Варианты стеллажей в гараже. Делаем стеллаж для гаража: какую конструкцию выбрать? этап


Я устал платить за аренду складского помещения, и мне захотелось привести свой гараж в порядок, поэтому я решил, что пора сделать стеллажи. Сначала я подумал об их приобретении, но посчитав во сколько они обойдутся, у меня зародилась идея сделать их самому.

Дизайн стеллажа



В перерывах между работой над двумя проектами, я изо всех сил старался продумать наиболее функциональный дизайн. Около двух недель спустя у меня зародилась идея. Я начал с измерения гаража, подсчитывая сколько полок мне нужно, и как между ними разделить пространство. Мой гараж в длину 5,5 м, но учитывая местные стандарты размеров лесоматериалов, было принято решение делать 5-метровый стеллаж. Расстояние от пола до потолка составляло 2,75 м. Наиболее близкая к этому размеру длина доски составляла 2,45 м. Естественно, что мне не хотелось оставлять 30-сантиметровый промежуток между верхней частью стеллажа и потолком, поэтому я буду использовать 3-метровую доску, обрезая ее до необходимой длины. Определяясь с высотой полок, я подумал о главной цели: хранение ящиков, в которых можно держать вещи более организованно. Мои ящики 42 см в высоту, но я хотел оставить сверху небольшое пространство, поэтому высота полки была выбрана 45 см.
Еще мне нужно хранить некоторое снаряжение (для скалолазания, дайвинга, походов), и я его хотел поместить на стеллаже. Чтобы не нагромождать одно на другое, я решил сделать одну полку высотой 30 см.
В данный момент, у меня, как и у большинства домовладельцев, накопилось множество разных вещей (грабли, лопаты, сноуборд, гидрокостюм). Для всего этого мне тоже нужно было найти место. Поэтому мне понадобилось отделение, где можно повесить крючки и развесить там все или просто спрятать.
К этому моменту моя коллекция инструментов выросла с небольшого красного ящика до трех ящиков и одной сумки для инструментов. Для них я хотел смастерить верстак, чтобы я мог работать в гараже, где сухо и тепло. В идеале он должен быть 1,5 м в ширину.
У меня еще есть собака, которая любит все грызть. Моему маленькому другу тоже нужно небольшое место, где он сможет укрыться и согреться. Ему отводилась вся нижняя левая часть стеллажа.

Что понадобится для стеллажа из дерева


После того, как я сделал чертеж, нужно было подсчитать, какое количество пиломатериалов мне понадобится.
Я насчитал:
  • 8 досок 5 х 10 х 500 см.
  • 23 доски 5 х 10 х 300 см.
  • 6 листов фанеры 1,2 х 2,4 м.
  • Шурупы.

Приступаем к изготовлению стеллажа



Еще пару месяцев назад я выровнял стены, потому что предыдущие владельцы хорошенько постарались, чтобы сделать их ужасными. После шпаклевки и покраски, они стали выглядеть весьма неплохо. Приступив к работе, я понял, что недостаточно все продумал, где или как мне хотелось расположить вещи. У меня были хорошие мысли, но в общем я плохо подготовился. Планировалось закрепить балки стеллажа на опорных балках в стене. В общем, я не знал, как можно легко определить их расположение. К счастью один из моих соседей имел специальное электронное устройство, которым он со мной поделился на один день. Сначала мы прикрутили три балки по 500 см: одна под потолком, другая в метре от пола и третья в самом низу. После этого взяли 300 см доски и нарезали их по высоте потолка. Резали их за один раз, чтобы они наверняка вышли одной длины.

Изготовление внешней рамы


После закрепления внутренней рамы мы приступили к изготовлению внешней. Так как ее структура была такой же, мы использовали внутреннюю в качестве шаблона.
После того, как внешняя рама была готова, мы выдвинули ее наружу, обнаружив, что потолок немного провисает и упирается в нее. При помощи молотка, рама стала на нужное место, где мы ее закрепили на потолке. Далее нижнюю часть установили с помощью уровня так, чтобы стойки стояли вертикально.

Крепление полок



После того как рама была выставлена ровно и вертикально, мы ее надежно закрепили в потолке, в полу и посередине.
Теперь осталась сложная часть работы – воплощение моего проекта в реальность. Пришлось отказаться от 30 см полки, так как при креплении балок теряется минимум 10 см высоты на каждую.
После установки креплений для полок, в досках возле стен были проделаны вырезы, чтобы фанера плотно прилегала, и ничего не могло упасть за полку.

Дополнение


Теперь, когда все собрано, я не хотел больше тратиться и не стал покупать дверцы, которые изначально планировал ставить. Задумка в том, что можно поставить дверцы с горизонтальным креплением на балках. И когда гараж будет отрыт, любопытные соседи не увидят моей коллекции вещей.

Гараж – универсальное место, в котором можно не только размещать свой автомобиль, но хранить различные вещи, используемые в хозяйстве. Правильная организация хранения вещей в гараже поможет сохранить пространство, используя его по своему усмотрению. Лучшим решением станут самодельные полки и стеллажи в гараже своими руками.

В этой статье вы узнаете, из какого материала лучше всего сделать в гараже, какие их виды существуют.

Стеллажи для гаража изготавливают преимущественно из металла и деревины. Также, стеллажи бывают разборными и неразборными. Стационарные крепят при помощи саморезов и гвоздей.

Также, в помещении гаража создаются не очень благоприятные условия для деревянных полок – низкие температуры, влажность, резкие перепады температур.

Для того чтобы уберечь дерево от порчи, нужно обрабатывать его , а затем просушивать. Для крепления полок и самого стеллажа используют пластины или уголки из металла, при помощи саморезов.

Более дешевым вариантом для создания стеллажа в гараже является фанера и доска. Ламинированный намного дороже, его не нужно окрашивать и обрабатывать защитными веществами. Единственное, на боковые срезы, которые остаются открытыми необходимо нанести силикон, во избежание попадания влаги.

Каркас металлического стеллажа для гаража

Для создания каркаса стеллажа необходимы:

  1. металлические уголки толщиной 3-4 мм;
  2. труба из профиля с прямоугольным сечением.

Стойки изготовляют из профилированной трубы, а поперечины из уголков. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки - 25 мм и больше. Поворачивают уголок таким образом, чтобы настил был в углублении. Настил на полки мастерят фанеры, доски, ДСП, . доска, фанера, ОСП, ДСП.

В первую очередь собирают боковые элементы, после закрепляют поперечины.

Также неплохим способом сборки стеллажей в гараж являются краб-системы. Это пластины из металла со специальными углублениями для профиля. В пазы вставляют трубы, затем пластины стягивают посредством болтов М6 или М8.

Под них сначала сверлят дырки тонким сверлом, затем расширяют толстым. Такие конструкции рассчитаны на небольшой вес. Есть еще один способ - специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.

Виды стеллажей для гаража

  1. Сборные стеллажи собираются и разбираются самостоятельно.
  2. Стационарные крепятся к стене «намертво»
  3. Мобильные – можно передвигать с места на место.
  4. Крутящиеся используют для мелких предметов (болты, саморезы, гвозди, гайки, ключи, отвертки, малый ручной инструмент).

Как сделать стеллаж в гараже

Для того, чтобы сделать стеллаж в гараже своими руками необходимо в первую очередь создать проект, измерить помещение, определиться с размерами. Высчитать необходимое количество полок и их глубину.

Лучшим решением является стеллаж во всю длину и высоту свободной стены.

Ширина полок около 1м. Это самый оптимальный вариант, чтобы разместить объемные и тяжелые предметы.

Глубина – примерно 50-60 см. Больше делать нет нужды, иначе сложно будет дотягиваться до нужных вещей.

Высота полок – в пределах 25-60 см, нижняя должна быть самой высокой (для больших предметов).

Собирать стеллаж нужно горизонтально, и только потом поднимать.

Необходимых для обслуживания авто, заниматься ремонтом и хобби. Если инструменты, покрышки, канистры с жидкостями, коробки и прочие запасы, которые есть в арсенале у многих автомобилистов, будут хаотично разбросаны по гаражу, то и места в нем будет меньше, и найти необходимый предмет будет сложнее. Организовать систему хранения сможет стеллаж – достаточно примитивная, но очень важная для гаража конструкция. Если ранее в продаже были только складские стеллажи, а для гаража мастера их собирали самостоятельно, то сегодня все переменилось. Готовых конструкций масса – осталось только определиться с критериями выбора стеллажа в гараж.

Каким должен быть гаражный стеллаж?

Чтобы обоснованно говорить о критериях выбора, для начала неплохо было бы понять, каким требованиям должен отвечать гаражный стеллаж. Справедливо говорить о следующих характеристиках:

Делая промежуточный вывод, отметим, что очень важно при выборе стеллажа в гараж понять, какого размера конструкция вам подойдет, и где конкретно она будет стоять. Чтобы не запутаться и не допустить ошибку, составьте план, на котором будут обозначены размеры гаража, место для автомобиля и зона, предназначенная для гаража. Пусть вы потратите немного времени, но зато значительно сократите вероятность ошибки.

Виды стеллажей для гаража

Существует мнение, что лучший, самый надежный и проверенный стеллаж для гаража – это стационарный. Но кроме него есть и другие варианты, и у них есть свои плюсы. В каких-то случаях стационарная модель может даже уступать конкурентам. Итак, взвешивайте свои требования к стеллажу и выбирайте наиболее подходящий его вид:

  • стационарный стеллаж крепится к полу, стенам или потолку, потому считается самым надежным и прочным. Он состоит из вертикальных стоек, горизонтальных перегородок и полок. Полки могут быть металлическими или деревянными. Если это предусмотрено конструкцией, полки можно переставлять, меняя объем секций для хранения. При необходимости какие-то полки вообще можно убрать, создав место для хранения шин. Для тех, кто собрался хранить что-то достаточно тяжелое, такой тип стеллажа подойдет лучше всего. Обычно модели выполняются из металла, но полки в отдельных случаях могут быть и деревянными;
  • сборные/разборные – это, скорее, этажерки, чем полноценные стеллажи. Удобно, что мастер может в любой момент разобрать такой стеллаж, перевезти его и собрать снова, но назвать такие конструкции прочными нельзя. Впрочем, если вы собрались хранить только и мелкий крепеж, то и такого стеллажа вам будет достаточно. Как правило, изделия изготавливаются из металла;
  • передвижные стеллажи отличаются мобильностью. Если во время работ в гараже стеллаж будет мешать, его можно будет быстро передвинуть в дальний угол, а потом поставить обратно. Во время ремонта автомобиля конструкцию можно будет придвинуть поближе, чтобы не бегать за нужным инструментом. Казалось бы, идеальный вариант, если бы ни его недостаточная устойчивость. Мобильность обеспечивается наличием колесиков или роликов. Именно их присутствие и не позволяет конструкции быть настолько надежной, чтобы выдерживать приличные нагрузки. Говорить, что передвижные стеллажи плохие, нельзя, так как в отдельных случаях их возможностей будет вполне достаточно;
  • островной стеллаж можно считать частным случаем передвижной конструкции. Они рассчитаны на 2-3 полки, отличаются небольшой высотой, оснащаются колесиками, хотя могут быть и без них. Выдерживают небольшую нагрузку, удобны для хранения мелочей. Островной стеллаж на колесах очень выручает при ремонте авто;
  • вращающиеся стеллажи – редкость в наших гаражах, но они отлично подходят для размещения ручного и электрического инструмента, метизов. Функция вращения обеспечивает максимально простую доступность ко всему тому, что хранится на полках стеллажа. Если в гараже вы часто занимаетесь ремонтными работами, то данного рода конструкция вам понравится. Ею необязательно заменять стационарный стеллаж – она может стать дополнительным элементом в организации системы хранения. Есть модели, предназначенные для напольной и настольной установки. Места они занимают немного.

Отдельно стоит выделить модульные стеллажи , которые несколько отличаются от общепринятого понятия «стеллаж». Подобно модульной мебели, модульный стеллаж состоит из нескольких блоков. В качестве блоков могут использоваться не только традиционные полки, закрепленные на вертикальных стойках, но и навесные полки и ящики разного типа, а также системы типа рейлингов, предназначенные для развешивания инвентаря. Из различных блоков можно собрать любую систему хранения и при необходимости – легко дополнить ее. Такие системы, правда, больше подходят для хранения нетяжелых предметов.

Также стоит упомянуть подвесные полки . Полноценно заменить стеллаж они не смогут, но смогут дополнить его. Разместив несколько таких полок под самым потолком, можно организовать место хранения для предметов, которые используются достаточно редко. Подвесные полки могут быть укомплектованы ящиками для хранения мелочей, они могут быть угловыми – вариантов масса. Главное, не перегрузить данное место хранения, так как вся нагрузка идет на стену.

Наряду с настенными полками используются и потолочные . Они также могут быть обычными или угловыми, могут иметь несколько ярусов, снабжаться ящичками для хранения предметов. Это идеальный способ задействовать свободное пространство под потолком.

Материал исполнения гаражного стеллажа

Снова начнем со стереотипа, который уверяет нас, что лучший стеллаж – это стеллаж металлический. И спорить с этим утверждением сложно. Действительно, если хранить надо что-то тяжелое, то металл – это идеальный вариант. Но если в гараже нет ничего тяжелее насоса или , то можно найти и альтернативные решения.

Итак, для изготовления стеллажей используются следующие материалы:

  • металл . Каркас собирается из уголка и профильной трубы, полки делаются из листового металла. Как правило, используется сталь, которую покрывают слоем порошковой краски, предотвращающей коррозию, так как сырость, т.е. повышенная влажность, — в гаражах не редкость. Более серьезный вариант – оцинкованная сталь. Металлические стеллажи отличаются максимально возможной прочностью, так что на полках можно будет смело хранить и тяжелый инструмент. К преимуществам также отнесем высокую долговечность и стойкость к огню. Минус – подверженность коррозии, но с этим вопросом производители борются, нанося защитные покрытия. Если вы делаете стеллаж собственноручно, то вопрос защиты от ржавчины ляжет на вас – благо, специальных средств в продаже достаточно. Еще один минус металлического стеллажа – цена, но такое вложение с лихвой окупается долговечностью и надежностью;
  • дерево . Ранее, когда готовые стеллажи не продавались, мастерам приходилось делать их своими руками, и часто в ход шло дерево как достаточно доступный и простой в обработке материал. Сегодня дерево все еще активно используется при изготовлении стеллажей. Для создания каркаса применяют брус 50*50 мм, а для полок – доски, фанеру, ОСБ или ДСП. Главный плюс – небольшая стоимость, к тому же, деревянный стеллаж несложно собрать своими руками. Конструкция имеет небольшой вес, потому подвесной монтаж возможен при любом материале стен. Тяжелый металлический стеллаж, к слову, крепить к не рекомендуется. Минусов у дерева, увы, много. Это не такая высокая прочность, как у металла, пожароопасность, подверженность влиянию влажности, перепадов температур и микроорганизмов. Чтобы продлить срок жизни конструкции, придется регулярно обрабатывать древесину . Опытные автовладельцы рекомендуют сначала пропитать дерево средством, повышающим устойчивость к воздействию влаги, а потом покрыть слоем краски;
  • пластик используется крайне редко и причина понятна – неспособность выдерживать более-менее высокие нагрузки. Сегодня в продаже есть стеллажи для метизов, каркас у них металлический, а ящики – пластиковые. Ящики разделены на отсеки, потому в них можно хранить десятки видов различного крепежа. Удобный вариант для мастерской, но в обычном гараже вряд ли найдется столько разных метизов, чтобы заполнить даже небольшой стеллаж.

Отдельно стоит отметить комбинированные стеллажи, в которых каркас делают из металла, а полки – из дерева. Если вы не собираетесь хранить ничего сильно тяжелого, то это отличный вариант. Некоторые мастера, которые решили делать стеллаж своими руками и не прочь еще сэкономить, часть полок выполняют металлическими, а часть – деревянными. Чтобы такая хитрость не вышла боком, нужно заранее себе представлять, что и где будет храниться.

Шины, мотор, гаечные ключи – все это достаточно тяжелые вещи, и полки под ними не должны прогибаться и ломаться. Потому, снова-таки, продумайте, что вы будете хранить и изучите характеристики стеллажа при его покупке. Среди прочих там будет нагрузка, которую выдерживает полка и секция стеллажа.

Самые «нежные» стеллажи выдерживает до 60 кг на полку и 350 кг на секцию. Для более-менее серьезных нагрузок лучше брать модели, которые выдерживают до 120 кг на полку и до 500 кг на секцию. Более крепкие модели выдерживают 170 кг на полку и 750 кг н стеллаж. Есть и максимально прочные модели, которые выдерживают нагрузку 300-900 кг на полку. Необходимость в таких конструкциях есть, разве что, в автомастерских, когда надо хранить несколько комплектов колес, среди которых могут быть и грузовые.

Размеры стеллажа для гаража

Обычно стеллажи ставят вдоль одной из стен – такое решение позволяет максимально рационально использовать пространство гаража. Сделайте заранее несколько измерений, чтобы знать, на какой предел по высоте, длине и ширине рассчитывать. Имейте в виду, что многие производители продают стеллажи вертикальными секциями длиной от 70 см до 1 м и более, потому собрать конструкцию необходимого размера будет несложно.

  • высота . Лучше брать настолько высокий стеллаж, насколько позволяют потолки в гараже. Таким образом удастся на одной и той же площади разместить максимум вещей. Продаются стеллажи высотой 1,5 м, 1,8м, 1,9 м, 2 м, реже можно найти и другие размеры;
  • глубина полки. Тут важен баланс. С одной стороны, полка должна быть вместительной. С другой стороны, слишком широкие полки отнимают много места, а если хранить на них всякие мелочи, то доступ к предметам на заднем плане будет усложнен. Глубина варьируется от 30 до 80 см, шаг 10 см. Оптимальной считается глубина 50-60 см, но, прежде всего, надо принимать во внимание, что именно вы собрались хранить. Понятно, что для габаритных предметов лучше выбрать полки поглубже;
  • длина секции . Золотой стандарт – это 1 м. При стандартном каркасе полка такой ширины будет достаточно прочной. Собрать стеллаж длиной 4 м, например, можно из 4 секций по 1 м. Если по каким-то причинам необходимо, чтобы длина секции была больше 1 м, то придется раскошелиться на усиленную конструкцию со или толстым брусом. Стоить это будет дороже, а если вы все делаете своими руками, то процесс изготовления будет сложнее;
  • расстояние между полками может быть практически любым. Удобно, когда положение полки можно отрегулировать, чтобы адаптировать стеллаж под хранение определенных предметов. Рекомендуется, чтобы первая полка располагалась на высоте 30-50 см от пола. Это обеспечит должную безопасность вам и позволит осуществлять простую уборку.

При желании можно комбинировать секции разной высоты, ширина полок в них также может отличаться. В общем, только вы знаете, какой стеллаж будет идеально вписываться в ваш гараж и отвечать всем требованиям.

Секреты организации пространства

Опыт многочисленных владельцев гаражей подсказывает, как правильно разместить все на полках стеллажа, чтобы все поместилось и ничего не упало. Вот некоторые советы, к которым не мешало бы прислушаться:


Покупая готовый стеллаж, выясните, как давно производитель работает на рынке, довольны ли пользователи его продукцией, какие материалы он использует, как защищает от негативного воздействия влаги, какие гарантии дает. Если есть время и возможность, можно попробовать соорудить стеллаж своими руками, на помощь вам придут следующие видео.

Конечно, гараж можно оборудовать готовыми системами хранения, которые в большом ассортименте есть в магазинах. Но у стеллажей и полок, сделанных своими руками, найдется перед ними немало преимуществ.

  1. Экономия средств. Самоделка в любом случае обойдется дешевле покупного аналога. А если в хозяйстве есть кое-какие материалы, оставшиеся от ремонта в квартире или обустройства участка, то выгода будет ещё более ощутимой.

  2. Оптимальные размеры. Среди готовых конструкций трудно найти такую, которая удобно встанет в гараже, не занимая лишнего места, и при этом вместит в себя всё, что нуждается в хранении. При самостоятельном изготовлении можно учесть и габариты помещения, и необходимое количество и размер полок.

    Стеллаж в гараж можно изготовить любого размера

  3. Надежность. Приемлемые по цене стеллажи и полки часто оказываются не слишком прочными, они могут не выдержать вес хранимого оборудования. Или прослужат недолго в сложных условиях эксплуатации. Для самодельных конструкций владелец гаража сам выбирает материалы, прочность, качество и несущая способность которых не вызывает у него сомнений.

  4. Дизайн. Не самый важный пункт в этом перечне, но для кого-то существенный. Особенно если автовладелец использует гараж и в других целях. Например, в качестве мастерской, в которой все должно быть на своих местах.

Конструкции полок для гаража

По месту установки полки могут быть:

  • настенными , подвешиваемыми к стене с помощью анкеров или другого подходящего крепежа. Это могут быть обычные доски, уложенные на угловые стеновые кронштейны, или многоярусные конструкции из стального уголка, профильной трубы или дерева;

    Настенная конструкция — кронштейны и закрепленные на них доски

    Деревянные стеллажи, фиксирующиеся на стене

  • напольными в виде стеллажей с опорой на пол в самых разных исполнениях;

  • подвесными , у которых несущий каркас крепится к перекрытиям или потолочным балкам на анкерные болты либо на анкера с крюками или кольцами. Каркас в этом случае может быть только металлическим – из длинных шпилек, троса или перфорированного профиля. Их преимущество заключается в возможности размещения в любом месте без привязки к стенам. При наличии на потолке металлических балок и перемычек возможен вариант изготовления сварной полки.

Обратите внимание. Подвесные полки без дополнительного крепления к стене могут раскачиваться, поэтому хранить на них дорогой или чувствительный к падениям инструмент не стоит.

К настенным полкам можно отнести и специальные щиты, оборудованные крючками, держателями, подвесами и прочими приспособлениями для хранения ручного инструмента. На них могут крепиться и небольшие полочки для контейнеров с крепежом и мелкими деталями.

Такие щиты подвешиваются на стену за проушины либо крепятся к ней сквозным способом.

По способу сборки полки могут быть стационарными, разборными и передвижными.


Выбор конструкции зависит от свободного пространства в гараже, выделяемого для системы хранения. А также от материала стен и потолка и их отделки, высоты помещения и прочих факторов, которые в каждом случае индивидуальны.

Цены на разборные стеллажи

Разборные стеллажи

Материалы для изготовления

Чтобы оборудовать гараж полками для хранения вещей, лучше всего использовать металл или дерево. Другие материалы не подходят для эксплуатации в условиях частых температурных перепадов, влажности воздуха и высокой вероятности механических повреждений. Например, ДСП быстро впитывает влагу и разбухает, а пластик не обладает достаточной устойчивостью к нагрузкам.

Самый надежный материал – металл в виде стальных уголков, круглых и профильных труб. Он прочный, долговечный, легко выдерживает большой вес хранящихся вещей, не горит. Для придания ему эстетичного вида и стойкости к коррозии все элементы конструкции покрывают специальными защитными или лакокрасочными составами.

Но для изготовления полок из металла нужны и определенные навыки, и оборудование для работы с ним. Кроме того, этот материал нельзя назвать дешевым.

В отличие от него дерево более доступно как с точки зрения стоимости, так и относительно обработки деталей, наличия необходимых инструментов. Оно не столь долговечное и прочное, но вряд ли в гараже требуется предельная устойчивость к нагрузкам. А износостойкость деревянных элементов также повышается применением защитных покрытий.

Основной недостаток дерева – это его горючесть, но обезопасить деревянные конструкции от случайного возгорания можно с помощью антипиреновых пропиток.

Цены на различные виды универсального антисептика Dali

Универсальный антисептик Dali

Самый оптимальный вариант для гаражных полок и стеллажей – это комбинация материалов: из металла делают каркас, а из дерева собственно полки или настилы. Это позволяет снизить себестоимость и обеспечить приемлемую надежность и долговечность конструкции.

Планируя полки для хранения, необходимо все рассчитать и убедиться, что они выдержат предполагаемый вес предметов, они удобно на них разместятся, а сама конструкция не будет мешать ни автомобилю, ни его владельцу.

Лучше всего сделать предварительный чертеж или просто набросок, перенеся на бумагу все измерения и продумав способы соединения и крепежа. При создании проекта предлагаем учесть следующие рекомендации:

  • толщина полок зависит от материала и предполагаемой нагрузки. Как правило, под хранение инструментов, колес и других тяжелых предметов деревянные полки делаются толщиной не менее 30 мм;

  • большое значение имеет и расстояние между опорами. Чем больше вес и меньше толщина настила, тем меньше должно быть и это расстояние. Оптимальной в плане надежности и удобства считается длина полок от 80 до 120 см для деревянных конструкций и 150-200 см для металлических;

  • их глубина не должна превышать 60 см, иначе доставать что-то с полки будет неудобно. Но этот параметр подбирается с учетом предназначения и зависит от того, что именно предполагается хранить на этом ярусе. Если необходимы полки от пола до потолка разной глубины, то она должна уменьшаться снизу вверх;

  • это правило применяется и при выборе расстояния между полками: самыми высокими должны быть нижние. На них хранят габаритные и тяжелые вещи, а мелкие и легкие могут разместиться выше.

Вообще в первую очередь следует исходить из собственных потребностей, количества и вида предметов, для хранения которых и создается система. При этом стараются с пользой использовать каждый сантиметр.

Примеры изготовления

Тем, кто заинтересовался возможностью самостоятельного оборудования гаража, могут пригодиться подробные описания изготовления и крепления полок. Несколько вариантов приведены ниже.

Подвесная потолочная полка

Самую простую полку можно сделать из листа многослойной фанеры и четырех длинных резьбовых шпилек. А закрепить её на потолке с помощью анкерных болтов и соединительных муфт.

Вырезаем из фанеры или мебельного щита полку нужного размера. Желательно не длиннее 70-80 см, иначе со временем она прогнется. Для усиления можно добавить пару шпилек или окантовать полку по торцам металлическим профилем.

По углам, отступив от торцов на 4-5 см, сверлим в полке отверстия диаметром чуть больше толщины шпильки. Прикладываем её к потолку и через сделанные отверстия ставим на нем метки.

Перфоратором сверлим в потолке отверстие по меткам. Диаметр бура должен соответствовать размеру анкерного болта. Забиваем анкера в отверстия.

Цены на популярные модели перфораторов

Перфораторы

Соединяем шпильку с анкером, используя длинную стяжную шестигранную муфту.

Накручиваем на каждую шпильку гайку и надеваем широкую шайбу. Затем продеваем концы шпилек в отверстия в полке и регулируем её по высоте второй парой гаек и шайб, установленных снизу.

Слишком длинные концы шпилек можно обрезать или использовать для второй полки.

Настенная деревянная полка

Сделать несколько параллельных полок на всю длину стены гаража можно только из дерева – досок и брусков, скрепленных саморезами.

Выпиливаем из доски несколько опор в форме усеченного прямоугольного треугольника.

Его длина рассчитывается в зависимости от количества полок и расстояния между ними. Если ширины одной доски мало, то сращиваем прямоугольный отрезок с треугольным.

С обеих сторон прикручиваем к каждому кронштейну бруски 20х40 мм. Один вдоль верхнего среза, остальные – параллельно первому с отступом в размер расстояния между полками. На эти бруски они и будут опираться.

Делаем на стене разметку с помощью уровня и рулетки, отмечая положение изготовленных деревянных кронштейнов. Расстояние между ними подбирается с учетом длины досок, но оно должно обеспечивать надежность конструкции и не быть слишком большим.

К тыльной части кронштейнов прикручиваем саморезами подвесы. Это могут быть стальные полоски с просверленными отверстиями для крепления к стене.

Примеряем кронштейны к стене по разметке и ставим на ней метки через отверстия в подвесах.

Сверлим по меткам отверстия в стене.

Если нагрузка на полку будет небольшой, крепить её можно дюбель-гвоздями. Но лучше использовать распорные анкеры.

Вместо крайних угловых кронштейнов крепим к поперечным стенам бруски-опоры на том же уровне, на котором они прикручены к кронштейнам.

Фиксация брусков — опор

Шаг 9. Верхнюю полку из нарезанных в размер досок укладываем прямо на кронштейны и прикручиваем. Промежуточные полки вставляем между ними с опорой на бруски. А самую нижнюю прикручиваем к нижним торцам кронштейнов.

Деревянный напольный стеллаж

И ещё одна полностью деревянная конструкция, но уже более вместительная. Для её изготовления потребуются доски-тридцатки для настила и брус 50х50 мм для стоек и перемычек. Предварительно нужно сделать чертеж и определиться с количеством материала, высотой стоек, глубиной полок и прочими параметрами.

Совет. За основу можно взять приведенный выше чертеж стеллажа и при необходимости добавить нужное количество секций.

Пошаговые фото Описание

Нарезаем брус и доски по длине согласно чертежу и строгаем их, чтобы детали
были гладкими, без заусенцев.

Размечаем на стойках места
крепления перекладин для
полок и выбираем пазы глубиной 1-1,5 см.

На обратной от паза стороне стоек просверливаем по два
неглубоких отверстия
большим сверлом. В них будут утоплены шляпки
саморезов.

Вставляем перемычки в пазы. Для надежности их можно промазать столярным клеем.

Через просверленные ранее отверстия скручиваем стойки с перекладинами.

Таких опор нужно изготовить две или больше в зависимости
от количества секций стеллажа. Они должны
получиться абсолютно одинаковыми, с перекладинами на одном уровне.

Устанавливаем опоры на место. Дальние стойки можно прикрепить к стене металлическими уголками.

Настилаем на перекладины доски и прикручиваем их саморезами.

Видео – Делаем полки в гараже своими руками

Металлические сварные полки

Этот вариант подойдет тем, кто умеет работать со сварочным аппаратом. В этом примере использован довольно нестандартный способ стационарного крепления металлического каркаса к стенам. Он достаточно надежный и позволяет сэкономить на покупке анкеров, которых потребовалось бы много. Вместо них использованы короткие отрезки стальной арматуры. А сам каркас собирается из профильной трубы 20х40 мм.

Делаем на стенах горизонтальную разметку для каждого ряда полок.

Нарезаем арматуру диаметром 12 мм на отрезки длиной около 10 см.

Сверлим в стенах по разметке отверстия глубиной 7-8 см, используя бур, соответствующий диаметру арматуры. Шаг между ними – 1 метр, от разметки нужно отступить вниз на толщину профильной трубы.

Чтобы конструкция держалась прочно, направление сверления соседних отверстий нужно менять, направляя бур то перпендикулярно стене, то под небольшим углом.

Забиваем обрезки арматуры в отверстия так, чтобы на их выступающую из стены часть можно было положить профтрубу.

Трубу нарезаем болгаркой на отрезки, соответствующие размерам полок. И привариваем их к арматурным пруткам, торчащим из стены.

Закрепив задние и боковые элементы каркаса, привариваем к ним передние.

Из той же трубы нарезаем стойки длиной от пола до верхней полки, устанавливаем их через каждые 120-150 см и привариваем их к каждому горизонтальному ряду, предварительно выставив его по уровню.

Для обеспечения жесткости всей конструкции дополнительно привариваем перемычки от каждой стойки к дальней стенке каркаса.

Осталось зашлифовать места сварки, каркас и настелить на него доски или фанеру.

На нашем сайте вы можете найти много новых идей и подробных мастер классов. Например, рассказывается об изготовлении печей длительного горения для гаража. Лучшие идеи и советы профессионалов для наших читателей.

Цены на популярные модели сварочных аппаратов

Сварочные аппараты

Полки для инструментов

Такие полки сделать просто. Достаточно просверлить в доске или куске фанеры отверстия разного диаметра под отвертки, молотки, кусачки и прочий имеющийся в работе инструмент. И закрепить её горизонтально.

Вертикально установленные щиты можно оборудовать разными держателями, применив смекалку и фантазию. Это могут быть:

  • вкрученные на определенном расстоянии друг от друга саморезы;

  • магнитные полоски;

  • крючки и ;

  • бруски с пазами и даже вырезанные фрезером углубления по форме каждого инструмента;

  • обрезки труб или пластиковых бутылок.

При желании оборудовать свой гараж удобной системой хранения с максимальным использованием свободного пространства может каждый. Нужен только подходящий материал, соответствующий и некоторое количество свободного времени.

Видео — Самые простые деревянные полки

Чтобы «добро» в гараже не мешало перемещению требуется каким-то образом организовать его хранение. Наиболее удобны стеллажи для гаража. При наличии достаточного пространства, их можно сделать на всю стену или даже на несколько стен. Если же внизу места нет, придется перебираться наверх — делать полки под потолком. Не самый лучший вариант, но порой единственный. И все же стеллажи в гараже стоящие на полу, более безопасны, особенно если их надежно прикрепить к стене (во избежание неприятных ситуаций).

Какой стеллаж лучше: сварной или болтовой

Стеллажи для гаража делают из дерева и металла. Деревянные большей частью неразборные — на гвоздях и саморезах. Установлены они обычно стационарно, закреплены к стене. Стеллажи из металла могут быть сварены. Тогда они неразборные. Есть стеллажи на болтовых соединениях. Эти конструкции мобильны, могут при необходимости разбираться. Их недостаток — недостаточная жесткость, так как всегда в таком соединении присутствует некоторый люфт. Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, ее крепят к стенам. Для этого к крайним стойкам можно приварить (прикрепить на болтах) металлические пластины с отверстием. В это отверстие вогнать костыль (предварительно засверлив в стене отверстие немного меньшего диаметра).

Один из вариантов — каркас из профильной трубы и полки из фанеры

И сварные, и болтовые стеллажи для гаража исправно служат, но чаще встречаются сварные конструкции. Разборный вариант выбирают в двух случаях. Первый — возможен переезд в другой гараж и все оборудование надо будет перевозить, а весит конструкция сотни килограмм, так что целиком ее перемещать проблематично. Второй — нет возможности или желания использовать сварку (если стеллажи для гаража делают своими руками). Остальные обычно предпочитают сварные — они более устойчивы и при наличии опыта сварки собирается быстрее.

В продаже еще встречаются металлические стеллажи из перфорированных уголков. Они тоже мобильны и могут разбираться, но соединяются они при помощи крючков (на поперечинах) и пазов (на стойках). Такие системы хранения удобны — можно переставлять полки на желаемую высоту. Их минус — дорого.

Конструкции и размеры

Конструктивно стеллажи для гаража состоят из стоек, перекладин и полок. Иногда, для увеличения жесткости, на задней стороне делают еще поперечные затяжки — две стальные полосы, приваренные/прикрученные к крайним стойкам по диагонали. Они компенсируют боковые нагрузки увеличивая общею устойчивость и надежность.

Размеры — высота и глубина полок — выбираются практически произвольно — в зависимости от того, что вы предполагаете хранить. Единственное что надо подбирать аккуратно — длину пролета — расстояние между стойкам в одной секции. Оно зависит от жесткости материала, который вы решите использовать: полки даже при полной нагрузке не должны прогибаться. Для тяжелых вещей/предметов длинна пролета — около 1,5 метров, если нагрузка будет не слишком большой, расстояние можно увеличить до 2 метров, но больше делать однозначно не стоит. Если нужен стеллаж для гаража большей длины, ставят промежуточные стойки, расстояние между которыми все равно не может быть больше 2 метров.

Несколько слов о высоте полок в стеллаже. Самая нижняя полка может быть приподнята от уровня пола на 50-70 см (даже больше при желании). Сюда обычно ставят самые тяжелые предметы. Остальные полки можно делать на разной высоте, 30 см — это неудобно и непрактично. Вообще, оптимально на полку должна становиться 1,5 литровая пластиковая бутылка, а это 35-37 см. Такое расстояние удобно для использования.

Из чего делают

Как уже говорили, стеллажи для гаража делают из древесины и металла. Деревянные легче по весу, с древесиной работать проще, но они выдерживают не такие большие нагрузки. Металлические более тяжелые (тяжелее в разы), но на них можно уложить и слона.

Есть еще вопрос цены. Металлопрокат нынче совсем не дешев. Если все покупать на рынке или в магазине, по цене вам один стеллаж (вместе с расходниками) обойдется практически в такую же сумму, как и готовый. Единственный реальный способ сэкономить — купить металл на металлобазе целыми хлыстами (бывают по 6 м и 12 м), а потом нарезать на отрезки нужной длинны. Нарезка может быть прямо на базе, вам придется дополнительно оплатить услуги, но суммы совсем небольшие. В таком случае вам удастся сократить расходы примерно на 20-30%.

Пиломатериалы по сравнению с металлом стоят меньше. Но не думайте, что затраты буду небольшими: вам придется покупать сортовую древесину без сучков, а это класс «элит» или «премиум» с соответствующим ценником. Так что очень дешево не получится.

Из дерева

Условия эксплуатации в гараже далеко не самые лучшие — повышенная влажность, мороз, попеременное размерзание/замерзание, временами — жара. Не очень хорошо для древесины. Потому весь материал перед работой необходимо обработать антибактериальными и защитными составами. Берите средства для древесины для наружных работ, так как условия в неотапливаемом гараже больше на них похожи. Можно подобрать такое средство, которое одновременно тонирует обрабатываемую поверхность и ваше изделие можно будет не красить. После обработки материалы просушивают и только после этого начинают работу.

При соединении частей деревянного стеллажа можно использовать стандартные для плотников способы — в четверть или вполулапу. Если это для вас сложно, можно прибивать и встык, а для усиления соединений использовать металлические уголки и/или накладные пластины.

Еще момент: соединять лучше на гвозди, а не на саморезы. Более устойчиво получается, меньше соединения «разбалтываются». Если выбрали вариант с усилением пластинами, их можно крепить на саморезы.

Теперь по размерам: для стоек используют обычно брус 50*50 мм, для перекладин можно использовать тот же брус или чуть тоньше — 50*30 мм. Настил делают из:

  • досок толщиной не менее 21 мм;
  • влагостойкой фанеры толщиной от 10 мм;

Наиболее дешевые — доска и фанера. Ламинированный ДСП значительно дороже, но его не надо красить, а это — хороший плюс. Чтобы не тратить очень много, можно на базах брать первые и последние листы в пачке — они поцарапанные и идут значительно дешевле.

Деревянный стеллаж в гараж — чертеж с размерами

Еще момент: у полок из ДСП остается открытым боковой срез. Если его не обработать, при повышении влажности стружка будет разбухать, полка станет коробиться. Чтобы этого не произошло, промажьте края силиконом. С такой обработкой ничего с ДСП не случится.

Металлические

Если вы решили сделать металлические стеллажи для гаража, выбор материалов шире — есть два варианта металлопроката, плюс стандартные решения для складских помещений (перфорированные уголки). Также использовать можно металлические части, предназначенные для других целей — например, подойдут стальные кабель-стойки или кабель-каналы, которые используются в связи.

Кабель-каналы и полки — удобно и не очень дорого

Итак, из чего делают каркас металлического стеллажа в гараж:

  • Из металлического уголка с толщиной металла от 3-4 мм. Ширина полочки уголка — 25-45 см — в зависимости от планируемых нагрузок. Прочный, но металлоемкий материал, весит много, стоит дорого.
  • Профильная труба (прямоугольная в сечении). При меньшей металлоемкости (толщина стенок меньше), по сравнению с металлическим уголком имеет лучшие характеристики по упругости (сложнее согнуть), более устойчива к кручению. Примерные размеры для стоек 50*50 мм или 40*40 мм, на поперечины 50*25 мм или 40*25 мм соответственно.
  • Стойки делают из профтрубы, а поперечины из уголка. Толщина металла 2-3 мм, ширина полки — 25 мм и больше. Разворачивают уголок так, чтобы укладываемый настил был как в «гнезде».

Настил на полки делают из тех же материалов, что и для деревянного стеллажа (доска, фанера, ОСП, ДСП), только иногда добавляются еще нестандартные варианты, которые с деревянным каркасом используют резко из-за высокой массы — листовой металл.

Оптимальной для большинства регионов остается доска — надежный, не очень дорогой материал. Брать надо половую, без сучков (с минимумом сучков) толщиной от 21 мм. Обработать антисептиками, затем покрасить.

Плюс металлических полок — высокая надежность при малой толщине, минусы — цена, масса и «громкость». Их также надо красить, только сначала очистить от ржавчины, затем пройтись преобразователем ржавчины и грунтом, затем — красить и желательно в два слоя. Также, кстати, надо обрабатывать и металлический каркас. Тогда стеллаж в гараже не будет ржаветь.

Особенности сборки металлических стеллажей

Стеллажи из металла могут свариваться или собираться на болты. Со сваркой обычно вопросов не возникает. Если используется уголок, соединять можно внахлест — разница в 3-5 мм при укладке полок незаметна. При желании, можно вырезать лишнее в одной из полочек, сварить встык, но подрезка занимает много времени, а особой разницы вы все равно не увидите.

Со сборкой каркаса для стеллажа на болтах порядок такой: сначала собирают отдельно квадраты боковин и полок, затем их скручивают вместе. На каждое соединение желательно не менее двух болтов — для большей жесткости (меньше люфтит).

Если своими руками собираются стеллажи для гаража из профильной трубы, порядок работы другой. Сначала собирают боковины, к ним крепят короткие поперечины. Получаются два прямоугольника с перекладинами. Потом они соединяются поперечинами.

Как можно сделать соединения смотрите на фото. В одном случае сварка все-таки нужна — приварить «подпяточник», в другом можно обойтись без нее — вырезать «уши», загнуть и за них цеплять.

Есть еще один способ — специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.

Очень большие нагрузки такое соединение вряд ли выдержит, зато есть неоспоримы плюс — не надо сверлить кучу отверстий в металле. В профилированной трубе это, безусловно, проще, чем в толстостенном уголке, но все равно отнимает много времени и сил.

Кстати, болты используются М8 или М6, соответственно под них требуются большие отверстия. Проще сначала просверлить тонким сверлом, затем расширить до нужного размера толстым. Но даже при таком порядке вам понадобиться солидное количество сверл. Чтобы они меньше перегревались и реже ломались, рядом поставьте банку с водой, туда опускайте периодически сверло.

Компоновка, схемы, чертежи, идеи

В гараже нужен не только стеллаж, но еще необходим верстак и стенд для ручного инструмента — всевозможных ключей и другой мелочевки, которой много и придумать какое-то определенное удобное место хранения сложно.

Верстак можно сделать по центру стеллажа. Это удобно — все необходимое будет под рукой, не придется постоянно ходить к полкам.

Верстак может быть частью системы, а можно сделать два отдельных модуля, между которыми установить требуемый стол. Если такое расположение не понравится, можно будет поменять конфигурацию — хоть углом поставить.

Что касается стенда для инструмента. Есть заводской вариант — перфорированный лист металла с навешиваемыми на него держателями. Идея очень неплоха за исключением цены.

Как обычно, есть и несколько самоделок (какой же гараж без них) на ту же тему. Идеи просты в исполнении, может, не настолько элегантны, но удобны:


И при желании, все это можно поставить на колеса — сделать стенд для инструмента передвижным. Это а тот случай, если в теплое время года вы предпочитаете работать с машиной на улице.