После пасхальной службы. Как проходит православное богослужение на пасху

Последование артоса, в день Святыя Пасхи:

По отпусте Божественныя Литургии, вземшу иерею образ Воскресения Христова, диакону же приимшу от инаго артос царскими враты, аще во олтаре будет. [В неких же обителех на аналогии, во храме на сие устроенном, купно со образом Воскресения Господня поставляется, и ко анафоре идуще целуют первее праздник, таже артос.]

И диакон вземлет его из места, с панагиаром, и в руках несет, предыдущей лампаде, или двема. Настоятель же и братия вся по чину своему исходят со артосом, [сиесть хлебом, просфорою всецелою на се со Крестом на ней изображенным уготованною] из церкве в трапезу, вместо псалма, Вознесу Тя Боже мой: Христос воскресе: поюще. Параекклисиарху же, и прочей братии во вся звоны ударяющим.

И вшедше в трапезу поставляют праздник и артос на местех их. И глаголет настоятель: Христос воскресе: трижды. И Отче наш: Слава и ныне: Господи помилуй, трижды. Благослови. Настоятель: Христе Боже, благослови ястие: И прочее. Мы же: Аминь. Седаем кийждо на месте своем, со всяким безмолвием и благоговеинством. И бывает утешение велие на вся. И чтение по обычаю. По обычной трапезе востающе братия, поставляют артос на трапезе, поюще: Христос воскресе: трижды. И Господи помилуй, трижды. Благослови. Таже келарь прием обычное прощение от настоятеля и братии: Благословите мя отцы святии, и простите мя грешнаго. Мы же речем: Бог да простит и благословит. Таже снем камилавхий, возгласит, вместо, Велико имя Святыя Троицы: Христос воскресе, единожды. Нам же отвещающим: Воистинну воскресе: Тойжде назнаменав крестообразно артосом, глаголет: Покланяемся Его тридневному воскресению: полагает и на панагиаре. Потом приносит келарь артос с панагиаром к настоятелю, и целует артос и вся по нем братия, поюще песнь 9-ю. Ирмос: Светися светися: И прочая, оба тропаря тоя песни. И паки ирмос: Светися, светися: По целовании же просфоры от всех, возвратився келарь, поставляет ю пред настоятелем, и речет стих: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. И мы: Аминь. И поем: Христос воскресе: трижды. Слава: ипакои глаголем: Предварившия утро: И ныне: кондак: Аще и во гроб: Господи помилуй, трижды. Благослови. Настоятель: Благословен Бог милуяй, и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Таже настоятель: Бог да простит и помилует послуживших нам. И абие исходит из трапезы в церковь, и братия вся по чину своему, предыдущу иерею со иконою Воскресения Христова, и диакону со артосом, и клириком поющим: Христос воскресе: Тогда параекклисиарх и прочая братия ударяют во вся звоны. Вшедшу же настоятелю и братии в церковь, иерей и диакон поставляют на своих им местех икону и артос: мы же поем: И нам дарова живот вечный: И идем в келлии своя.

Сице же возследуется целование о просфоре, яже есть артос, чрез всю седмицу святыя Светлыя Недели, даже до субботы.

Подобает ведати, яко аще случится брату коему отыти ко Господу в сию святую седмицу Пасхи: и о сем зри всего последования сих дней о усопших в Требнике.

Пасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху

Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться.

В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием:

«Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи».

Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес.

Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою…» По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

Кончилась полунощница, и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6 гласа Воскресение Твое, Христе Спасе. В Уставе ничего определенного про крестный ход не говорится, а указывается всему клиру выйти в притвор с иконами Воскресения Христова, с крестом, с кадилом, в полном облачении и закрыть двери в храм. Иконы должны быть обращены на запад, т.е. молящиеся должны видеть иконы, и перед западными дверями храма начинается Пасхальная заутреня. Начинается она возгласом Слава Святей и при этом как будто даже и не возникает вопроса, а где же тут двупсалмие. На самом деле это довольно интересно; ведь пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в то же время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея - всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения.

После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано «мы», ведь лик - это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все). Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог…» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано. С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем. На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пением Христос воскресе, и все.

Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина. Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле - пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами.

На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых». Кроме того, наше богослужение - певческое богослужение, и практически все должно петься. И можно сказать, что так оно и есть, потому что даже храмовое чтение на одном звуке, recte tono, это тоже пение; в нашем богослужении нет обыденной простой речи, не окрашенной музыкальным элементом, в храме даже читают нараспев, и нараспев произносятся возгласы. Существуют разные градации певческого элемента в службе: есть чтение, есть возглашение (например, прокимна), есть возглас священника, который тоже принадлежит музыкальной стихии (в некоторых рукописях для возгласов есть музыкальная разметка), и есть пение, будь то пение «поскору» или пение мелизматически развитое, о котором в Уставе говорится «со сладкопением…» В нашем богослужении нет слова, не окрашенного звуком, но очень многие части службы с течением времени как бы понижены в музыкальной градации, и канон является одним из них. Каноны, безусловно, всегда должны петься, но счастье слышать поемый канон мы имеем очень редко, поэтому так значимо пение канона на Пасху.

Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря. А Устав говорит так: «Петь ирмосы на четыре (антифонно - 1 лик и 2 лик), а тропари - на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)». Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т.е. назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному. Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной.

После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) - это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3 песни - ипакои Пасхи, а по 6 - кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры.

Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи - 1 гласа, на Понедельник - 2 и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др.

В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование - христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения. Здесь Типикон указывает очень интересную форму поздравления, которая нам знакома, к сожалению, только по чину прощения в Прощеное воскресенье, когда выходят настоятель, иереи, диаконы, алтарники и встают перед амвоном сообразно своему чину, а все прихожане подходят к ним поочередно. В том же порядке, согласно Уставу, должно совершаться и пасхальное целование, каждый должен похристосоваться со всеми.

После целования читается знаменитое огласительное Слово Иоанна Златоуста с повторением ослепительно радостных слов ап. Павла: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55) и следует окончание пасхальной заутрени, после которой должен совершаться первый час.

Пасхальные часы представляют собой совершенно особый вид часов, и в строгом смысле слова вряд ли могут быть названы часами: вернее было бы их назвать «вместочасием», потому что одно и то же последование назначено на Светлой седмице для всех мелких служб. И полунощница, и повечерие, и все часы (первый, третий, шестой и девятый) имеют на Светлую седмицу один и тот же вид: это последование пасхальных песнопений (именно песнопений, а не чтений), которые помещены в Триоди Цветной под названием «О часех святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы».

Поется Христос воскресе трижды, Воскресение Христово трижды, а затем ипакои, кондак и некоторые пасхальные тропари. Это последование должно быть пропето три раза: за первый, третий и шестой часы. Таким образом, пасхальные часы, во-первых, безпсалмные, как и вся вообще Светлая седмица, а во-вторых, они ничем не отличаются друг от друга и совпадают с последованием пасхальных полунощницы и повечерия. В строгом смысле часами должны называться часы трипсалмные, а пасхальное последование - это вместочасие, если быть до конца точным.

После пасхальных часов начинается Божественная литургия. В первый день Пасхи назначено совершать литургию Иоанна Златоуста. Начинается она, естественно, возгласом Благословено Царство… и затем следует особое начало всех служб Светлой седмицы: священнослужители Христос воскресе трижды, лик Христос воскресе трижды, затем священнослужители стихи и к каждому стиху лик поет Христос воскресе единожды. Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон - это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случае Христос воскресе. На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи - Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся, потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1 зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее. Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках.

Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева «Ангел вопияше…» и ирмоса 9 песни канона «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи.

Затем следует обычная ектенья и после возгласа «Святая Святым» и ответа хора «Един Свят…» поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху. Причастный стих на Пасху звучит так:

«Тело Христово приимите,
источника безсмертнаго вкусите».

У нас принято на Пасху и Светлую седмицу во время причащения мирян петь Христос воскресе, а на самом деле следовало бы петь Тело Христово, потому что это как раз тот самый случай, это и есть причастный стих всего периода до отдания Пасхи.

Последняя часть Божественной литургии, как всегда, радостная и ликующая; практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды - это можно прочитать в Типиконе или Триоди Цветной. Произносится пасхальный отпуст; в первый день Пасхи полагается осенять крестом всю паству и поздравлять ее: «Христос воскресе!», на что все отвечают: «Воистину воскресе!». Таково окончание Божественной литургии на Пасху.

Вечерня первого дня Пасхи представляет собой совершенно исключительное богослужение, потому что мы знаем из Евангелия, что в первый день по Воскресении вечером Христос явился ученикам, причем там не было Фомы, почему и пришлось его отдельно уверять в Воскресении Христовом. На этой вечерне читается Евангелие, поэтому вход совершается тоже с Евангелием. Служба эта необыкновенно торжественна, совершается она в полном облачении, и на ней возглашается великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш…» О последовании этой вечерни мы не будем говорить подробно, скажем только, что практически во всем, кроме входа и чтения Евангелия, она является образцом вечерни любого дня Светлой седмицы. Причем каждый день на вечерне будет свой особенный великий прокимен. Великий прокимен имеет, кроме самого текста прокимна, еще три стиха (а не один, как обычный), поэтому обычный прокимен звучит на службе три раза, а великий - пять раз. Назначается великий прокимен только для особых дней года.

Пасхи. Христиане особенно чтят этот праздник - главное воскресенье года, когда Иисус воскрес из . Пасха - олицетворение победы Любви и Жизни. Церковное в этот день радостное и лучезарное, как впрочем настроение всех прихожан, посещающих его.Основная часть службы длится с половины двенадцатого до четырех утра. Храмы в эту торжественную ночь, как правило, переполнены. Прихожанам, желающим попасть на богослужение, следует выходит из дома заранее, чтобы хватило места. Храм украшают белыми цветами, священники облачаются в торжественные одеяния, остальные служители церкви тоже нарядно одеты. Пение в эту ночь радостное и легкое, в церкви много свечей и в их свете таинственно золотятся оклады икон. Служба сопровождается Благовестом - особенным колокольным перезвоном.Куличи, и прочую снедь лучше освятить заранее, в субботу. Во время пасхальной службы, при большом скоплении народа, сделать это будет сложно.За полчаса до полуночи в алтарь через Царские врата священник и диакон на своих головах вносят полотно с изображением Христа в - плащаницу. Служители полагают ее на престоле. Здесь плащаница находится до отдания Святой Пасхи в знак того, что Иисус пребывал сорок дней на земле перед вознесением.С наступлением полночь в алтаре, который знаменует небо, священнослужители начинают петь стехиру. Она звучит так: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Пение стехиры происходит трижды. Второй раз ее поют тоже в алтаре, на тон выше и с отдернутой завесой. Это знак того, что судьбы человечества раньше открываются на небесах, чем на земле. Третье пение, еще более высокими голосами, начинается при выходе священников из алтаря и длится до середины. Заканчивают пение стехиры хор в середине храма и все молящиеся.Вслед за этим начинается трезвон. Из церкви выходи Крестный Ход и обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...». Ход олицетворяет жен-мироносиц, которые ходили с ароматами «зело рано ко Гробу». Участники Хода останавливаются у западных храма, словно у дверей гроба, где миронсицы получили весть о воскрешении. В этот момент трезвон стихает.Настоятель церкви берет и окутывает ароматом иконы и всех молящихся. Затем он берет в свободную руку крест с трисвешником и становится лицом на . Кадилом священник начертывает перед закрытыми воротами знамение Креста и начинает Светлую утреню.Вслед за этим двери храма открываются и взору молящихся является внутренние покои, украшенные свечами и цветами. Далее следует пасхальная заутреня. Она состоит из пения канона. Затем поют стехиры и торжественно читают Евангелие. Следующим шагом является заамвонная молитва, по окончании которой на аналое, перед иконой с Воскресшим Христом, полагается хлеб, приготовленный по специальному рецепту. Этот хлеб, именуемый по-гречески , освящается молитвой и окропляется святой водой. В течении всей Светлой Седьмицы хлеб остается в храме. В завершении Пасхальной литургии раздается радостное пение, и все верующие под колокольный звон подходят к Кресту Господнему. Здесь они обмениваются праздничными приветствиями: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Самым величавым, праздничным и веселым богослужением Православной Церкви является богослужение Святой Пасхи . В сей день все верующие вспоминают о Воскресении Господа Иисуса Христа из мертвых.

Праздничное богослужение Светлого Праздничка богато высокохудожественными песнопениями и проникновенными священнодействиями, в каких ясно выражены глубочайшие правды веры христианской в связи с величайшим событием Воскресения Христова.

Приблизительно в половине двенадцатого в ночь с Величавой Субботы на Воскресенье начинается последование пасхальной полунощницы , во время которой священник с диаконом заносят Плащаницу (полотно с изображением положенного во гроб тела Иисуса Христа) на собственных главах в алтарь через королевские врата, и считают ее на престоле, где Плащаница остается до отдания Святой Пасхи в символ сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении.

Священнослужители облачаются в торжественные светлые облачения. Звонят колокола - благовест возвещает о приближении величавой минутки Воскресения Христова.

Ровно в полночь священнослужители в алтаре, который знаменует Небо, при закрытых королевских воротах начинают тихо петь стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби незапятнанным сердечком Для тебя славити». Во 2-ой раз священнослужители поют эти слова громче, также в алтаре, однако уже с отдернутой заавесью королевских ворот - в символ того, что величавые судьбы населения земли открываются на Небесах до этого, чем являются на земле. Открываются Королевские Врата, и стихира, еще больше высочайшим голосом, поется выходящим из алтаря духовенством в 3-ий раз до середины, а певцы, стоящие на середине храма, поют окончание от лица всех молящихся.

Начинается трезвон. Крестный ход выходит из храма и, подобно святым женам-мироносицам, ходившим с запахами «зело рано ко Гробу», обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...» и останавливается перед закрытыми западными дверьми храма, вроде бы у дверей гроба, где святые жены-мироносицы получили первую известие о Воскресении Христовом. Трезвон прекращается.

Настоятель, покадив иконы, сослужителей и всех молящихся, становится лицом на восток, держа в левой руке Крест с трисвещником, три раза начертывает знамение Креста кадилом пред закрытыми церковными дверьми и начинает Светлую утреню возгласом: «Слава Святей, и Единосущней!..» - и, подобно ангелу, возвестившему святым женам-мироносицам о Воскресении Христовом, совместно с духовенством три раза поет всерадостный тропарь Святой Пасхи: «». В этом тропаре содержится основная идея Праздничка, что Христос воскрес, Своею смертию попрал погибель и тем положил начало новейшей, нескончаемой жизни. Прямо за духовенством хор три раза повторяет тропарь.

Потом священник произносит стихи старого предсказания св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» , чем трогательно выражает крепкую веру ветхозаветных праведников в Воскресение будущего Спасателя и их надежду, что Воскресение будет победой над адом и приведет их к нескончаемой удовлетворенной жизни. Хор от имени верующих на каждый стих священнослужителей пением «Христос воскресе...» вроде бы отвечает ветхозаветным праведникам, что предсказания исполнились, Христос воскрес, погибель уничтожена и праведникам дана жизнь нескончаемая.

Открываются двери храма , где пылают все осветительные приборы и лампады. Все, ликуя, поют: Священнослужители входят в алтарь в открытые королевские врата, которые не запираются во все дни Светлой седмицы - в символ того, что с Воскресением Господа Королевство Небесное открыто для всех верующих.

Следующее богослужение пасхальной заутрени состоит в основном из пения канона с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых!..» . Это величавое и праздничное песнопение в честь Воскресения Господа Иисуса Христа из мертвых и Его Божественного величия принадлежит святому Иоанну Дамаскину и, согласно с высочайшими идеями о Пасхе святых отцов и учителей Церкви, служит источником всех наших светлых духовных радостей о Воскресшем Господе, безграничной преданности и любви к Нему.

Во время пения каждой песни канона священник с трисвещником и Крестом, как знамением победы Христа над гибелью, в предшествии диакона со свечой кадит святые иконы и молящихся, приветствуя их пасхальным восклицанием: «Христос воскресе!», чтоб в эту спасительную и светозарную ночь никто не остался в колебании, когда из Гроба воссиял всем безначальный Свет. На приветствие священника молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!». Каждения и приветствия, совершаемые священнослужителями, напоминают о неоднократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам и о радости их при виде Спасателя.

В конце утрени , во время пения стихир Пасхи, после слов: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением» , священнослужители в подражание ученикам Христовым (Лк. 24, 14-35) отрадно приветствуют друг друга. «Христос воскресе!» - восклицает один, обращаясь к другому, исповедуя правду Воскресения Христова, а иной в утверждение веры в Воскресшего Господа отвечает: «Воистину воскресе!» - и тем выражает надежду на наше будущее воскресение из мертвых.

Все верующие начинают также приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», три раза целуют друг друга и обмениваются красноватыми пасхальными яичками, которые служат для христиан эмблемой Воскресения: из-под мертвой скорлупы яичка рождается жизнь, которая была скрыта, как в гробе. Красноватый цвет яичка припоминает верующим, что новенькая, нескончаемая христианская жизнь приобретена бесценною Пречистою Кровию Господа Иисуса Христа.

В самом конце Светлой Утрени звучит замечательное по глубине мысли и силе чувства Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, который призывает всех ликовать: «Богатии и убозии, вместе ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь...» и возглашает нескончаемую победу Христа над гибелью и адом: «Где твое, смерте, нажимало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый не един во гробе».

В торжественном отпусте: который священник произносит с Крестом в руках, осеняя им на три стороны молящихся, и в приветствии: «Христос воскресе!» - Святая Церковь вновь коротко, однако торжественно прославляет тридневного от гроба Христа Жизнодавца.

По многолетнах совершаются пасхальные часы и Литургия по чину святого Иоанна Златоустого .

По исходном литургийном возгласе: «Благословено Королевство...» - священнослужители поют: «Христос воскресе...» - и стихи: «Да воскреснет Бог...», возвещая этим веселым песнопением, что Литургия, совершаемая во славу Пресвятой Троицы и в воспоминание Крестной погибели и Воскресения из мертвых Христа Спасателя, сейчас отдельно прославляет само событие Воскресения Христова. При каждении во время пения этих стихов священник, с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, приветствует молящихся: «Христос воскресе!»

В пении пасхальных антифонов: «Воскликните Господеви, вся земля!..» (Пс. 65), «Боже, ущедри ны и благослови ны...» (Пс. 66), также в произнесении входного стиха: «В церквах благословите Бога...» - Святая Церковь призывает всю вселенную воздать славу Воскресшему Господу.

За пением «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся...» читается Апостол из книжки Деяний (1, 1-8), содержащей ясное свидетельство о многократных явлениях Воскресшего Господа Своим ученикам. Дальше наступает праздничное чтение Евангелия , благовествующего о возвышенном учении евангелиста Иоанна Богослова о Лице Господа нашего Иисуса Христа, о Его Божестве (Ин. 1, 1-17): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог...». В огромных храмах Евангелие читается на разных языках: еврейском, греческом и римском, на которых была изготовлена надпись на Кресте Христовом, также и на новых языках мира, благовествующих правду веры Христовой в символ радости о Божественной славе Воскресшего из мертвых Христа Жизнодавца. Чтение Евангелия сопровождается гулом колокола и завершается коротким трезвоном, вроде бы возвещающим всему миру о славе Воплотившегося Бога Слова.

Вся служба Божественной литургии проходит под знаком высочайшей светлой пасхальной радости. К особенностям службы следует отнести неоднократное удовлетворенное повторение в направление службы тропаря Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию погибель поправ и сущим во гробех животик даровав! »

По заамвонной молитве на аналое, перед образом Воскресения Христова, полагается особо приготовленный хлеб, называемый по-гречески артосом, совершается каждение, освящение артоса молитвой и окропление его святой водой «в честь, и славу, и в воспоминание Воскресения» Господа нашего Иисуса Христа. В молитве на освящении артоса священник, призывая благословение Божие на артос, просит Господа об исцелении недуга и заболевания, о даровании здравия вкушающим святой артос. Артос остается в храме на аналое в направление всей Светлой седмицы в воспоминание тех расчудесных явлений Воскресшего Господа, очевидцами и свидетелями которых были апостолы, также в символ невидимого присутствия посреди верующих Воскресшего Господа.

В заключение пасхальной литургии священник поет первую половину тропаря «Христос воскресе...», а хор кончает: «И сущим во гробех...» Дальше священник произносит торжественный отпуст с Крестом в руках, как и на пасхальной утрени: «Христос, воскресый из мертвых...», и кончает литургию осенением Крестом молящихся с восклицанием (три раза): «Христос воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину воскресе!»

Хор поет (три раза): «Христос воскресе из мертвых...» (резвым напевом) - и кончает: «И нам дарова животик нескончаемый; покланяемся Его тридневному Воскресению».

Под праздничный колокольный гул верующие, полные светлых пасхальных радостей, подходят ко Святому Кресту и в духовном экстазе приветствуют друг друга: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Первоисточники:

  • paskha.ru - коротко о пасхальном богослужении
  • liturgica.ru - статья о пасхальном богослужении из Журнальчика Столичной Патриархии
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое Пасха?
  • Как вычислить сроки Пасхи?
  • Как отмечают Пасху в различных странах мира?
  • Как отмечают Рождество в различных странах мира?
  • Как выкрасить пасхальные яичка?
  • Пасхальная служба – одна из самых красивых и торжественных. Священнослужители, облаченные в светлые праздничные одежды, пение церковного хора, колокольный звон, разлитый в воздухе... Все это создает неповторимую атмосферу и проникает в душу величественными и важными для каждого верующего словами: «Христос Воскресе!».

    Начало пасхальной службы

    Служба начинается незадолго до полуночи. Первая ее часть называется «Полунощница» с каноном Великой субботы. Во время нее читаются Деяния Апостолов. После этого служители церкви переносят из середины церкви в алтарь и возлагают на престол плащаницу – изображение Христа во гробу.

    При этом хор и священники поют: «Восстану бо и прославлюся». На Великом престоле плащаница будет находиться до момента Отдания Пасхи, то есть до праздника Вознесения Господня.

    Перед самой полуночью рождается и набирает мощь колокольный звон – Благовест. Он возвещает, что светлый праздник начался.

    Священники трижды, сначала очень тихо, а потом все громче и громче поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

    Первый раз поют при затворенных Царских вратах и задернутой завесе (катапетасме); второй раз – громче, при закрытых Вратах, но при раскрытой завесе; третий – при отверстых Царских вратах и только половину текста. Вторую половину допевает хор.

    Заутреня и крестный ход

    Ровно в полночь начинается Заутреня. Под звуки Благовеста священнослужители с крестом, хоругвями, иконами, благовониями и пасхальными светильниками выходят из алтаря и шествуют через всю церковь к выходу. Это крестный ход.

    Впереди несут фонарь, следом – большой запрестольный крест, образ Богородицы, а далее уже идут попарно: хоругвеносцы, певцы, свещеносцы с большими свечами, диаконы с кадилами и свечами поменьше, священники.

    Последняя пара священников несет Евангелие и икону Воскресения. Замыкает шествие предстоятель храма с тремя перекрещенными и связанными свечами (трисвешником) и еще одним крестом.

    Трижды священники и прихожане обходят церковь против часовой стрелки. У мирян в руках зажженные свечи. Снова звучит стихира, стих шестой: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А над церковью взлетает сменивший Благовест ликующий пасхальный трезвон, символизирующий радость от вести, что Христос воскрес.

    Во время крестного хода священники многократно приветствуют прихожан словами: «Христос Воскресе!», каждый раз повторяя их три раза подряд. И миряне отвечают слаженным хором: «Воистину Воскресе!».

    Как проходит пасхальная служба в церкви

    После тройного обхождения церкви процессия входит в притвор и останавливается перед закрытыми дверями храма. Колокольный звон смолкает, а священник, приняв от диакона кадило, окропляет иконы и прихожан святой водой. Остальные служители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Предстоятель читает стихи из пророческого псалма: «Да воскреснет Бог», на что прихожане отвечают: «Христос воскресе».

    После этого звучит стихира, и снова: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Священник кадилом изображает на воротах знак креста животворящего, и ворота отворяются.

    Продолжение Заутрени

    Пасхальное шествие заходит в церковь, празднично украшенную цветами и многочисленными зажженными свечами. Пасхальная служба продолжается второй частью Заутрени. Во время нее поется пасхальный канон и читается «Слово святого Иоанна Златоуста», напоминая верующимо значении Пасхи . Завершает Заутреню пение стихир Пасхи: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением».

    Потом прихожане подходят к священнику, целуют крест и христосуются (прим. ред. – целуются троекратно ) с батюшкой. Во многих церквях раздают освященные крашенки (прим. ред – крашеные яйца ).