором – несогласие, ярость, враждебность, мятеж.
  3. Фаллический этап (от 3 до 6 лет). Выявление присутствия или отсутствия полового члена. Эрогенная область – половые органы. Возникновение эмоций на фоне конфликта – Эпидов (Электры) комплекс. Помимо этого, обнаружение ребенком женского пола отсутствия полового члена приводит к возникновению чувства зависти к мальчикам, возникает желание наличия члена (влечение девочек к отцу базируется именно на этом), перекладывание вины на мать из-за отсутствия пениса. Данная стадия считается в большей степени основной для развития нарушений психического характера.
  4. Латентный этап (от 6 до 12 лет). Сексуальность никак не выражается. Формируются взгляды, направленные на социальную активность и нормы жизни.
  5. Генитальный этап (период полового созревания). Понимание половой принадлежности. Целью подростка является поиск объекта для сексуального общения и генитального сексуального удовлетворения. Индивидуальные желания подчиняются половому влечению (либидо).

Заключение

Фрейд своим учением дал толчок большинству имеющихся на тот момент времени направлениям науки, гарантировал прорыв в небывалые глубины нашей нервной системы, посодействовал в осознании того, что долгие годы являлось загадкой. Наиболее важно то, что психоанализ вплоть до этих времен порождает споры и обсуждения. Формирование, исходящее посредством борьбы суждений, дискуссий и есть настоящий рост и прогресс знания.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Глубинная психология начала свой путь развития с психоанализа Фрейда, который разработал свою собственную, отличную от традиционной, методологию, основанную на выявлении особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Фрейд предложил своеобразную психологическую технику - метод свободных ассоциаций. Целью метода было возвращение в сознание вытесненных представлений и переживаний, которые могли быть причиной невротических расстройств или аномального поведения пациента. Фрейд тщательно занимался самоанализом и многие его теоретические рассуждения основывались на собственных невротических расстройствах. Он предпринял работу по самоанализу, чтобы лучше постичь себя и понять своих пациентов. Основным средством самоанализа Фрейд считал анализ сновидений и в 1900 г. обобщил свой опыт в книге «Толкование сновидений», которая и сегодня считается одной из главных его работ. В 1901 г. Фрейд опубликовал книгу «Психопатология обыденной жизни», где высказал предположение о том, что бессознательные идеи, конкурируя между собой за прорыв в сознание, оказывают существенное влияние на мысли, поступки и действия человека, изменяя их. В 1902 г. к Фрейду обратилась группа студентов, в том числе Адлер и Юнг, с просьбой руководить еженедельным семинаром по проблемам психоанализа. Так возникла психоаналитическая школа Фрейда, которая создала основные теоретические предпосылки для формирования одного из трех доминирующих направлений современной психологии и психотерапии - динамического направления, объединяющего в себе большое число теорий, опирающихся на концепцию бессознательного. Фрейд стал первым теоретиком, указавшим на важность исследования детства для понимания природы психики человека.

В 1911 г. из-за теоретических расхождений Фрейдовское общество покидает один из любимых учеников Фрейда Адлер - основатель индивидуальной психологии. В 1914 г. от Фрейда отошел и швейцарский психиатр Юнг, которого он считал своим духовным сыном и наследником психоаналитической школы. Юнг разработал собственную аналитическую психологию.

Помимо индивидуальной психологии Адлера и аналитической психологии Юнга психоанализ Фрейда явился истоком для обширного течения в психологии, возникшего в 30-х гг. XX в. - неопсихоанализа. Его крупнейшими представителями стали Хорни, разработавшая характерологический анализ, Фромм с его гуманистической психоаналитической теорией, Салливан, создавший интерперсональную теорию психиатрии, Эриксон - автор психосоциальной концепции. Период создания этих теорий охватывает десятилетия как до Второй мировой войны, так и после нее. Глубинная психология проникла не только в психиатрию и психологию, но и в литературу и искусство, культурологию, антропологию и социологию.

В России интерес к глубинной психологии сопровождался клинической проверкой гипотез Фрейда; она имела как своих сторонников, так и противников. Российские ученые встретили идеи Фрейда о ведущем значении в происхождении неврозов (F40-F48) сексуальных переживаний со спокойным интересом.

Критические замечания в адрес психоанализа касались лишь односторонности взглядов Фрейда, игнорирования им других факторов в происхождении неврозов, помимо сексуальности. Практически каждая публикация Фрейда отражалась в реферативных обзорах на страницах «Журнала невропатологии и психиатрии». Большинство крупных работ было переведено на русский язык и издано отдельными книгами. Вопросам психоанализа особое внимание уделяли такие русские врачи и ученые, как Осипов, Вырубов, Асатиани, Вульф, Розенталь, Лурия, Лившиц и др.

После Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в Советской России еще продолжалось изучение психоанализа. Были наивные попытки объединения психоанализа с марксизмом, носившие общее название фрейдомарксизма (Лурия, Фридман). После того как марксизм-ленинизм в СССР стал единственной теорией, фрейдизм, как и бихевиоризм и другие психологические концепции, были подвергнуты жесткой критике и запрещены, как пропаганда буржуазной идеологии. В 20-е годы в нашей стране активно издавались научные труды зарубежных психологов: Фрейда, Адлера, Келера, Коффки, Торндайка, Пиаже, Кречмера, во вступительных статьях к которым отечественными учеными давалась обстоятельная характеристика их теорий и методов. Продолжались и устанавливались новые личные контакты советских психологов с зарубежными. Представители советской психологии активно участвовали в международных конгрессах и симпозиумах. Бурно развивалась прикладная психология, особенно психотехника и педология. К 1923 г. в стране насчитывалось 13 научных институтов, занятых изучением проблемы труда, большое количество педологических лабораторий. С 1928 г. начал выходить журнал «Психология, педология и психотехника», где публиковались результаты исследований, проводимых в нашей стране. Активно развивалась психодиагностика. Так, при московском отделении ВИЭМ в патопсихологической лаборатории под руководством Выготского, Биренбаум и Зейгарник исследовалась психология умственной отсталости. Патопсихологические исследования разрабатывались в Психоневрологическом институте под руководством Бехтерева, а затем Мясищева.